Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:17, реферат
Несмотря на то, что, по мнению ряда специалистов, акцент современных исследований в психологии спорта смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями (А. В. Родионов, 2009; В. Н. Непопалов, 2004; В. Р. Малкин, 2001), в сторону изучения индивидуального стиля деятельности и структур, его обеспечивающих (В. С. Мерлин, 1979;В. А. Нилопец, 1979 и др.), основной целью этих исследований является нечто другое.
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Формирование отношения к спортивной деятельности…………………………….. 5
Глава 2. Формирование мотивации к совершенствованию физических качеств
спортсмена……………………………………………………………………………………………. 10
2.1.Роль выносливости и мотивации к ее развитию…………………………………………... 10
2.2. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических свойств личности и выносливости у юношей и девушек…………………………………………………………………. 11
2.3. Основные принципы формирования мотивации к развитию выносливости…………. 13
2.4. Психология развития выносливости………………………………………………………… 14
2.5. Психология развития силы……………………………………………………………………. 16
2.6. Психология развития быстроты………………………………………………………………. 16
2.7. Психология развития ловкости……………………………………………………………….. 17
2.8. Самовоспитание воли………………………………………………………………………….. 18
Заключение…………………………………………………………………………………………... 19
Список использованной литературы………………………………………………………………20
Эти принципы включены в психологическую подготовку (беседы, педагогические внушения, работа с психологом, самовоспитание, психотренинг) в сочетании с применением комплекса аэробных упражнений, направленных на воспитание и совершенствование общей выносливости.
Психотренинг должен быть направлен на работу с ценностными ориентациями в отношении учебной и профессиональной сфер, с моделями поведения в ситуациях, требующих проявления выносливости, с мотивами, поведенческими структурами и эмоциональными и виртуальными состояниями в тренировочной и соревновательной деятельности. Ключевым фактором, а соответственно, и темой тренинга, определяющим стратегию самоорганизации личности спортсмена и выполнения поставленных целей, выступает выносливость человека.
В результате контрольного эксперимента, проведенного на спортигровиках, выявлено, что осознание повышения уровня выносливости без сформированного представления о ее значении для успехов тренировочной и соревновательной деятельности снижало потребность в дальнейшем ее развитии.
Применение же психотренинга, формирующего представление о роли выносливости, в комплексе с упражнениями на выносливость обеспечивает прирост показателя выносливости в среднем на 5.5 % (p<0.05), способствует увеличению потребности в достижении (p<0.05) и повышению значимости сфер физической активности (p<0.05).
Формирует положительную динамику в оценке выносливости как профессионально важного качества и вызывает позитивные изменения в представлении о физической активности на поведенческом уровне. Например, произошло значительное позитивное отношение к утренним пробежкам, их продолжительности.
Таким образом, применение методики, сочетающей психотренинг, направленный на формирование мотивации к развитию выносливости, и комплекс упражнений на выносливость, вызывает позитивные изменения мотивационно-ценностной структуры и способствует повышению физической активности и увеличению общего уровня выносливости.
2.4. Психология развития выносливости
Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя тренировать выносливость.
У спортсмена необходимо формировать положительное отношение к работе, вызывающей утомление, и даже к тем неприятным, порой болезненным ощущениям, которые возникают вследствие утомления. Спортсмен должен расценивать эти признаки утомления не как симптомы опасности, а как сигналы того, что в ходе выполнения упражнений достигается необходимый тренирующий эффект. Упражнения для развития выносливости выполняются в течение продолжительного времени и, как правило, связаны с многократным повторением одинаковых действий циклического характера.
В силу этого чувство усталости может наступать не только вследствие утомления мышц и внутренних органов, но и вследствие монотонности работы.
Сочетание этих особенностей тренировки выносливости может способствовать появлению специфического новообразования — «фактора поиска комфорта»
Содержание этого фактора — тяжелое утомление физического характера и поиск психического комфортного состояния после него. Этот фактор является основной психологической причиной стойкого падения результатов (как тренировочных, так и соревновательных), потому что синдром «Психическое комфортное состояние после максимальной работы при высоких результатах» может трансформироваться в синдром «Психологическое комфортное состояние любой ценой, вне зависимости от объема работы и качества результата».
В первую очередь, здесь поражается мотивационная составляющая состояния. Мотивационная пара «утомление для результата» заменяется другой — «комфорт для результата», что в видах на выносливость совершенно неприемлемо.
Основным побудителем к тренировочной работе такого объема и содержания является мотивация — ее уровень, структура, степень осознанности спортивно значимых мотивов.
Исследования в области психологии труда (А. Морхауз, 1964) и психологии спорта (Е. П. Ильин, 1972, 2001; В. Ф. Сопов, 2004) показали, что выносливость — это в значительной степени сила и стабильность мотивации личности.
Четкое осознание необходимости выполнения нагрузки определенного объема и интенсивности и тщательное продумывание средств и методов реализации этой нагрузки в тренировочном процессе — главное условие совершенствования выносливости.
Сознательное принятие плана совершенствования выносливости способствует формированию категорической установки на осуществление полностью и при любых условиях намеченной программы. Именно категорическая установка, т. е. предварительно сформированная готовность обязательно и полностью выполнить запланированную нагрузку, помогает преодолевать утомление. По данным А. С. Егорова, замена категорической установки условной (выполнить работу, если не будет слишком тяжело ... или... слишком холодно... или если хорошо пройдет первая часть тренировки и т. п.) на 70 % снижает вероятность выполнения задания.
Для преодоления утомления, для снижения отрицательного воздействия на работоспособность чувства усталости, для противодействия монотонности нагрузок необходимо формировать умение направлять сознание, концентрировать внимание. Спортсмен должен специально работать над совершенствованием умения переключать внимание с неприятных ощущений, возникающих при утомлении, на мысли, не связанные с выполняемой в данный момент деятельностью, либо наоборот, на сознательный контроль за выполнением заданных параметров движений.
Такое переключение реально помогает бороться с утомлением — об этом свидетельствует опыт многих легкоатлетов (стайеров, марафонцев), лыжников-гонщиков, гребцов.
В процессе совершенствования выносливости, особенно в наиболее трудные моменты тренировки, следует использовать приемы самостимуляции, самомобилизации. Их можно разделить на две группы: а) выбор ориентиров и постановка конкретных задач по ходу тренировочной деятельности: « добежать до того дерева», «сделать еще 50 гребков в полную силу», «пройти не снижая темпа этот подъем», «еще два круга» и т. п.); б) самоприказы («терпеть!», «темп!», «шире шаг!», «чаще!», «толкаться!» и т. п.).
Успешное выполнение работы «на выносливость» связано с использованием психологических механизмов восстановления работоспособности. В этом плане необходимо научиться расслаблять натруженные мышцы, научиться в целях более быстрого и полного восстановления не думать о прошедшем и предстоящем тренировочных занятиях, давая, таким образом, отдых нервной системе и психике.
Следует иметь в виду, что и категорическая установка, и переключение внимания, и конкретизация задач, и самоприказы — все это помогает совершенствовать выносливость, но лишь в тех случаях, когда у спортсменов достаточно развиты такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство (Ю. Я. Киселев, 1979).
2.5. Психология развития силы
Совершенствование силы также требует целеустремленности, настойчивости и упорства. Особенно необходимы эти качества в тех случаях, когда методом развития силы является многократное повторение упражнений с незначительным отягощением.
При выполнении упражнений «взрывного» характера с околопредельными или предельными отягощениями ведущее значение имеют смелость, концентрация внимания, умение мобилизовать все свои возможности. Перед выполнением упражнений с максимальным усилием спортсмену необходимо полностью отвлечься от всех посторонних раздражителей, в том числе и от мыслей о трудности, опасности упражнения, вероятности его невыполнения, о возможных ошибках.
Этому способствует концентрация и сосредоточенность внимания на основном компоненте предстоящего двигательного действия, на определении момента готовности начать упражнение, на эмоциональном возбуждении, необходимом для полной мобилизации физических сил и проявления значительных волевых усилий. Другими словами, возникает насущная потребность регуляции своего состояния. Способами и приемами саморегуляции внутренних состояний спортсмен высокого класса должен владеть, следовательно, в целях обеспечения не только результативности и надежности соревновательной деятельности, но и успешной физической подготовки. Именно по этой причине спортсменам категорически не рекомендуется слушать музыку во время тренировок – он должен слушать свой организм, а не внешнее звуковое сопровождение.
2.6. Психология развития быстроты
Высокие требования к психическим функциям предъявляются и при тренировке быстроты.
Как известно, быстрота — сложное физическое (двигательное) качество. Выделяют три основных элементарных проявления быстроты: минимальное время начала действия в ответ на заранее обусловленный раздражитель (простая сенсомоторная реакция), минимальное время выполнения одного движения, максимальная частота движений. Эти три составляющие быстроты независимы одна от другой. Ряд исследований свидетельствует, что скрытый (латентный) период реакции не укорачивается вследствие тренировки. Однако в спорте первостепенное значение имеет не столько скрытый период реакции, сколько моторный ее компонент — время двигательного действия. А это проявление быстроты тренируемо.
Психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является, во-первых, умение тонко различать микроинтервалы времени, например, спринтер затрачивает 0,3 сек на выполнение первого шага — на «уход» со старта. Встает задача сократить это время, скажем, на 0,1 сек. Решить ее можно быстрее и легче, если предварительно научить (с помощью точно дозированных световых или звуковых сигналов) отличать интервал времени, равный 0,3 сек, от интервала, равного 0,2 сек.
Психологической
предпосылкой совершенствования быстроты
выполнения двигательного действия является,
во-вторых, формирование определенной
установки. В ситуации ожидания старта
возможны две различные установки: сенсорная, выражающ
Большему проявлению быстроты способствует моторная установка, которую необходимо формировать в первую очередь.
Психологическими предпосылками совершенствования максимальной частоты движений служат также точность восприятия — воспроизведения микроинтервалов времени и соответствующие (скоростные) установки. Кроме того, существенным является умение спортсмена избавляться от излишнего мышечного напряжения. Быстрое расслабление мышц — предпосылка их быстрых сокращений.
Также важно умение вызывать и сохранять необходимый уровень эмоционального возбуждения, потому что и недостаточный, и чрезмерный уровень возбуждения препятствует проявлению быстроты (см. закон Йеркса-Додсона). Таким образом, в процессе тренировки быстроты, как и при совершенствовании выносливости, необходима саморегуляция внутренних состояний.
2.7. Психология развития ловкости
Проявления такого качества, как ловкость, на уровне «большого» спорта неразрывно связаны с выполнением специфических двигательных действий, а следовательно, в первую очередь, с технической подготовкой, в связи с которой целесообразно рассматривать развитие ловкости.
Большое значение в процессе физической подготовки имеют волевые процессы и, в первую очередь, самовоспитание спортсменом своих волевых качеств.
2.8. Самовоспитание воли
Волевая подготовка спортсмена — повседневный, систематический процесс, который осуществляется круглогодично. Она не ограничивается системой воздействия со стороны тренера и спортивного коллектива. Она требует усилий от самого спортсмена, направленных на самовоспитание воли. Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся физической культурой и спортом.
Организуя самовоспитание, тренер должен заинтересовать своих учеников, убедить их в том, что они могут много сделать сами для себя. Интерес к самовоспитанию могут побудить книги, конкретные факты из жизни замечательных людей, их высказывания. Так, выдающийся русский полководец, теоретик ведения войны и практик волевой подготовки своих «чудо-богатырей» А. В. Суворов говорил: «Выбери себе героя, присмотрись к нему, догони, поравняйся с ним и обгони».
Очень важно довести до сведения своих учеников основные принципы самовоспитания воли:
а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется («В жизни гораздо больше сдавшихся, чем проигравших» — из энциклопедии Спортивного психолога);
б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий;
в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности (ошибок, неудач, срывов и др.) прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя.
Для этой цели необходимо регулярно сознательно выполнять все психологические этапы тренировочного урока.
Эффективным самовоспитание воли становится при оказании спортсмену конкретной помощи и моральной поддержки со стороны тренера и авторитетных для него старших партнеров по спорту. Наиболее важным и сложным является самопознание себя для определения целей самовоспитания: изучение особенностей проявления воли, обнаружение в ней сильных и слабых сторон, составление характеристик спортсмена. Помощь необходима при составлении программ самовоспитания воли, в определении средств, методов и приемов выполнения намеченной программы.
Информация о работе Психологическая подготовка в современном спорте