Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:17, реферат
Несмотря на то, что, по мнению ряда специалистов, акцент современных исследований в психологии спорта смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями (А. В. Родионов, 2009; В. Н. Непопалов, 2004; В. Р. Малкин, 2001), в сторону изучения индивидуального стиля деятельности и структур, его обеспечивающих (В. С. Мерлин, 1979;В. А. Нилопец, 1979 и др.), основной целью этих исследований является нечто другое.
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Формирование отношения к спортивной деятельности…………………………….. 5
Глава 2. Формирование мотивации к совершенствованию физических качеств
спортсмена……………………………………………………………………………………………. 10
2.1.Роль выносливости и мотивации к ее развитию…………………………………………... 10
2.2. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических свойств личности и выносливости у юношей и девушек…………………………………………………………………. 11
2.3. Основные принципы формирования мотивации к развитию выносливости…………. 13
2.4. Психология развития выносливости………………………………………………………… 14
2.5. Психология развития силы……………………………………………………………………. 16
2.6. Психология развития быстроты………………………………………………………………. 16
2.7. Психология развития ловкости……………………………………………………………….. 17
2.8. Самовоспитание воли………………………………………………………………………….. 18
Заключение…………………………………………………………………………………………... 19
Список использованной литературы………………………………………………………………20
В этом случае возникает сильный внутриличностный психологический конфликт: нежелание работать в прежнем режиме, отрицательное отношение к нему входит в противоречие с сильными мотивами, побуждающими спортсмена продолжать подготовку к главному старту сезона (здесь необходимо иметь в виду, что чем сильнее мотивы достижения цели, тем легче спортсмен выходит из этого конфликта).
Еще более неожиданно может проявляться «синдром чемпиона» в соревнованиях. Наиболее известно проявление так называемого «предстартового благодушия». Это состояние характеризуется тем, что чемпион недооценивает ситуацию, так как переоценивает себя (см. вышесказанное). Это приводит к снижению энергии, тонуса мышц, замедлению реакций, сверхудовлетворенности, отстраненности от ситуации соревнования (в ход идет и «мобильник», и общение с друзьями и пр.).
Состояние, появляющееся, когда еще «не чемпион» решил, что он «уже чемпион», обсуждается редко, но возникает оно очень часто. Это так называемый психосоматический срыв (ПСС) — состояние дезинтеграции во взаимодействиях между психикой и соматическими функциями, нарушающее управление двигательным аппаратом, потеря контроля над собой, проявляется на пике психического и физического напряжения в деятельности. Наиболее частым пусковым механизмом является допущенная спортсменом преждевременная мысль о достигнутой победе, результате.
Проблемы «синдрома чемпиона» быстро не решаются. Требуется изменить систему его отношений — к факту чемпионства, к тренировкам, к характеру нагрузки, даваемой тренером, приучить чемпиона к режиму тренировок. А это управление мотивацией, устранение причин внутриличностного конфликта— процесс, требующий знаний психологии управления и основ психотерапии.
Готовность выполнять какую-либо работу проявляется в отношении к этой работе, к отдельным ее составляющим. Наблюдения психологов-практиков показывают, что все отношения в спорте можно объединить в три группы: отношение к спортивной деятельности, отношение к тренировке, отношение к соревнованиям.
Успех спортсмена зависит от степени сформированности этих отношений, которая проявляется в безусловном принятии спортсменом программы подготовки.
Рассказав о требованиях, предъявляемых к личности современного спортсмена, и условиях возникновения неблагоприятных состояний как в тренировках, так и соревнованиях, мы можем коснуться некоторых ключевых моментов психологической подготовки спортсмена.
Формирование отношений — процесс длительный и непрерывный. В нем есть своеобразные пики — этапы заключительной подготовки к крупным соревнованиям. Если в подготовительном и предсоревновательном периодах идет постепенное формирование отношений и воспитание отдельных качеств, то на заключительном этапе происходит интенсивная реализация всей совокупности отношений, акцентируются положительные свойства личности, совершенствуются навыки саморегуляции.
Главным методом
работы тренера со спортсменом в этом
периоде является убеждение, проводящее
Эта психология складывается, прежде всего, из веры в себя и в свои возможности. Как бы ни было трудно и как бы ни были горьки временные неудачи, необходимо верить, что предел не достигнут, возможности далеко не исчерпаны и можно выдержать значительно более высокие тренировочные нагрузки.
Спортсмен должен быть убежден (и надо всячески подкреплять эту убежденность), что его организм способен к быстрому и качественному восстановлению.
Спортсмен испытывает большое утомление. Но только оно дает тренирующий эффект, только преодоление усталости позволяет совершенствовать выносливость и ожидать качественного скачка в результатах.
Требуется убедить спортсмена в том, что перед тренировкой необходимо быть в отличном настроении, чувствовать себя бодрым и жизнерадостным, верить в успех.
Необходимо избегать мыслей о «чудесном» выигрыше. Они размагничивают спортсмена, ослабляют его волю к победе, к преодолению препятствий.
Каждый легко может верить в чудо, но далеко не каждый — в себя.
Несмотря на всю серьезность и тщательность тренировочной работы, необходимо все же помнить, что спорт — это игра. Но игра очень серьезная. Поэтому в ней выигрывает тот, кто играет смело, решительно, азартно, свободно. Необходимо приучить спортсмена к мысли, что выигрывает тот, кто получает наслаждение от этой серьезной игры, от самого процесса подготовки и участия в ней.
Спортсмен должен помнить, что его обиды на кого-то всегда работают против него: обиженный человек не может до конца отдаться работе — он слишком жалеет себя. Поэтому, какими бы сложными ни были отношения с тренером, надо всегда помнить: этот человек желает тебе добра! В противном случае зачем он переносит те же лишения?
Высококлассному спортсмену нелегко перенести отрицательную оценку. Но он должен найти в себе мужество и сказать себе, что, значит, еще недостаточно хорош, где-то недоработал, дал себе послабление. Это подхлестнет к новой, напряженной работе.
Любой старт вызывает напряжение. Но спортсмен должен уверенно подходить к соревнованиям. Эту уверенность должен вселить анализ проделанной работы, этапных целей, которых удалось достигнуть. Соревнование для спортсмена — своеобразный праздник готовности. И ее нужно не только вызвать, но и закрепить переживание чувства готовности в сознании спортсмена.
В соревнованиях спортсмен должен спокойно и уверенно реализовать то, что заложено упорным трудом на тренировках.
Спортсмен высокого класса должен всегда помнить, что он закаленный боец и может выступить на должном уровне в любом состоянии. Это его привилегия. Он должен быть уверен в том, что спокойно, уверенно, на высоком боевом подъеме выполнит все, что требуется.
Сформированное таким образом отношение к спортивной деятельности является фоном, на котором проводится специальная психологическая подготовка с применением специальных методов.
Глава 2. Формирование мотивации к совершенствованию физических качеств спортсмена
2.1. Роль выносливости и мотивации к ее развитию
Физическая подготовка высококвалифицированных спортсменов — это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств с целью достижения максимального спортивного результата.
Осуществление физической подготовки связано с проявлением спортсменами ряда психических свойств и качеств. Определение взаимосвязей конкретных проявлений психических процессов, состояний и свойств с успешностью решения различных задач физической подготовки спортсменов, целенаправленное совершенствование этих процессов, воспитание необходимых свойств, адекватное управление состоянием — все это является психологическими основами физической подготовки высококвалифицированных спортсменов и обеспечивает повышение эффективности их тренировки.
Целью физической подготовки спортсмена является совершенствование основных физических качеств — выносливости, силы, быстроты и ловкости.
Интенсивные современные преобразования условий жизнедеятельности человека часто негативно сказываются на состоянии его здоровья и физической активности. Результатом этого является низкая способность личности к самореализации. В связи с этим особое значение приобретает необходимость развития выносливости — качества, которое представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность (Л. П. Матвеев, Б. А. Ашмарин, Е. П. Ильин и др.).
Исключительно выносливость определяет устойчивость к различным разрушающим факторам и обеспечивает возможность творческого раскрытия личности в учебной, трудовой и спортивной видах деятельности (Де Раад, Шаувенбург 1996; Б. Б. Коссов, 2000; Ф. П. Суслов, 1997 и др.).
Выносливость, представленная в историческом аспекте, являет собой особое явление, имеющее социальное и культурное значение и определяющее развитие многих народов на разных этапах становления общественно-экономической формации. Этот факт объясняет исторически обусловленную потребность человечества в воспитании выносливых воинов и тружеников.
Анализ работ, посвященных изучению выносливости человека, обнаружил, что проблема развития выносливости имеет не только методологические и физиологические, но и социокультурные и психологические аспекты (Е. П. Ильин, 2001; В. Ф. Сопов, 1999; К. Купер, 1987). Согласно результатам исследований, эффективность борьбы с утомлением в значительной степени обусловлена индивидуально-типологическими особенностями, первостепенное место среди которых занимает мотивация.
Можно утверждать, что увеличение физических ресурсов организма создает новые повышенные условия функционирования, что обеспечивает надежную основу для активной самореализации личности во всех сферах жизни. А также создает базу для проявления универсальных способностей спортсмена в современном спорте, где часто приходится сочетать различные амплуа.
Это возможно посредством становления социально-психических качеств и формирования стойкой, основанной на мотивационно-ценностных ориентациях, положительной мотивации к развитию выносливости как необходимого фактора самоактуализации, что является особенно важным на этапе жизненного самоопределения личности, профессионального становления.
2.2. Исследование взаимосвязи индивидуально-типологических свойств личности и выносливости у юношей и девушек
В исследовании А. С. Земскова были выявлены особенности в свойствах личности, определяющие развитие выносливости у юношей и девушек. Корреляционный анализ, проведенный в группе юношей и группе девушек, обнаружил факт существенной разницы взаимосвязи показателей выносливости и личностных компонентов у юношей и девушек (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Основные личностные компоненты проявления выносливости у юношей.
Наличие положительной связи между обнаруженными показателями говорит о том, что более выносливые испытуемые высоко оценивают свои возможности, социально и физически активны, общительны, ориентированы на достижения в профессиональной сфере.
Выявленные компоненты определяют такие характеристики личности, как уверенность в себе, ориентация на трудные, но достижимые цели, терпеливость, настойчивость, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, реалистичность, чувство ответственности, креативность, наличие лидерских стремлений и социальная активность.
Таким образом, выносливость определяет социальную адаптацию личности, она опосредованно регулирует поведение и деятельность человека.
Рисунок 2. Основные личностные компоненты проявления выносливости у девушек.
В результате сравнительного анализа были обнаружены общие для обеих групп корреляционные связи. Выносливость и у юношей, и у девушек положительно коррелирует с показателями подвижности нервных процессов, мотивацией достижения и компонентом мотивационной структуры, отражающим оценку своего потенциала.
Обнаруженные личностные характеристики, согласно результатам многочисленных исследований, являются нейродинамической базой проявления физической выносливости.
В целом выявленные характеристики свидетельствуют о высокой вероятности достижения успеха в какой-либо деятельности и выступают надежной основой самореализации личности.
В результате факторного анализа психологических особенностей и выносливости юношей и девушек были выявлены три генеральных фактора в каждой группе.
Выносливость явилась структурным компонентом 3 фактора, который характеризует функционально-мотивационную готовность к выполнению деятельности и раскрывает движущие силы деятельности. Он представляет собой некий психофизиологический резерв, его элементы определяют социальную адаптивность и активность и психическое здоровье личности. Наличие указанных характеристик позволило определить его как функционально-конвенциальную активность.
Факторный
анализ, проведенный в группе девушек,
показал, что выносливость явилась структурным
элементом фактора, обуславливающего
высокую работоспособность личности,
мотивацию, активность и адаптивность.
Обнаруженное сочетание показателей отражает
высокий нейрофизиологический и психологический
потенциал личности, который обеспечивает
эффективность обучения и социальной
самореализации. Это послужило основанием
обозначить данный фактор как мотивационно-
Обобщение полученных данных, по которым обнаружена статистическая достоверность, позволяет говорить, что юноши, имеющие высокий уровень выносливости, склонны к доминированию, обладают хорошей работоспособностью, эмоциональной устойчивостью, надежны, стремятся более активно развивать и проявлять свои физические возможности.
Выявленные в группе выносливых девушек психические свойства дают основание думать, что они с большей степенью вероятности достигают намеченного результата, поскольку имеют необходимый психологический и функциональный резерв.
Данное исследование подчеркивает ведущее значение выносливости для достижения максимального спортивного результата практически в любом виде спорта. И этот факт должен быть положен тренером в основу формирования мотивации к достижению успеха у спортсмена.
2.3. Основные принципы формирования мотивации к развитию выносливости
Методика формирования мотивации к воспитанию и совершенствованию физической выносливости должна базироваться на следующих основных принципах:
Информация о работе Психологическая подготовка в современном спорте