Психологические аспекты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:35, отчет по практике

Краткое описание

Проведенное наблюдение за коллективом государственного архива ПМР свидетельствует о том, что за время функционирования организации люди сработались, появились неформальные лидеры, с помощью которых работа по управлению упростилась. Каждый член коллектива чувствует искреннее уважение к себе, с ним считаются, у него есть возможность проявить свои способности. В организации существуют общепринятые групповые нормы морали, нормы поведения и отношения друг к другу.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет Раташнюк.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Психологические  аспекты управления.

Психологическая характеристика коллектива.

Проведенное наблюдение за коллективом государственного архива ПМР свидетельствует о том, что  за время функционирования организации  люди сработались, появились неформальные лидеры, с помощью которых работа по управлению упростилась. Каждый член коллектива чувствует искреннее  уважение к себе, с ним считаются, у него есть возможность проявить свои способности. В организации  существуют общепринятые групповые  нормы морали, нормы поведения  и отношения друг к другу.

Люди компетентны, ответственны, в отсутствии руководителя могут  принять грамотные решения. Поэтому  руководитель старается здесь использовать демократический стиль управления, т. е. вопросы решаются коллегиально, о положении дел работники  информируются, с подчинёнными налажен  постоянный контакт.

Но в данном коллективе, несмотря на наличие дружеского расположения сотрудников, друг к другу, тесные и  доверительные отношения, базирующиеся на взаимных симпатиях, развиты недостаточно.

Руководителю следует  обратить внимание на личностную сферу (т.е. интересы и потребности) сотрудников, предусматривать организацию мероприятий, направленных на развитие чувства взаимопомощи и взаимо поддержки членами коллектива друг друга.

Составить анкету и провести анкетирование.

Анкета удовлетворенности  сотрудника условиям труда:

1)Фамилия, имя, отчество

Мокан Тамара Анатольевна

2)Дата рождения

05.05.1978

3) Удовлетворены вы своей  работой?

Да

4)Ясна ли вам общая  стратегия компании?

Да

5)Четко ли Вы понимаете,  что от Вас ожидают в работе?

Не всегда

 

6)Устраивает ли Вас  призвание вашей роли работника  в компании?

Да

7)Устраивают ли Вас  условия труда? (шум, освещенность, температура, чистота)

Не все

8)Устраивает ли Вас  размер заработной платы?

Да

9)Дает ли  уверенность  в завтрашнем дне Ваша компания?

Да

10) Устраивает Вас состояние  бытовых помещений?

Да

 

                            Шкала наблюдения за чертами  личности.

   Я составила шкалу   наблюдения за чертами личности  главного специалиста Малюк Лариса  Леонидовна

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.Вежливая                                              *

2.Искренная

3.Доброжелательная

4.Приветливая                                       *

5.Трудолюбивая                                     *

6.Аккуратная                                          *

7.Работоспособная                                 *

8.Самостоятельная                                 *

9.Обладает чувством коллективизма

 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

1.Нетактичная

2.Несовместная

3.Несдержанная                                     *

4.Неуверенная

5.Нерешеительная

6.Хладнокровная                                  *              

7.Непредприимчивая

8.Ленивая

9.Без энтузиазма

10.Недобросовестная

 

Вывод: Черты личности –  стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно  и при этом отчетливо проявляются  на поведенческом уровне. Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства: обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются  в любых ситуациях) и потенциальная  измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов).

Черты личности характеризуют  лишь самый общий контур возможных  личностных проявлений. Конкретные поведенческие  особенности и формы личностных проявлений, обусловленных наличием тех или иных черт личности, по-разному  реализуются в группах разного  уровня социально-психологического развития.

Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие.

Подсчитав результаты шкалы  наблюдения, я пришла к выводам, что  Малюк Лариса Леонидовна обладает следующими положительными характеристиками: аккуратна, работоспособна, трудолюбива, приветлива, вежливая. И отрицательными: несдержанна.

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Основы психологии личности.

Изучить и провести анализ типа восприятия, типа памяти и  мышления, развития речи и воображения.

Тестируемый:  Коваленко  Валентина Анатольевна

По проведённому анализу  можно сделать следующие выводы:

Тип восприятия: Визуал.

Вы воспринимаете окружающий мир в разнообразии его зрительных образов - в ярких красках, силуэтах, оттенках и формах. Поэтому для  вас очень важна внешняя красота  и гармония предметов. Наверняка  вы любите наводить порядок в доме, симметрично расставляя на полках свои трофеи или стирая пыль с любимых  картин. Все старые, некрасивые и  сломанные вещи вы выбрасываете или  стараетесь убрать из вида. Склонность к этому типу восприятия может  проявляться как в страсти  к эффектной одежде, так и, например, в коллекционировании старинных  статуэток или увлечении фотографией. Помимо прочего, вы обладаете очень  ярким, живым воображением и способны мысленно представить, а затем описать  любую картину или эпизод из жизни. Эти способности вполне могут  помочь визуалам реализовать себя в  таких творческих профессиях, как  художник, декоратор, модельер, писатель или скульптор.

Тип памяти: зрительная память.

Тип мышления: предметно-действенное мышление.

Свойственно людям дела. Они усваивают информацию через  движения. Обычно они обладают хорошей  координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую  идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

Воображения: пассивное, произвольное.

Определить характерные  особенности направленности личности, задатков и способностей, темперамента и характера.

Характерные особенности  направленности личности Обуховская Тамара Тимофеевна

Цели: стабильность, достаток, продвижение по карьерной лестнице.

Идеалы: нет.

Интересы: живопись.

Убеждения: стремление к лучшему.

Задатки: лидера

Способности: добиваться поставленных целей, воплощать в жизнь новые  идеи.

Темперамент:  Флегматик

Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьёзна, потому что  лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести... Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.

Характер: прямолинейность, оптимистичность, целеустремлённость.

Выявить наиболее типичное эмоциональное состояние.

Жизнерадостное, бодрое состояние  духа, активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Психология малых групп и коллективов.

Провести социометрию.

При проведении социологического исследования в трудовом коллективе организации куда входят:

Мокан Тамара Анатольевна  – начальник отдела ,35 лет.

Коваленко Валентина Антоновна  – главный специалист,30 лет.

Малюк Лариса Леонидовна –  главный специалист,26 лет.

Обуховская Тамара Тимофеевна - ведущий специалист,23 года.

Мотрой Кристина Васильевна - специалист,22 года.

Лукьянчекова Наталья  Викторовна–главный специалист,32 года.

Моя задача определить социометрический статус, положение которое занимает человек в группе.

Социометрический статус  имеет определенные градации - от положительного через нулевой к отрицательному. В соответствии с этим группа дифференцируется на несколько «категорий»: звезды - лидеры (самый высокий положительный  социальный статус); предпочитаемые, принимаемые (положительный статус разного уровня); изолированные (нулевой статус); пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус).

Таким образом, можно сделать  вывод, что:

-в группе «звезды лидеры»,  находится Мокан Тамара Анатольевна  потому как это знающий свое  дело специалист, умеющая многое  делать своими руками  она находит  общий язык с большинством  членов коллектива.

- в группе «предпочитаемые»  находятся Коваленко Валентина,  Малюк Лариса, Обуховская Тамара, Лукьянчекова Наталья. Их уважают  и ценят потому, как они творчески  подходят к работе, веселые и  общительные,  со всеми легко  находят общий язык.

- к группе «пренебрегаемые»  принадлежит Мотрой Кристина. Она  самая молодая из всех и  находится не так давно в  коллективе,  поэтому ее пока  не воспринимают как «сильного»  работника.

После того как  в группе сформировалась определенная система  межличностных отношений, образуются малые психологические группы, которые, согласно теории человеческих отношений, называются неформальными группами.

Определить лидеров.

По проведённым исследованиям  можно смело сказать, что лидером  данной группы является:

Мокан ТЬамара Анатольевна– работник отдела кадров,35 лет

Определить интеллектуальную активность, эмоциональную коммуникативность  и микроклимат коллектива.

Интеллектуальную активность: Эвристический уровень.

На этом уровне человек  проявляет в той или иной степени  интеллектуальную активность, не стимулированную  ни внешними фактами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов  деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру  своей деятельности, сопоставляет между  собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых. оригинальных, внешне более остроумных способов решения.

Тип микроклимата: исследовательские  команды.

Такая коммуникативная атмосфера  оптимально подходит не для отлаженного  делового процесса, а для инновационного. То есть такая группа цементируется  не материально-командным, а познавательно-интеллектуальным фактором. В ней удерживаются лишь те работники, которые отзывчивы  к новому, не очень прагматичны, любопытны, любят экспериментировать и не рассчитывают на скорую отдачу Группы этого типа эффективны для творческого анализа  ситуации, входящей в компетенцию  членов команды, которые являются представителями  одной установки на род деятельности.

Сделать вывод  и рекомендации по повышению эффективности  группы.

В целом, работа группы слаженна, коллектив довольно сплочённый, поэтому  порученная работа выполняется быстро и качественно, принося тем самым  прибыль организации.

Рекомендации по повышению  эффективности группы: повышение  квалификации.

 

 

 

Тема 4. Этапы формирования коллектива.

Провести исследование на определение этапа развития группы.

Каждый раз любой коллектив  проходит через одни и те же этапы:

1. Образование команды.  На этом этапе члены новой  команды испытывают достаточно  противоречивые чувства: от радости  за то, что они оказались в  числе «избранных», до опасений  оказаться «лишним» и не вписаться  в коллектив. Руководителю, лидеру  команды необходимо четко изложить  структуру и общее направление  деятельности команды. Очень важно  дать участникам проекта всю  ту минимально необходимую информацию, которая поможет им сориентироваться, найти свое место, понять цели  и правила их достижения.

2. Первые трения. Начало  работы неизбежно приводит к  высокой вероятности возникновения  как конфликтов между участниками,  так и внутренних конфликтов. Не видя всего объема работы, которая может оказаться новой  для них, люди испытывают беспокойство  и тревогу. Некоторые даже могут  захотеть покинуть команду. Однако  эти и другие «элементы хаоса»  заставляют команду притираться  и начинать принимать совместные  решения. Руководитель должен  направлять этот процесс в  правильном направлении, активно  участвуя в принятии коллективных  решений, демонстрируя готовность  выслушать и прислушаться к  мнению каждого члена команды. 

3. Нормализация. Члены команды  начинают доверять друг другу  и коллективу в целом, помогать  друг другу в достижении общих  целей и избегать конфликтов. Это самое время для руководителя  команды доверить часть своих  властных полномочий самому коллективу.

4. Выход на максимальную  производительность. Не всем командам  удается дойти до этого этапа,  но те, кто вышли – показывают  свою максимальную производительность, сравнительно быстро и безболезненно  преодолевают любые препятствия  и осуществляют необходимые изменения.  На этом этапе лидер может  сосредоточиться на устранении  препятствий и совершенствовании  коллективных процессов. Значительная  часть полномочий передается  появившимся в команде неформальным  лидерам. 

Информация о работе Психологические аспекты управления