Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучить основные теоретические положения, касающиеся вопроса психологического климата, и исследовать труды различных авторов, внесших вклад в изучение данного вопроса.
Задачи исследования:
1. изучить понятие термина «коллектив»;
2. теоретически рассмотреть содержание психологического климата и его определение;
3. рассмотреть термин «конфликт»;
4. исследовать методы исследования межличностных отношений;
5. изучить данный вопрос в трудах различных ученых.
РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1: Теоретические аспекты. 5
1.1 Понятие коллектива. 5
1.2 Психологический климат. 7
1.3 Конфликт. 11
1.4 Методы исследования межличностных отношений 16
Глава 2: Исследование данного вопроса в трудах различных авторов. 19
2.1 Школа научного управления. 19
2.2 Административная (классическая) школа менеджмента. 19
2.3 Школа человеческих отношений. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
1.3.3 Структура конфликта.
Каждый конфликт имеет
более или менее четко
Основные характеристики объекта:
Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. [1]
Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).[6]
1.3.4 Способы разрешения конфликтов
Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.
Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликт.
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.
В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Широко распространенным способом разрешения конфликтов является ныне компромисс. В частности, это связано с тем, что наше время отличается повышенным динамизмом событий и тесным сопряжением общественных сил.
В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший.[6]
В условиях рыночной экономики все больше внимания уделяется методам исследования межличностных отношений в коллективе. Одной из насущных проблем кадровой политики является исследование межличностных отношений. Ведь без благоприятного климата в коллективе сложнее добиться от сотрудников четких, налаженных и взаимосвязанных действий.
1.4.1 Методика «Определение ЦОЕ группы».
Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ). Чтобы усилено управлять межличностными отношениями трудового коллектива, нужно знать уровень его ЦОЕ. Для оценки уровня этого феномена служит специальная методика. Суть ее состоит в том, что членам коллектива предъявляется набор качеств личности и каждый должен выбрать из него пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. Качества, которые выписываются в вопросник, учитывают профессиональную направленность изучаемого коллектива. Уровень ЦОЕ устанавливается по формуле:
где n – сумма, выборов приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение;
m - сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов.
N - общее число выборов,
сделанных членами данной
Согласно формуле, если все без исключения члены коллектива выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборов, приходящихся на соответствующие пять качеств, фактически окажется равным сумме всех выборов, сделанных членами коллектива, то есть -n- станет равным N, а -m- нулю, вся формула обратится в единицу. В результате получим показатель, равный 100%, что свидетельствует о совпадении мнений группы по ценностным факторам.
ЦОЕ служит показателем несогласованности мнений и является настораживающим, так как это значит, что в межличностном общении имеются какие-то сбои.
Оценки выставляются по следующим критериям.
3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется нередко.[7]
Анкетные данные представлены в приложении 1, которую анонимно заполняет каждый член коллектива. Обработку анкет проводит независимый эксперт.
Подсчёт итогов: сложить оценки левой стороны в вопросах 1-13; это сумма А; сложить оценки правой стороны – сумма В. Найти разницу С=А-В
Если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат.
Если С>25 то психологический климат благоприятен.
Если C<25, то климат неустойчиво благоприятен. Всё это с точки зрения индивида.
Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
где N – число членов группы. [7]
Данная методика оценивает психологический климат, однако, ее существенным недостатком является привлечение специалистов извне, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты; оценка получается среднегрупповая и не выявляет причин нестабильного климата, а также не разрабатывает рекомендаций по нормализации психологического равновесия.[8]
1.4.2 Социометрическая методика.
Социометрическая методика (социальное измерение) предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа – симпатий, привлекательности.
Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с кем они хотели бы вместе работать, учиться, отдыхать, а также сделать соответствующие отклонения. Вопросы о желании человека называются критериями выбора. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом его положения в системе личных отношений и измеряет его социометрический статус.
Количество выборов, которое может сделать один человек, называется лимитом выбора. По результатам социометрического исследования определяются категории, к которым относятся члены группы. Те, кто получил наибольшее количество выборов, относятся к категории «звезды». Получившие среднее число выборов относятся к категории «предпочитаемые»; получившие 1-2 выбора – к категории «пренебрегаемые»; 0 выборов – «изолированные». Получившие только отклонения относятся к категории «отвергаемые».
Особое внимание следует обратить на то, что для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением. Это определяет коэффициент удовлетворенности:
Куд может быть =0, а социометрический статус 3. Это говорит о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.
В результате социометрического измерения руководитель получает сведения о персональном месте каждого человека и общую картину взаимоотношений в группе.
Кроме этого, по полученным данным определяется степень сплоченности коллектива Кс:
- число положительных выборов группы;
- число отрицательных выборов группы;
n(n-1) – общее число взаимных выборов.
По полученным данным составляется социометрическая матрица и проводится анализ взаимоотношений. [7]
Отношения между людьми, психологический климат на предприятии более тесно рассматриваются в школе человеческих отношений (здесь будут представлены труды различных ученых данного направления). В ней человек является главным объектом внимания. Но целесообразно рассмотреть все школы менеджмента, т.к. при их изучении мы можем изучить взгляды на роль человека как личности в производстве в разные периоды времени, проследить как изменялся интерес к этому вопросу.
Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.[9]
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. [10]
Эта школа рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
Разработкой общих принципов
управления занимались практически
все научные направления