Психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить основные теоретические положения, касающиеся вопроса психологического климата, и исследовать труды различных авторов, внесших вклад в изучение данного вопроса.
Задачи исследования:
1. изучить понятие термина «коллектив»;
2. теоретически рассмотреть содержание психологического климата и его определение;
3. рассмотреть термин «конфликт»;
4. исследовать методы исследования межличностных отношений;
5. изучить данный вопрос в трудах различных ученых.

Содержание

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1: Теоретические аспекты. 5
1.1 Понятие коллектива. 5
1.2 Психологический климат. 7
1.3 Конфликт. 11
1.4 Методы исследования межличностных отношений 16
Глава 2: Исследование данного вопроса в трудах различных авторов. 19
2.1 Школа научного управления. 19
2.2 Административная (классическая) школа менеджмента. 19
2.3 Школа человеческих отношений. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический климат в организации.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

В основу своей концепции  Д.Мак-Грегор положил дихотомию теорий, условно обозначив их символами  «X» и «Y». Первая из них соответствовала традиционному воззрению на проблемы социального управления, вторая трактовала предпосылки интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось им как основа управления нового типа.

Главные положения теории «X»:

    1. Обычному человеку присущи внутренние неприятия труда, и он старается избежать его любым путем;
    2. Поэтому подавляющее большинство людей должны быть принуждаемы и направляемы, с тем чтобы побудить их к соответствующим усилиям для достижения целей организации;
    3. Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности;
    4. Ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите.

Предпосылки теории «Y», которые, собственно, и отстаивает Мак-Грегор, прямо противоположны:

    1. Затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны, как в игре или даже в отдыхе;
    2. Внешний контроль или угроза наказания не является единственным средством для достижения организационных целей;
    3. Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль порученных ему задач;
    4. Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;
    5. Обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее;
    6. Способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает все большее распространение среди людей;
    7. В настоящих обстоятельствах индустриальной жизни интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично.

Центральный принцип, составляющий ось теории «X», то есть традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек является лишь инертным объектом властного воздействия. Напротив, краеугольный камень теории «Y» - интеграция, то есть создание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целей через содействие коммерческому успеху предприятия.[10]

Достижение школы науки  о поведении легли в основу концепции управления человеческими ресурсами, основное содержание которой не сводится только к увеличению морального компонента и степени личной удовлетворенности в организации, как это было свойственно теории человеческих отношений. Цель управления на основе человеческих ресурсов организации заключается в совершенствовании процесса принятия решений и эффективности контроля.

Концепция управления человеческими  ресурсами исходит из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность  работников, являются продуктом творческого решения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении. Однако это соучастие ограничено рамками первичной трудовой группы и теми вопросами, которые входят в ее непосредственную компетенцию.[12]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен теоретический анализ понятия социально-психологического климата в коллективе.

Социально-психологический климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Коллектив — это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив — это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития.

Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности.

Также в заключение можно сказать, что самые глубокие исследования в этом вопросе были проведены учеными школы человеческих отношений, например М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ч. Барнард, Дуглас Мак-Грегор. Именно они перенесли центр тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Это и является основной отличительной характеристикой данной школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Социально-психологический климат коллектива // Банк рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/hl/search?url=webds/works.tarefer.ru/88/100012/index.html&mime=text/html&charset=utf-8 – Дата доступа: 10.10.2010.
  2. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – Минск, 2003. – 231с.
  3. Благоприятный социально-психологический климат в организации // База экономических рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.eup.ru/Documents/2006-07-10/450BE-1.asp – Дата доступа: 10.10.2010.
  4. Изучение теоретических аспектов формирования социально-психологических взаимоотношений в коллективе // ООО "Философия будущего" [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fbunion.ru/library/management - Дата доступа: 10.10.2010.
  5. Боровикова, Н. Климат организации и социально-психологический климат. Их совместное влияние на развитие компании /Н. Боровикова //Публикации консалтинговой группы «Bi to Be» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bitobe.ru/2/1241 - Дата доступа: 15.10.2010.
  6. Конфликтология / И.Е.Ворожейник [и др.]; под общ. ред. И.Е.Ворожейника – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 235 с.
  7. Туманова, Е. Методы исследования межличностных отношений / Е. Туманова // Особенности управления негативными факторами современного туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp45/knp45_90-92.pdf - Дата доступа: 10.10.2010.
  8. Психология менеджмента / Г.С.Никифоров [и др.]; под общ. ред. Г.С.Никифорова – Питер – 630 с.
  9. Научные школы и направления менеджмента // Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Научные_школы_и_направления_менеджмента - Дата доступа: 10.10.2010.
  10. История менеджмента / А.Г.Поршнев [и др.]; под общ. ред. А.Г.Поршнева – Москва: ИНФРА-М, 1997. – 253 с.
  11. Школа человеческих отношений // Каталог рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: revolution.allbest.ru/management/00000233_0.html – Дата доступа: 20.10.2010.
  12. Семенова, И.И.История менеджмента / И.И. Семенова. – Москва: ЮНИТИ, 1999. – 222 с.
  13. Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И.Кравченко – Москва: Трикста, 2005. – 527 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Информация о работе Психологический климат в организации