В основу своей концепции
Д.Мак-Грегор положил дихотомию теорий,
условно обозначив их символами
«X» и «Y». Первая из них соответствовала
традиционному воззрению на проблемы
социального управления, вторая трактовала
предпосылки интеграции индивидуальных
и организационных целей в управленческом
процессе, что рассматривалось им как
основа управления нового типа.
Главные положения теории
«X»:
- Обычному человеку присущи внутренние неприятия труда, и он старается избежать его любым путем;
- Поэтому подавляющее большинство людей должны быть принуждаемы и направляемы, с тем чтобы побудить их к соответствующим усилиям для достижения целей организации;
- Обыкновенный человек предпочитает быть контролируемым, стремится избежать ответственности;
- Ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите.
Предпосылки теории «Y», которые, собственно, и отстаивает
Мак-Грегор, прямо противоположны:
- Затраты физических и интеллектуальных сил в труде естественны, как в игре или даже в отдыхе;
- Внешний контроль или угроза наказания не является единственным средством для достижения организационных целей;
- Человек осуществляет самоуправление и самоконтроль порученных ему задач;
- Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;
- Обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее;
- Способность показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем получает все большее распространение среди людей;
- В настоящих обстоятельствах индустриальной жизни интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично.
Центральный принцип, составляющий
ось теории «X», то есть традиционный подход в управлении,
состоит в руководстве и контроле посредством
прямого применения власти, а человек
является лишь инертным объектом властного
воздействия. Напротив, краеугольный камень
теории «Y» - интеграция, то есть создание
таких условий, при которых члены организации
могли бы достичь своих индивидуальных
целей через содействие коммерческому
успеху предприятия.[10]
Достижение школы науки
о поведении легли в основу
концепции управления человеческими ресурсами,
основное содержание которой не сводится
только к увеличению морального компонента
и степени личной удовлетворенности в
организации, как это было свойственно
теории человеческих отношений. Цель управления
на основе человеческих ресурсов организации
заключается в совершенствовании процесса
принятия решений и эффективности контроля.
Концепция управления человеческими
ресурсами исходит из предпосылки,
что моральный климат на предприятии,
равно как и удовлетворенность
работников, являются продуктом творческого
решения проблем, вызванных соучастием
рабочих в управлении. Однако это соучастие
ограничено рамками первичной трудовой
группы и теми вопросами, которые входят
в ее непосредственную компетенцию.[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен теоретический
анализ понятия социально-психологического
климата в коллективе.
Социально-психологический климат
- это психологический настрой
в группе, который отражает характер
взаимоотношений между людьми, преобладающий
тон общественного настроения, уровень
управления, условия и особенности труда
и отдыха в данном коллективе.
Коллектив — это высшая форма
организованной группы, в которой межличностные
отношения опосредуются личностно значимым
и общественно ценным содержанием групповой
деятельности. Коллектив — это реальная,
малая, она же организованная формальная
группа высшего уровня развития.
Морально-психологический климат
— это преобладающий в группе или коллективе
относительно устойчивый психологический
настрой его членов, проявляющийся в многообразных
формах их деятельности. Руководителю,
деловому человеку важно знать пути формирования
морально-психологического климата и
механизмы сплочения коллектива. В своих
управленческих решениях, при подготовке,
обучении и расстановке кадров необходимо
использовать эти пути, добиваясь оптимального
согласования межличностного взаимодействия
членов коллектива в условиях конкретной
совместной деятельности.
Также в заключение можно сказать,
что самые глубокие исследования
в этом вопросе были проведены
учеными школы человеческих отношений,
например М. Фоллетт, Э. Мэйо, Ч. Барнард,
Дуглас Мак-Грегор. Именно они перенесли
центр тяжести в управлении с выполнения
задач на отношения между людьми. Это и
является основной отличительной характеристикой
данной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Социально-психологический климат коллектива // Банк рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/hl/search?url=webds/works.tarefer.ru/88/100012/index.html&mime=text/html&charset=utf-8 – Дата доступа: 10.10.2010.
- Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – Минск, 2003. – 231с.
- Благоприятный социально-психологический климат в организации // База экономических рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.eup.ru/Documents/2006-07-10/450BE-1.asp – Дата доступа: 10.10.2010.
- Изучение теоретических аспектов формирования социально-психологических взаимоотношений в коллективе // ООО "Философия будущего" [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fbunion.ru/library/management - Дата доступа: 10.10.2010.
- Боровикова, Н. Климат организации и социально-психологический климат. Их совместное влияние на развитие компании /Н. Боровикова //Публикации консалтинговой группы «Bi to Be» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bitobe.ru/2/1241 - Дата доступа: 15.10.2010.
- Конфликтология / И.Е.Ворожейник [и др.]; под общ. ред. И.Е.Ворожейника – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 235 с.
- Туманова, Е. Методы исследования межличностных отношений / Е. Туманова // Особенности управления негативными факторами современного туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp45/knp45_90-92.pdf - Дата доступа: 10.10.2010.
- Психология менеджмента / Г.С.Никифоров [и др.]; под общ. ред. Г.С.Никифорова – Питер – 630 с.
- Научные школы и направления менеджмента // Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Научные_школы_и_направления_менеджмента - Дата доступа: 10.10.2010.
- История менеджмента / А.Г.Поршнев [и др.]; под общ. ред. А.Г.Поршнева – Москва: ИНФРА-М, 1997. – 253 с.
- Школа человеческих отношений // Каталог рефератов [Электронный ресурс] – Режим доступа: revolution.allbest.ru/management/00000233_0.html – Дата доступа: 20.10.2010.
- Семенова, И.И.История менеджмента / И.И. Семенова. – Москва: ЮНИТИ, 1999. – 222 с.
- Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И.Кравченко – Москва: Трикста, 2005. – 527 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1