Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа
Цель работы: изучить общественное мнение и способы и методы воздействия РR на него.
Задачи исследования:
дать определение общественному мнению;
рассмотреть теоретические основы воздействия РR на ОМ
изучить систему воздействия РR на формирование общественного мнения;
ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
выявить пути повышения эффективности влияния РR на ОМ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы воздействия PR на общественное мнение…5
Общественное мнение как объект информационного воздействия субъектов PR деятельности………………………………………….5
Механизм PR влияния на общественное мнение…………………..10
Раздел 2. Системы воздействия PR на ОМ……………………………………..12
2.1. Модель PR воздействия………………………………………………..12
2.2. Факторы, которые учитывают в процессе управления общественным мнением……………………………………………………………………………15
Раздел 3. Пути повышения эффективности влияния PR сферы на ОМ………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Основными механизмами формирования общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание и др.
Внушение (суггестия) как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.
На
социально-психологическом
Внушение достигается различного рода вербальными и невербальными средствами – словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями суггестора.
Следующим механизмом направленного влияния является убеждение. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием.
Эффективность
убеждающего воздействия
Системы воздействия PR на ОМ
Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования. Общественное мнение постоянно находится в поле зрения специалистов сферы паблик рилейшнз. В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикуемыми в средствах массовой информации. В случае необходимости они могут прибегать к услугам коммерческих организаций, проводящих социологические исследования.
Вместе с тем каждый специалист по связям с общественностью должен быть знаком с основами проведения опросов населения, аналитического изучения настроений людей, уметь интерпретировать разного рода статистические данные. Компетентность в технологиях изучения общественного мнения крайне необходима пиар-менам не только для самостоятельного выполнения такой работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой по разнообразным каналам.
При этом не следует забывать о существующем различии между социологами-профессионалами, изучающими общественное мнение, и специалистами по паблик рилейшнз, управляющими общественным мнением. В середине прошлого века это различие сформулировал американский пиар-мен Фрэд Палмер: «Функции социологов-исследователей общественного мнения заключается в том, чтобы изучать, измерять, анализировать и взвешивать общественное мнение. Функция же специалистов по паблик рилейшнз - помогать людям конструктивно относиться к силе общественного мнения».
В теории PR выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:
Каждый из этих типов исследований имеет свои особенности, преимущества и недостатки, а также предполагает использование конкретных методов и соблюдение определенных правил.
Стержневым понятием, имеющим отношение к процессу формирования общественного мнения, является понятие установки. Под установкой в психологии понимается готовность личности к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Установка выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, людям, идеям.
В процессе влияния на установки личности в контексте управления общественным мнением важно учитывать направленность установок. Различают установки трех видов: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установок). Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, занимают нейтральную позицию. Пассивное большинство, остающееся нейтральным , политики называют «молчаливым большинством». Именно эта часть людей во многих случаях, особенно во время избирательных кампаний, составляет приоритетную группу общественности, на которую быстрее всего можно повлиять, умело и убедительно обратившись к ней, и тем самым обеспечить успех кампании.
В
основе понимания механизмов взаимодействия
с людьми с различными установками
в процессе формирования общественного
мнения лежит теория когнитивного диссонанса,
разработанная Л. Фестингером. В своих
исследованиях он пришел к важному выводу,
суть которого состоит в том, что индивиды
не проявляют интересы к информации, полностью
не отвечающей их собственной точки зрения
или диссонирующей с ней, и наоборот, склонный
искать дополнительную информацию, соответствующую
их собственным установкам или созвучную
с ними. Действительно трудно изменить
мнение человека, решительно выступающего
против определенной точки зрения. И наоборот,
легко добиться поддержки со стороны человека,
упорно отстаивающего какое-то мнение.
Из теории когнитивного диссонанса следует,
что в процессе формирования общественного
мнения легче всего повлиять на людей
с неопределенными установками.
2.2. Факторы, которые учитывают в процессе управления общественным мнением (практическая часть)
К числу факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением относят:
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа, социологические центры ряда ведущих университетов и т.д.
Существует мнение, что гораздо легче изучать общественное мнение, чем влиять на него. Однако разумно составленные и умело реализованные программы PR способны определенным образом изменить общественное мнение. При этом нужно соблюдать следующие правила:
Известный американский специалист в области PR, социальный психолог Хадли Кентрил в своей работе «Исследование общественного мнения» сформулировал 15 законов общественного мнения.
Ознакомившись с этими законами, можно сделать несколько выводов:
Ниже, на рис 1, мы можем увидеть диаграмму, которая показывает, какой метод воздействия на общественное мнение является наиболее значимым или наоборот. Опрос был провиден среди студентов. Вопрос звучал так: «Как вы считаете, что больше всего влияет на общественное мнение: пресса, радио, телевидение, интернет? Расставьте по убыванию» По данным опроса, мы видим, что 1 место занимает телевидение, 2 место – интернет, затем следует пресса и радио. Из этого следует, что пиар-мены должны особое внимание уделять способу воздействия через телевидение, для достижения желаемого результата.
Пути повышения эффективности влияния ПР сферы на ОМ
Для того, чтобы влияние РR на общественное мнение было эффективным можно предложить следующий алгоритм работы специалиста по РR с группами общественности:
1)определение целевых групп общественности;
2)ранжирование целевых групп, выявление приоритетных групп ;
3) разработка РR-программ взаимодействия с каждой целевой группой с учетом его приоритетности.
Для
определения целевых групп
Информация о работе Пути повышения эффективности влияния PR сферы на ОМ