Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:25, курсовая работа
В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства.
Введение 2
Глава 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Молоко Бурятии»…………………………………………………………3
1.1 Основные технико-экономические показатели предприятия…………………….6
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Молоко Бурятии»
2.1. Анализ ассортимента и объема выпускаемой продукции предприятия 12
2.2. Анализ технического состояния 18
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства. ……………………………………………………………25
3.1 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий………..28
Заключение……………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………33
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
· по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
· по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
· по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,
где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
В целях изучения зависимости между изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки (точки безубыточности или порога рентабельности). Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.
Критической считается такая величина объёма продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка.
Точку безубыточности можно определить по методу маржинальной прибыли:
Метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:
Маржинальная = Выручка от - Переменные затраты
прибыль реализации продукции на этот же объём продукции
Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:
Критическая точка = Постоянные затраты
______________________________
Таблица 2.6 Расчет точки безубыточности ОАО «Молоко Бурятии» за 2009-2011 гг.
№ п/п |
Показатели |
2009г. |
2010 г. |
2011г. |
1 |
Выручка (нетто) от продажи продукции, тыс. руб. |
162081 |
132 248 |
94 695 |
2 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
150697 |
128 796 |
92 065 |
3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
11384 |
3 452 |
2 630 |
4 |
(-) Переменные издержки |
150218 |
126 778 |
91 165 |
5 |
(=) Сумма маржинального дохода (п.1 – п.4), тыс. руб. |
11863 |
5 470 |
3 530 |
6 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
5,32 |
4,14 |
3,73 |
7 |
(-) Постоянные издержки, тыс. руб. |
479 |
436 |
603 |
8 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (п.7 / п.6) |
9544 |
10 531 |
16 166 |
9 |
(=) Прибыль от продаж (п.5 – п.7) |
2895 |
5 034 |
2 927 |
Как показал расчет, в 2011 году безубыточный объем продаж ОАО «Молоко Бурятии» был равен 16 166 тыс. руб. Фактически выручка составила 94 695 тыс. руб., что выше критической суммы на 82,9 %. Это и есть зона безубыточности организации. В отчетном году запас финансовой устойчивости немного уменьшился. В такой ситуации организация может выдержать снижение выручки на 82,9 % без угрозы для своего финансового положения. При более значительном снижении выручки организация получит убыток, будет «проедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка организации.
Необходимо отметить, что для удержания своих позиций на рынке предприятию ОАО «Молоко Бурятии» необходимо поддерживать широкий ассортимент предлагаемой продукции, вести тщательно обдуманную ценовую политику, выбирать наиболее оптимальных поставщиков и, конечно же, применять все возможные методы формирования и стимулирования спроса покупателей.
Таким образом, своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре).
Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество.
Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.
Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.
Основные средства – один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основных фондов способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости изготовления.
Задачами анализа использования основных средств на предприятии являются:
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное использование.
Таблица 2.7. Анализ структуры основных средств
Наименование основных фондов |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2011 г. в % к | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
2008 г |
2009 г | |
Здания |
11295 |
19,9 |
11295 |
19,6 |
11295 |
20,0 |
100,0 |
100,0 |
Сооружения |
2493 |
4,4 |
2493 |
4,3 |
2493 |
39,8 |
100,0 |
100,0 |
Машины и оборудование |
36230 |
63,7 |
39143 |
67,9 |
38876 |
68,8 |
107,3 |
99,3 |
Транспортные средства |
5443 |
9,6 |
3375 |
5,8 |
2148 |
3,8 |
39,5 |
63,6 |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
406 |
0,7 |
387 |
0,7 |
387 |
0,7 |
95,3 |
100,0 |
Другие виды основных фондов |
921 |
1,6 |
921 |
1,6 |
1270 |
2,2 |
137,9 |
137,9 |
Всего основных фондов |
56788 |
100 |
57614 |
100 |
56469 |
100 |
99,4 |
98,0 |
В течение года основные
Проанализируем эффективность использования оборудования по производительности, определим влияние загрузки оборудования на выпуск продукции.
Таблица 2.8. Исходная информация для анализа
Показатели |
План |
Факт |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Товарная продукция, тыс. руб |
168651 |
139623 |
-29028 |
2. Среднегодовое количество станков |
300 |
280 |
-20 |
3. Продолжительность работы 1 станка |
4380 |
4120 |
-260 |
4. Выработка за 1 станко-час |
0,128 |
0,121 |
-0,007 |
Выраб.за 1ст.час=ТП/(Сред.год.кол.раб.
∆ТПкол стан=(280-300)×4380×0,128=- 11212,8
∆ТПпро.раб.1стан=280×(4120-
∆ТПвыр.за1стан.час=280×4120×(
ТП=- 11212,8-9318,4-8075,8=-29028
В 2011 году выработка товарной продукции снизилась за счет уменьшения количества работающих станков, уменьшения продолжительности работы одного станка.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи) удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.
Рассчитывается также относительная экономия основных фондов:
где ОПФо, ОПФ1 - соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном годах;