Развитие информационных систем управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать рекомендации по совершенствованию и развитию информационной системы управления предприятием.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1 Раскрыть теоретические положения, раскрывающие сущность, роль и порядок использования информационных систем управления предприятием;
2 Провести анализ организационно-экономической деятельности ОАО «Белшина» и существующей информационной системы управления на ОАО «Белшина»;
3 Разработать рекомендации по совершенствованию и развитию информационной системы управления предприятием.

Содержание

Введение 3
1 Основные теоретические положения, раскрывающие, сущность, роль и порядок использования информационных систем управления предприятием 5
1.1 Понятие информационных систем и их классификация 5
1.2 Внедрение информационной системы управления предприятием, основные проблемы и задачи 8
2 Анализ существующей информационной системы управления на ОАО «Белшина» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Белшина» 15
2.2 Использование информационных систем управления на 19
ОАО «Белшина» 19
3 Рекомендации по совершенствованию и развитию информационной системы управления предприятием 22
Заключение 24
Список использованных источников 2

Вложенные файлы: 1 файл

Курс менедж 58-12 Ч- (1).doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

       1.2 Внедрение информационной системы управления предприятием, основные проблемы и задачи

       Внедрение информационной системы управления предприятием, как  и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее, некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования системы.

          Далее приведены основные проблемы и задачи, возникающие в большинстве случаев при внедрении информационных систем управления предприятием и рекомендации по их решению.

     Далее приведены основные проблемы и задачи, возникающие в большинстве случаев при внедрении информационных систем управления предприятием и рекомендации по их решению.

     Основные  проблемы и задачи, требующие особого  внимания при их решении:

  • Отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии;
  • Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия;
  • Необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах;
  • Сопротивление сотрудников предприятия;
  • Временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения информационной системы управления предприятием;
  • Необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы.

    Теперь  опишем эти пункты подробнее:

     Отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии наверное, этот пункт является наиболее значимым и сложным. На первый взгляд, его тема перекликается с содержанием второго пункта, посвященного реорганизации структуры предприятия. Однако, на самом деле, он является более глобальным и включает в себя не только методологии управления, но также философские и психологические аспекты. Дело в том, что большинство руководителей управляют своим предприятием только исходя из своего опыта, своей интуиции, своего видения и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Как правило, если руководителя попросить описать в каком-либо виде структуру деятельности своего предприятия или набор положений, исходя из которых он принимает управленческие решения, дело достаточно быстро заходит в тупик.

     Грамотная постановка задач менеджмента является важнейшим фактором, влияющим как  и на успех деятельности предприятия  в целом, так и на успех проекта  автоматизации. Например, совершенно бесполезно заниматься внедрением автоматизированной системы бюджетирования, если само бюджетирование не поставлено на предприятии должным образом, как определенный последовательный процесс.

     К сожалению, на настоящий момент в  Республике Беларусь до конца не сложился национальный подход к менеджменту, и в данный момент российское управление представляет собой гремучую смесь из теории западного менеджмента (которая во многом неявляется адекватной существующей ситуации) и советско-российского опыта, который, хотя и во многом гармонирует с общими жизненными принципами, но уже не отвечает жестким требованиям рыночной конкуренции.

     Поэтому, первое, что необходимо сделать для  того, чтобы проект внедрения информационной системы управления предприятием оказался удачным - максимально формализовать все те контуры управления, которые собственно Вы планируете автоматизировать. В большинстве случаев, для осуществления этого не обойтись без привлечения профессиональных консультантов, но по опыту, затраты на консультантов просто не сопоставимы с убытками от проваленного проекта автоматизации.

     Необходимость в частичной реорганизация структуры  и деятельности предприятия при  внедрении информационной системы  управления предприятием.

     Прежде  чем приступать к внедрению информационной системы управления на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших этапов проекта внедрения, является полное и достоверное обследование предприятия во всех аспектах его деятельности. На основе заключения, полученного в результате обследования, строится вся дальнейшая схема построения корпоративной информационной системы. Несомненно, можно автоматизировать все, про принципу "как есть", однако, этого не следует делать по ряду причин. Дело в том, что в результате обследования обычно фиксируется большое количество мест возникновения необоснованных дополнительных затрат, а также противоречий в организационной структуре, устранение которых позволило бы уменьшить производственные и логистические издержки, а также существенно сократить время исполнения различных этапов основных бизнес-процессов. Как сказал, кто-то из великих, нельзя автоматизировать хаос, ибо в результате этого получится автоматизированный хаос. Под термином реорганизация я даже не имею в виду реинжиниринг в его классическом западном понимании, с полной перестройкой всей внутрихозяйственной и коммерческой деятельности. Реорганизация может быть проведена в ряде локальных точек, где она объективно необходима, что не повлечет за собой ощутимый спад активности текущей коммерческой деятельности.

     Необходимость в изменении технологии работы с  информацией, и принципов ведения  бизнеса

     Эффективно  построенная информационная система  не может не внести изменений в  существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами.

     Во-первых, одними из самых важных для руководителя особенностей корпоративной информационной системы, являются модули управленческого  учета и финансового контроллинга. Теперь каждое функциональное подразделение может быть определено как центр финансового учета, с соответствующим уровнем финансовой ответственности его руководителя. Это в свою очередь повышает ответственность каждого из таких руководителей, и предоставляет в руки высших менеджеров эффективный инструментарий для чёткого контроля исполнения отдельных планов и бюджетов.

     При наличии информационной системы  управления предприятием, руководитель способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности компании, без временных задержек и излишних передаточных звеньев. Кроме того, информация подаётся руководителю в удобном виде «с листа» при отсутствии человеческих факторов, которые могут предвзято или субъективно трактовать информацию при передаче. Однако справедливо было бы заметить, что некоторые руководители не привыкли принимать управленческие решения по информации в чистом виде, если к ней не приложено мнение человека, который ее доставил. Такой подход в принципе имеет право на жизнь и при наличии информационной системы управления предприятием, однако часто он негативно отражается на объективности менеджмента.

     Внедрение информационной системы управления предприятием вносит существенные изменения в управление бизнес-процессами. Каждый документ, отображающий в информационном поле течение или завершение того или иного сквозного бизнес-процесса, в интегрированной системе создается автоматически, на основании первичного документа, открывшего процесс. Сотрудники, ответственные за этот бизнес-процесс лишь контролируют и, при необходимости, вносят изменения в позиции построенных системой документов. Например, заказчик разместил заказ на продукцию, который должен быть исполнен к определенному числу месяца. Заказ вводится в систему, на основании его системой автоматически создается счет (на основе существующих алгоритмов ценообразования), счет пересылается заказчику, а заказ направляется в производственный модуль, где происходит разузлование заказанного вида продукции на отдельные комплектующие. На основе списка комплектующих в модуле закупок системой создаются заказы на их закупку, а производственный модуль соответствующим образом оптимизирует производственную программу, чтобы заказ был исполнен точно к сроку. Естественно, в реальной жизни возможны различные варианты неустранимых срывов поставок комплектующих, поломки оборудования и т.д., поэтом у каждый этап выполнения заказа должен строго контролироваться ответственным за него кругом сотрудников, которые, в случае необходимости, должны создать управленческое воздействие на систему, чтобы избежать нежелательных последствий или уменьшить их.

     Не  стоит полагать, что работать при  наличии информационной системы  управления предприятием станет проще. Наоборот, существенное сокращение бумажной волокиты ускоряет процесс и повышает качество обработки заказов, поднимает конкурентоспособность и рентабельность предприятия в целом, а все это требует большей собранности, компетенции и ответственности исполнителей. Возможно, что существующая производственная база не будет справляться с новым потоком заказов, и в нее тоже нужно будет вносить организационные и технологические реформы, которые впоследствии положительно скажутся на процветании предприятия.

     При внедрении информационной систем управления предприятием в большинстве случаев возникает активное сопротивление сотрудников на местах, которое является серьезным препятствием для консультантов и вполне способно сорвать или существенно затянуть проект внедрения. Это вызвано несколькими человеческими факторами: обыкновенным страхом перед нововведениями, консерватизмом (на пример, кладовщику, проработавшему 30 лет с бумажной картотекой, обычно психологически тяжело пересаживаться за компьютер), опасение потерять работу или утратить свою незаменимость, боязнь существенно увеличивающейся ответственности за свои действия. Руководители предприятия, принявшие решение автоматизировать свой бизнес , в таких случаях должны всячески содействовать ответственной группе специалистов, проводящей внедрение информационной системы управления предприятием ,вести разъяснительную работу с кадрами, и, кроме того:

  • Создать у сотрудников всех уровней твёрдое ощущение неизбежности внедрения;
  • Наделить руководителя проекта внедрения достаточными полномочиями, поскольку сопротивление иногда (часто подсознательно, или в результате неоправданных амбиций) возникает даже на уровне топ-менеджеров;
  • Всегда подкреплять все организационные решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений.
  • Временное увеличение нагрузки на сотрудников при внедрении системы управления предприятием

     На  некоторых этапах проекта внедрения  временно возрастает нагрузка на сотрудников  предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения обычных рабочих  обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некоторого времени приходится вести дела, как и в новой системе, так и продолжать ведение их традиционными способами (поддерживать бумажный документооборот и существовавшие ранее системы). В связи с этим, отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом того, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием. В таких случаях руководителю предприятия, помимо ведения разъяснительной работы с уклоняющимися от освоения новых технологий сотрудниками необходимо:

  • Повысить уровень мотивации сотрудников к освоению системы в форме поощрений и благодарностей;
  • Принять организационные меры к сокращению срока параллельного ведения дел.
  • Формирование квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, руководителя группы

     Внедрение большинства крупных систем автоматизации  управления предприятием производится по следующей технологии: на предприятии формируется небольшая (3-6 человек) рабочая группа, которая проходит максимально полное обучение работе с системой, затем на эту группу ложится значительная часть работы по внедрению системы и дальнейшему ее сопровождению. Применение подобной технологии вызвано двумя факторами: во-первых, тем, что предприятие обычно заинтересовано в том, чтобы у него под рукой были специалисты, которые могут оперативно решать большинство рабочих вопросов при настройке и эксплуатации системы, а во-вторых, обучение своих сотрудников и их использование, всегда существенно дешевле аутсорсинга. Таким образом, формирование сильной рабочей группы является залогом успешной реализации проекта внедрения.

     Особенно  важным вопросом является выбор руководителя такой группы и администратора системы. Руководитель, помимо знаний базовых  компьютерных технологий, должен обладать глубокими знаниями в области  ведения бизнеса и управления. В практике крупных западных компаний такой человек занимает должность CIO (Chief Information Officer) которая обычно является второй и в иерархии руководства компании. В отечественной практике, при внедрении систем такую роль, как правило, играет начальник отдела АСУП или ему аналогичного. Основными правилами организации рабочей группы являются следующие принципы:

     Специалистов  рабочей группы необходимо назначать  с учетом следующих требований: знание современных компьютерных технологий (и желание осваивать их в дальнейшем), коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность;

     С особой ответственностью следует подходить  к выбору и назначению администратора системы, так как ему будет  доступна практически вся корпоративная  информация;

     Возможное увольнение специалистов из группы внедрения в процессе проекта может крайне негативно отразиться на его результатах. Поэтому членов группы следует выбирать из преданных и надежных сотрудников и выработать систему поддержки этой преданности в течение всего проекта;

     После определения сотрудников, входящих в группу внедрения, руководитель проекта  должен четко расписать круг решаемых каждым из них задач, формы планов и отчетов, а также длину отчетного  периода. В наилучшем случае, отчетным периодом должен быть один день.

Информация о работе Развитие информационных систем управления предприятием