Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:14, реферат
Лидерство- это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Введение.
Природа и определение понятия лидерства.
Основы лидерства
Стили руководства.
Описание института лидерства
Теория лидерства и его главные черты.
Психология лидерства
Психология управление лидерством в организации
Роль лидера в управлении организационной культурой
Роль лидера в управлении коммуникацией
Роль лидера в управлении персоналом
Роль лидера в управлении внешними связями
Роль лидера в управлении изменениями
Развитие и повышение конкурентоспособности компании через эффективное руководство лидерство.
Заключение.
Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей.
Неформальная
коммуникация ориентирована на поддержание и развитие
отношений, решение личных проблем и проблем
групповой динамики.
Эффективной может быть как формальная
коммуникация, так и неформальная.
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет
неформальная коммуникационная сеть.
Передача официальной информации через
неформальную сеть приводит к искажению
этой информации.
Выполнение в рамках неформальной коммуникации
функций информирования сотрудников по
ключевым проблемам жизнедеятельности
приводит к возникновению помех при координации
работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.
Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.
Неформальные лидеры выполняют функции хранителей и передатчика
информации. Они заполняют «пустоты» формальной
коммуникации, объясняют и истолковывают
сообщения официального руководства и
его действия, аккумулируют многообразную
информацию об организации и ее членах.
Фактически они формируют общественное
мнение относительно политики руководства
и оказывают существенное влияние на создание
имиджа представителей менеджмента.
Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.
Роль лидера в управлении персоналом
Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Энергия этих групп может быть как созидательной,
так и разрушительной.
Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть
направлена на противоречивые цели, в
результате чего распыляются организационные
ресурсы, что в итоге понижает степень
эффективности коллективной деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика – это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач.
Процессы групповой динамики закономерны
для любой группы и организации вне зависимости
от ее численности, характера и особенностей лидерства.
Лидер может осуществлять свою деятельность
с учетом особенностей групповых процессов
или игнорировать их. В последнем случае
он закономерно отказывается от наиболее
эффективного способа решения стоящих
перед ним задач. Только управляя процессами
групповой динамики на всех уровнях формальный
лидер обеспечивает возможности эффективной
групповой деятельности и эффективность
своего лидерства.
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития, специалисты выделяют четыре стадии со своими свойствами:
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.
На первой стадии (формирования) группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.
На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-разному относятся к факту необходимости участия в групповой деятельности. Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства.
Стадия взрыва недовольства является обязательным элементом группового развития.
Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные представления членов
группы относительно их роли и влияния,
а также о характере групповой деятельности
не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе
за власть и влияние в группе, а не на выполнении
задания. Расхождение между индивидуальными
ожиданиями и реальностью выражается
в росте разочарования и недовольства
членов группы результативностью ее деятельности
и эффективности лидерства.
Это недовольство выплескивается в претензиях
к официальному руководителю, организатору
группы, ее членам и сопровождается взаимными
обвинениями.
Неосознанное желание каждого избавить
себя от персональной ответственности
за отсутствие удовлетворенности групповым
взаимодействием и результативностью
деятельности приводит к поиску виноватого,
так называемого «козла отпущения». Им
и становится в глазах большинства членов
группы групповой лидер.
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам.
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.
Внимание группы постепенно переключается с проблем групповой динамики на проблемы выполнения задания.
Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия в соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание. Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания.
Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи.
Специалисты выделяют два разных типа
подчиненных:
Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.
Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника.
Если лидер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность лидера и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема лидерства – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.
В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.
В силу природы человека и социально-психологических
закономерностей взаимодействия людей невозможно полностью
избежать социальных конфликтов.
Поэтому задачей управленческого лидера
является минимизация его деструктивного
потенциала.
В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании: лидер может выполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи.
В первом случае (роль посредника) лидер сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.
Во втором случае (роль судьи) лидер, опираясь на статусную власть или власть личностного авторитета, оценивает ситуацию и принимает решение о прекращении конфликта конкретным способом. Он выносит окончательное решение об оценке действий участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному) поведения заинтересованных сторон.
Роль лидера в управлении внешними связями
Интересы своей организации
во внешней среде представляет, в основном,
формальный лидер. Взаимодействие управленческого
лидера с руководителями и лидерами других
организаций, каждый из которых преследует
совсем другие цели (обладая не меньшим
управленческим опытом, статусной властью
и личностным влиянием), зачастую являются
ключевым показателем силы самого лидера
и успешности деятельности организации
в целом.
Во внешней среде лидер
вступает в коалиции и партнерские отношения.
Коалиция – это объединение двух и более
субъектов для достижения ощутимых результатов
своей деятельности. Партнерство – такое
взаимодействие субъектов, при котором
совместная деятельность осуществляется
на основе взаимных интересов и в соответствии
с заранее согласованными правилами.
Роль лидера в коалициях
носит двойственный характер. Во-первых,
он является представителем своей организации
в ряде внешних коалиций, защищающих общие
интересы во взаимодействии с какой-либо
организацией или группой; во-вторых, он
сам активно взаимодействует с внешними
коалициями, которые оказывают действие
на деятельность его организации. Двойственность
положения формального лидера нельзя
считать противоречивой, но она наглядно
показывает наличие множества социальных
ролей и функций лидера.
В целом деятельность
лидера по взаимодействию с коалициями
слагается из взаимосвязанной совокупности
шагов, которые включают: