Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:19, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов развития карьеры.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать литературу по данному вопросу; необходимость развития карьеры, определить проблемы и перспективы, сделать выводы о перспективах.
ВВЕДЕНИЕ.. .....................................................................................................3 1. Этапы и необходимость развития карьеры................................................ 5
2 Системный подход к развитию карьеры.....................................................10
3 Основные модели развития карьеры...........................................................12
4 Мониторинг и анализ перспектив развития карьеры выпускников.........19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ..............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пермский институт (филиал)
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
Кафедра управления
персоналом и коммерческого права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Управление персоналом»
Вариант № 10
Выполнила студентка 3 курса группы МЗ-34
Специальность
Менеджмент организации Лепихина Мария
Владимировна
Пермь 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. ..............................
2 Системный подход к развитию карьеры....................... 3 Основные модели развития карьеры....................... 4 Мониторинг и анализ перспектив развития карьеры выпускников.........19 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
Введение
Теперь
все большее число людей
Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной, производственной деятельности, достижение известности, славы.
Каждый
человек в определённый момент начинает
серьёзно задумываться о своём будущем,
о будущей карьере. Знания о том,
что такое карьера, какие существуют
виды и модели карьеры, как управлять
карьерой, а также знание своих
способностей, слабых и сильных сторон
помогут ему выбрать работу в
организации, которая даст ему возможность
профессионального роста и
Мотивированных сотрудников, что повышает
производительность труда и сокращает
текучесть кадров, возможность планирования
профессионального развития работников
с учетом их личных интересов, паны развития
карьеры отдельных сотрудников в качестве
источника определения потребностей в
профессиональном обучении. В этом заключается
актуальность работы. Целью данной курсовой
работы является рассмотрение основных
аспектов развития карьеры.
В связи
с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать литературу по данному вопросу;
необходимость развития карьеры, определить
проблемы и перспективы, сделать выводы
о перспективах.
Этапы и необходимость развития карьеры.
Карьера – это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, на которых человек удовлетворяет свои потребности. Шейн предлагает девять этапов развития карьеры, Супер и Холл и Нугейм указывают пять.
Рассмотрим
пять этапов, предложенных Гринхаусом
и Каллананом. Но это не говорит о том,
что карьера каждого развивается по такому
пути.
Этап1.
Выбор профессии,
подготовка к работе. Этот этап продолжается
примерно до 25-летнего возраста. В этот
период создается представление о себе
как о работнике. Человек сравнивает свои
достоинства и недостатки, свои ценности
и желаемый стиль жизни с требованиями
и выгодами различных профессий. Если
с выбором возникают трудности, то можно
прибегнуть к помощи различных тестов,
предназначенных для выявления интересов
человека. Также человек может ограничивать
свой выбор по причине социальной, культурной
принадлежности. Еще одна проблема, которая
может возникнуть в процессе выбора, –
получение достоверной информации.
Этап 2.
Поступление
на работу в организацию. Он частично совпадает
с первым и наступает, как правило, в возрасте
от 18 до 25 лет, но затем многие возвращаются
к нему несколько раз. Человек находит
работу, соответствующую его представлению
о своей профессии, и начинает работать.
Часто оказывается, что ожидания и реальность
не совпадают, так как работодатель выставляет
свою организацию только с лучших сторон,
а потенциальный работник, как правило,
не запрашивает нужную информацию, чтобы
проверить, верны ли его представления
об этой фирме и работе.
Этап 3.
Упрочение
позиций и достижения. Этот этап длится
примерно от 25 до 40 лет. Человек находит
свое место в организации. Важно с самого
начала дать новичку настоящую работу
и поручать ответственные задания. Также
необходима обратная связь и поддержка
непосредственного начальника. Достижения
на данном этапе – это демонстрация компетентности
и расширение обязанностей и полномочий.
Ключевое значение здесь приобретает
доступ к возможностям развития карьеры.
Организация содействует повышению квалификации
на рабочем месте и получению возможностей
для повышения по службе и расширения
сферы деятельности, если в ней используется
структурированный подход к развитию
карьеры, в том числе карьерные лестницы,
пути развития и матрицы. Организации
охотнее предоставляют поддержку тем,
кого прочат на руководящие посты.
Этап 4.
Середина
карьеры. Данный этап приходится на возраст
от 40 до 55 лет. В этот период продолжается
продвижение по службе или положение остается
стабильным. В любом случае происходит
переоценка карьеры и направления в жизни.
Одни переживают спад, другие продолжают
развитие и по-прежнему нуждаются в поддержке
организации, а у некоторых развитие карьеры
останавливается и они чувствуют себя
неудачниками. Гринхаус и Калланан предлагают
- поддержка организации в таком случае
должна выражаться в использовании горизонтальных
путей развития карьеры, расширении содержания
работы, предложении стать наставником,
в профессиональном обучении, для того
чтобы быть на уровне современных требований,
в использовании гибкой системы вознаграждения.
Этап 5.
Завершение
карьеры. Задача организации на данном
этапе заключается в стимулировании хорошей
работы. Несмотря на стереотипные представления
о работниках старшего возраста как менее
способных к обучению, Мэйо утверждает,
что если организация верит в способность
этих работников хорошо работать и относится
к ним соответственно, то они будут работать
хорошо. На этом этапе важны наличие гибких
систем организации труда, четких стандартов
исполнения, профподготовки и отсутствие
дискриминации. Одновременно идет подготовка
к выходу на пенсию.
Шейн считает, что основы карьеры гораздо
шире мотивации; они включают следующее:
восприятие своих талантов и способностей;
понимание своих мотивов и потребностей;
осознание своих ценностей. Самовосприятие
формируется на основе опыта работы, своих
успехов, самодиагностики и обратной связи.
Выводы, которые мы делаем, и способствуют и сдерживают развитие карьеры. Нам необходимо выявить и понять, что является основой нашей карьеры, для того чтобы убедиться, что мы все делаем правильно. Но также важно понимать, что есть вещи, в которых мы будем продолжать нуждаться, даже если сменим карьеру. Изначально Шейн указал пять основ карьеры, позже добавив еще четыре: техническая, или функциональная компетентность; управленческая компетентность; гарантия занятости и стабильность; творчество; автономность и независимость; узнаваемость; служение людям; власть, влияние и контроль; разнообразие.
Таким образом, определений карьеры много, но все они сводятся к тому, что карьера – это развитие человека и продвижение по службе на протяжении всей жизни. Любая организация должна способствовать данному процессу, развивать карьеру своих работников и тогда она получит от них отдачу.
Необходимость планирования карьеры. Планирование карьеры персонала в организации ведет, как и, например, финансовое планирование, к потере или приобретению денег. То есть отсутствие планирования и неадекватное планирование ведет к снижению эффективности деятельности всей компании. Карьерный рост каждого человека должен корреллироваться с успехами других членов коллектива. И соответственно каждый должен занимать свою нишу в компании во избежание пересечения интересов и целей самих работников, что в итоге неизбежно приводит к конфликтам. Задача руководителя направить вектор целей каждого отдельного работника в направлении общих целей компании. Наиболее пристальное внимание должно уделяться набору персонала и выводу персонала из организации, так как несоответствующий для занимаемой должности человек препятствует эффективной деятельности всего коллектива. Также и человек, который исчерпал свой потенциал на занимаемой должности по возрасту или по какой-либо другой причиной не должен мешать производственному процессу. На западе широко применяется политика, называемая плэйсмэйкинг (placemaking), суть которой – подготовка места обычно с невысокой нагрузкой для работника, который отработал на ключевой должности и достиг своего потолка, в то время как есть достойные кандидатуры на его позицию. Часто это перемещение оказывается очень выгодным для компании, несмотря на то, что обычно приходится платить повышенную зарплату всем, участвующим в этом процессе. Это происходит из-за того, что опыт, знания, связи, накопленные человеком, занимавшим высокую должность, не потеряны для компании, что произошло бы в случае его ухода на пенсию. С другой стороны, достойный кандидат на освобожденную позицию сможет привнести значительный вклад в компанию.
Итак, каждый шаг менеджера по персоналу ведет к повышению или понижению эффективности работы всей компании. Долгосрочное планирование профессиональной жизни каждого человека и взаимодействия людей внутри организации способствует успешному функционированию этой организации в конкурентной среде. Можно подвести следующие итоги:
1. Встречаясь
с новым сотрудником, менеджер
по персоналу должен учитывать
этап карьеры, который он
2. Важно разделять этап карьеры (временной
период развития личности) и фазы развития
профессионала (периоды овладения деятельностью).
3.Этапы и границы трудовой активности,
творческих проявлений очень подвижны
и в каждом конкретном случае определяются
спецификой профессии и особыми, неповторимыми
условиями жизнедеятельности человека,
его индивидуальностью.1
Системный подход к развитию карьеры
Исторически
представление о карьере
Смысл понятия
«карьера» меняется. Как правило,
люди останавливали свой выбор на
какой-либо профессии и пытались
найти организацию, в которой
смогли бы применить свой труд в
полной мере. Организация им в ответ
должна была предоставить возможность
карьерного роста. Карьера рассматривалась
как «лестница» или «путь». Первое
предполагает рост, последующее выдвижение
на руководящие посты; второе – возможность
планирования карьеры как пути, который
уже был пройден каким-то сотрудником
ранее. Устройство организации подразумевало
возможность продвижения
Сегодня преобладают организации с одно-
и двухуровневыми структурами. Следовательно,
отличие между первым и вторым уровнями
резко возросло; теперь для продвижения
сотруднику требуется не столько количественный,
сколько качественный скачок в развитии.
Продвижение в рамках организации совершается
из одного отдела в другой. Вместо предсказуемого
прогресса современные работники сталкиваются
с непредсказуемостью своего служебного
положения. У них уже нет уверенности в
том, что они будут работать в рамках той
же специальности, к которой были подготовлены;
не могут быть уверены в сохранении своего
места в организации.