Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:19, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов развития карьеры.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать литературу по данному вопросу; необходимость развития карьеры, определить проблемы и перспективы, сделать выводы о перспективах.
ВВЕДЕНИЕ.. .....................................................................................................3 1. Этапы и необходимость развития карьеры................................................ 5
2 Системный подход к развитию карьеры.....................................................10
3 Основные модели развития карьеры...........................................................12
4 Мониторинг и анализ перспектив развития карьеры выпускников.........19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ..............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28
Сегодня можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности). Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии вертикальной карьеры – должностной рост; горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации; центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Таким образом,
современные исследователи
Основные модели развития карьеры
Егоршин
отмечает, что практические исследования
служебной карьеры многих действующих
менеджеров показывают, что все многообразия
видов карьеры получаются за счет сочетания
четырех ее основных моделей: «трамплин»;
«лестница»; «змея»; «перепутье».
Карьера «трамплин» широко распространена
среди руководителей и специалистов. Жизненный
путь работника состоит из длительного
подъема по служебной лестнице с постепенным
ростом его потенциала, знаний, опыта и
квалификации. Соответственно меняются
занимаемые должности, на более сложные
и лучше оплачиваемые. На определенном
этапе работник занимает высшую для него
должность и старается удержаться в ней
в течение длительного времени. А потом
«прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.
Данная модель развития карьеры наиболее
характерна для руководителей периода
застоя в экономике, когда многие должности
в центральных органах и на предприятиях
занимались одними людьми по 20-25 лет. С
другой стороны, она является типичной
для специалистов и служащих, которые
не ставят перед собой целей продвижения
по службе. В силу ряда причин: личных интересов,
невысокой загрузки, хорошего трудового
коллектива, приобретенной квалификации
- работников вполне устраивает занимаемая
должность, и они готовы оставаться в ней
до ухода на пенсию. Таким образом, карьера
«трамплин» может быть вполне приемлемой
в условиях рыночной экономики для большой
группы специалистов и служащих.
Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время не более 5 лет. Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей.
С ростом
квалификации, творческого потенциала
и производственного опыта
Верхней
ступени служебной карьеры
После занятия
верхней должности начинается планомерный
спуск по служебной лестнице с
выполнением менее интенсивной
работы, не требующей принятия сложных
решений в экстремальных
Модель
карьеры «змея» пригодна для руководителя
и специалиста. Она предусматривает
горизонтальное перемещение работника
с одной должности на другую путем
назначения с занятием каждой непродолжительное
время (1-2 года). Например, мастер после
обучения в школе менеджеров работает
последовательно диспетчером, технологом
и экономистом, а затем назначается
на должность начальника цеха. Это
дает возможность линейному
Главное достоинство данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в Японии на крупных фирмах. Профессор У. Оучи говорит о расстановке кадров так: «Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы.
Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса... Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью.
При несоблюдении
ротации кадров карьера «змея» теряет
значимость и может иметь негативные
последствия. Это связано с тем,
что часть работников с преобладанием
темпераментов меланхолика и
флегматика не предполагают смену коллектива
или должности и будут воспринимать
ее оченьболезненно.
Модель карьеры «Перепутье». Данная модель предполагает, что по истечении определенного срока работы прохождение руководителем или специалистом аттестации, по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности.
Это американская
модель карьеры, ориентированная на индивидуализм
человека. Для примера можно рассмотреть
применение данной модели для линейного
руководителя. По истечении определенного
периода 5 лет работы в должности начальника
цеха, он проходит переподготовку в школе
менеджеров с полным комплексом необходимых
исследований. Если его профессиональные
знания, умения, навыки, потенциал и квалификация,
здоровье и работоспособность высокие,
а взаимоотношения в трудовом коллективе
бесконфликтные, то он рекомендуется к
занятию более высокой должности посредством
назначения или выборов.
Если потенциал руководителя средний,
но он обладает профессиональными знаниями
и умениями, достаточными для занимаемой
должности, имеет хорошее здоровье и психологически
устойчив, то он рекомендуется к перемещению
на другую должность. Например, начальником
другого цеха.
В случае,
когда рейтинг руководителя низкий,
а профессиональная подготовка не соответствует
занимаемой должности, в трудовом коллективе
существуют конфликты, тогда решается
вопрос о его понижении в должности
или увольнении за нарушения философии
предприятия.
Рассмотрим ещё одну классификацию моделей развития карьеры Е. Комарова.
1. Ситуационная
карьера. Особенность данного
вида том, что поворотами в
судьбе конкретного человека
распоряжается Случай, при котором
не нужно заранее учитывать
какие-то «факторы
2. Карьера
«от начальника». По сути дела,
это модификация предыдущего
варианта с той лишь разницей,
что здесь акцентируется
3. Карьера
«от развития объекта». Бывают
условия и ситуации, когда карьера
работника находится как бы
в его собственных руках.
4. «Собственноручная
карьера». Автор данной классификации
пишет, что ему приходилось
встречать людей, которые не
ждут «карьерной милости», а буквально
подталкивают «руководящие умы»
5. Карьера
«по головам». Здесь ведущая роль
принадлежит карьеристу в
6. Системная
карьера. Данный вид считается
важнейшим признаком
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что действующие модели карьеры
показывают, что она может быть
динамичной, связанной со сменой рабочих
мест, и статичной, осуществляющейся
в одном месте и в одной
должности путем
Человек
должен сам руководить развитием
своей карьеры и стараться
развивать свои навыки и знания,
а организация может помочь ему
в этом путем создания реалистичных
схем развития карьеры, обеспечения
честной обратной связи и возможностей
для поиска и планирования путей
развития карьеры. 3
Новые условия для стартовых возможностей выпускников. Мировой финансово-экономический кризис, безусловно, способствовал ухудшению ситуации на рынке труда в целом и в частности на рынке труда выпускников вузов. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской федерации уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в мае 2009 г. составил 8,5%, что на 1 процентный пункт ниже, чем в феврале 2009 года. Среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2009г. составил в среднем 18,7%. По данным Федеральной службы государственной статистики самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе: средний уровень – 6,2%, в Москве – 3,4%, самый высокий - в Южном федеральном округе: средний уровень – 11,5%, в Ростовской области – 9,4%, Краснодарском крае – 7,6%, Ставропольском крае – 8,1%.
Кроме того, по данным Минэкономразвития до кризиса при принятии бюджета прогнозировался рост ВВП на 6,7% и цены на нефть в 95 долларов за баррель. Падение нефтяных цен более чем вдвое и мировой кризис ведут к сокращению ВВП на 9,5 %. Внутренний кризис доверия может добавить к экономическому спаду до 1,4-2,7 %. Тем самым потенциал сжатия экономики из-за внешних и внутренних кризисных факторов оценивается в 11-12,2 %. Государственные компенсирующие антикризисные меры смогут уменьшить масштабы спада только на 2%.
По результатам мониторинга
базы данных вакансий и резюме информационного
портала по трудоустройству и
развитию карьеры выпускников «