Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы определена следующими положениями, и главной целью данной работы является раскрытие темы: «Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан». В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и понятие малого бизнеса;
2) раскрыть развитие малого бизнеса в Казахстане;
3) проанализировать роль малого бизнеса в обеспечении экономического
роста;
Введение………………….………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса………………………………..6
1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах………………………………………………………………..9
2. Анализ функционирования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………..…………………………………………………14
2.1 Развитие и динамика показателей малого бизнеса в Республике Казахстан..........................................................................................................14
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста Республике Казахстан …………………………………………………………20
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане…………23
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………….………….30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Т.РЫСКУЛОВА
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»
Выполнил: студент 2 курса 221 группы
дистанционного обучения (2 г.о.)
специальность «Менеджмент»
Тналиев А.У.
______________________
Проверил: к.э.н., доцент
Кишибекова Г.К.
_______________________
Алматы,2012
Содержание
Введение………………….……………………………………
1. Теоретические аспекты
функционирования малого бизнеса……………………………………………………………
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса………………………………..6
1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении
экономического роста в развитых странах……………………………………………………………
2. Анализ функционирования
малого бизнеса в Республике Казахстан……………………..……………………………
2.1 Развитие и динамика показателей
малого бизнеса в Республике Казахстан.....................
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста Республике Казахстан …………………………………………………………20
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане…………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………….………….30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей курсовой работы определена следующими положениями, и главной целью данной работы является раскрытие темы: «Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан». В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и понятие малого бизнеса;
2) раскрыть развитие малого бизнеса в Казахстане;
3) проанализировать роль малого бизнеса в обеспечении экономического
роста;
4) исследовать проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане;
5) подвести итоги и вынести соответствующее данной работе заключение.
На сегодняшний день осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Объектом курсовой работы явился малый бизнес, его развитие и роль в экономике Казахстана.
Методом исследования данной работы стал сравнительно – сопоставительный метод, основой которого явился малый бизнес.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для монополизированной экономики Республики Казахстан имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции. Основной задачей малого предпринимательства является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая республиканские и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.
В современной структуре рыночной экономики в масштабах Казахстана предполагает немало малых предприятий, работающих на предпринимательских началах. Это значит, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос - насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности.
Главное условие нашего устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. В этой связи выбранная тема является актуальной., поскольку она предполагает главную цель данной курсовой работы.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, справочная литература, литература зарубежных, казахстанских и советских авторов и прочие актуальные источники информации.
Данная курсовая работа в общей сложности состоит из четырех составных частей, в том числе из введения, главы первой, главы второй и заключения. В введении рассматриваются актуальность, цели и задачи, объект исследования, методы исследования, а также структура данной работы. Глава первая затрагивает теоретические аспекты функционирования малого бизнеса. В ее подглавах рассматриваются такие вопросы, как сущность и понятие малого бизнеса, а также роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах. В главе второй проведен анализ функционирования малого бизнеса в РК, в рамках которого были рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в РК, динамика его показателей, его роль в обеспечении экономического роста Казахстана, а также проблемы и перспективы его развития. В заключении данной работы мы пришли к ряду выводов:
- малый бизнес, продолжая развиваться, сталкивается с многочисленными проблемами;
- поддержка малого бизнеса является краеугольным камнем государственной политики;
- малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики страны в целом.
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса
Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления.
Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.
Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.
Таким образом, предпринимательство – особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать воспроизводство в целом, или какой – то отдельный момент воспроизводства, обмена, распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода.
Малое предпринимательство — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается - деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 10 ГК РК).
В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя.
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.
В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.
Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства. Например, накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ.
Государство постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели. Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года N 343 «О развитии рынка отдельных видов работ и услуг» предписано Агентству Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса с учетом требований законодательства принять меры по привлечению малого бизнеса в сферу оказания работ и услуг, предусмотренных утвержденным перечнем.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан