Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей курсовой работы определена следующими положениями, и главной целью данной работы является раскрытие темы: «Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан». В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и понятие малого бизнеса;
2) раскрыть развитие малого бизнеса в Казахстане;
3) проанализировать роль малого бизнеса в обеспечении экономического
роста;

Содержание

Введение………………….………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса………………………………..6
1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах………………………………………………………………..9
2. Анализ функционирования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………..…………………………………………………14
2.1 Развитие и динамика показателей малого бизнеса в Республике Казахстан..........................................................................................................14
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста Республике Казахстан …………………………………………………………20
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане…………23
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………….………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Развитие малого бизнеса в РК.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Субъект малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме юридического лица.

Индивидуальное предпринимательство, как вид частного предпринимательства - это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).

Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство. Личное предпринимательство - осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство - осуществляется группой граждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и(или) распоряжение имуществом. Формами совместного предпринимательства являются:

1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище; 3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Простое товарищество образуется на основе договора о совместной хозяйственной деятельности. По договору о совместной хозяйственной деятельности (договору простого товарищества) стороны (индивидуальные предприниматели) обязуются совместно действовать для осуществления индивидуального предпринимательства. Например, граждане, получившие в собственность земельные участки для садоводства и дачного строительства, вправе в общих интересах объединиться в простые товарищества.

Для осуществления индивидуального предпринимательства участники простого товарищества вносят взносы имуществом или иными имущественными правами, включая право на результаты интеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.

Взносы участников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудового взноса производится по соглашению между участниками товарищества. Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданное или приобретенное в результате совместного осуществления предпринимательской деятельности, являются их общей долевой собственностью.

Порядок покрытия общих расходов по совместной предпринимательской деятельности и возможных в ее результате убытков определяется договором участников. Если договором такой порядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются за счет общего имущества участников договора, а недостающие суммы раскладываются между ними пропорционально их долям в этом имуществе.

Доход (прибыль), полученный участниками товарищества в результате совместной предпринимательской деятельности, распределяется пропорционально их долям в общем имуществе, если иное не предусмотрено договором простого товарищества. Соглашение об отстранении кого-либо из участников в распределении прибыли является недействительным.Участники товарищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе и соответственно передавать право на участие в товариществе без согласия остальных участников.

Участник товарищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них от участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором простого товарищества не предусмотрено иное.

Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но эти проблемы решаемы. Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитое частное предпринимательство требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

 

1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах

 

В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства.

В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства, прежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты, прежде всего, в посреднической сфере – торговле, банковском деле и т.д. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливание на первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.

Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому, как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироваться в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. Как уже отмечалось выше, малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, в Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие – 1 – 24 занятых;

- малые – 25 – 99 занятых;

- промежуточные – 100 – 499 занятых;

- крупные – 500 – 999 занятых;

- крупнейшие – 1000 и более занятых.

Малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии.

Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны

Кол-во МСП (тыс.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Казахстан

844

5.65

8.3

13

10-11


 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для Казахстане характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для Республики Казахстан эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в Казахстане следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 человек. Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан