Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы определена следующими положениями, и главной целью данной работы является раскрытие темы: «Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан». В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и понятие малого бизнеса;
2) раскрыть развитие малого бизнеса в Казахстане;
3) проанализировать роль малого бизнеса в обеспечении экономического
роста;
Введение………………….………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса………………………………..6
1.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста в развитых странах………………………………………………………………..9
2. Анализ функционирования малого бизнеса в Республике Казахстан……………………..…………………………………………………14
2.1 Развитие и динамика показателей малого бизнеса в Республике Казахстан..........................................................................................................14
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста Республике Казахстан …………………………………………………………20
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане…………23
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………….………….30
Как известно, система налогообложения – это тот регулятор, который может стимулировать или тормозить развитие экономической деятельности. Первым законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Казахстане, стал Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый в декабре 1991 г., в соответствии с которым система налогообложения включала общегосударственные, общеобязательные местные и иные местные налоги. Из 43 видов налогов 16 было государственных, 10 общеобязательных и 17 местных налогов и сборов. Каждый вид налога регулировался еще дополнительным законом и различными инструкциями. Все это затрудняло работу органов налоговой службы и самих предприятий. В результате такого поспешного принятия решения пострадала вся система взаимоотношений государства с налогоплательщиками, что отрицательно отразилось на деятельности предпринимателей.
Указом Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», принятым 24.04.95 г., система налогов была значительно систематизирована и упрощена, то есть, во-первых, сократилось их количество, что уже послужило стимулом к развитию предпринимательства в стране, а во-вторых, все виды налогов были объединены и регулировались одним законом. Таким образом, был сделан шаг к совершенствованию налоговой системы и решению некоторых проблем налогообложения.
Но, как известно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным: этот фискальный механизм является инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. Указ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» подробно не предусматривал механизм и порядок налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. В Налоговом кодексе, принятом 12.06.01 г., дается разъяснение процедуры регистрации налогоплательщиков, расписаны особенности, порядок и условия применения специального налогового режима (далее СНР), порядок расчета с бюджетом, применения контрольно-кассовых машин и т.д. В соответствии с налоговым законодательством субъекту малого бизнеса дается право самому выбирать форму расчета с бюджетом – в общеустановленном порядке или по специальному налоговому режиму.
Учитывая многообразие форм предпринимательской деятельности в рамках специального налогового режима, субъектам малого бизнеса предлагаются три способа расчета с бюджетом. Если деятельность предпринимателя носит эпизодический характер, то он может рассчитываться на основе разового талона. Если доход предпринимателя невелик, то осуществляя свою деятельность в форме личного предпринимательства, он вправе рассчитываться с бюджетом на основе патента. Для предпринимателя, чья разноплановая деятельность связана с привлечением наемного труда, предлагается третья форма расчета с бюджетом – на основе упрощенной декларации.
Такой механизм налогообложения в рамках названных форм расчетов с бюджетом позволяет учитывать разные уровни предпринимательской деятельности, прививает предпринимателю навыки налоговой грамотности, дает возможность постепенно переходить к более солидному бизнесу.
Физические лица, осуществляющие расчеты с бюджетом на основе разовых талонов, освобождены от применения контрольно-кассовых машин, и единственное требование, которое будет предъявляться к ним, – наличие разового талона на руках. Разовый талон приобретается до начала осуществления деятельности. Стоимость талонов устанавливается местным представительным органом на основе данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью. Разовый талон является бланком строгой отчетности, может приобретаться как на один день, так и на более длительный срок, но не более чем на один месяц. (При этом стоимость разового дневного талона умножается на количество дней осуществления деятельности.)
Для индивидуальных предпринимателей, бизнес которых приобретает стабильный характер, предусмотрена патентная форма расчетов с бюджетом. Ее могут использовать индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства, которые не используют труд наемных работников и получают доход не более 1 млн тенге в год. Такая форма расчета удобна для начинающих предпринимателей, имеющих небольшие обороты. Для получения патента предпринимателю необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление с указанием предполагаемого дохода и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также лицензию (при осуществлении лицензируемого вида деятельности; при этом патент выдается на срок, не превышающий срок действия лицензии). Сумма налогов по патенту установлена в размере 3 % от заявленного налогоплательщиком предполагаемого дохода. Говоря иными словами, налоги исчисляет сам предприниматель без осуществления каких-либо расчетов, а просто путем применения единой ставки (равной 3 %) к предполагаемому доходу. Полученная сумма является стоимостью патента, которую предприниматель должен уплатить в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Такой механизм определения налоговых обязательств не составляет для предпринимателя особого труда.
Следовательно, малый бизнес занимает ведущие позиции в сфере услуг, наблюдается развитие малого бизнеса в строительстве. Растет объем произведенной предпринимательскими структурами продукции и услуг, это в свою очередь, оказывает позитивное влияние на проблему занятости населения. В малом бизнесе занят значительный потенциал трудовых ресурсов около 154,2 тысячи человек. Тем не менее, остается значительной величина не действующих предприятий, почти третья часть от числа зарегистрированных.
2.2 Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста Республики Казахстан
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике Казахстана является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Преимуществами малого бизнеса в Казахстане является:
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.
Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
По подсчетам экономистов-экспертов, от 25 до 35 % активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находятся в нелегальном обороте. Их включение в рыночный оборот даст огромный эффект для всей экономики страны.
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 13%.
Анализ тенденций в малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данного сектора экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Малый бизнес в рыночной экономике Казахстана является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
В условиях переходной экономики Казахстана предпринимательская модель экономического развития является важным фактором оздоровления экономики. Развитие малого предпринимательства играет все большую роль в становлении экономики области.
В настоящий момент созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства уделяется достаточно большое внимание. С момента принятия Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года в Казахстане проделана немалая работа в этом направлении.
По состоянию на 1 января 2007 г. в области зарегистрировано 7 469 субъектов малого бизнеса, включая предприятия образования и здравоохранения, что составляет 7,3 процента от общего количества субъектов малого бизнеса РК. Активными, то есть действующими, только начавшими или временно приостановившими свою деятельность в секторе малого бизнеса, являются 5 621 предприятие, в том числе 174 предприятия образования и здравоохранения. О результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в органы статистики (без образования и здравоохранения) отчитались 4 499 или 82 процента предприятий малого бизнеса, из них 49 процентов осуществляли свою деятельность в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 15 - занимались обрабатывающим производством, 11 - строительством, 10 - осуществляли операции с недвижимым имуществом, 4,5 - с транспортом и связью.
Предприятиями малого бизнеса было выпущено товаров и услуг на общую сумму 13,2 млрд. тенге, причем доля предприятий промышленного сектора в общем объеме выпуска за истекший год увеличилась с 17 до 20 процентов, доля торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования составила почти 27 процентов, строительства - 25, что говорит о существенной роли этих видов деятельности в секторе малого бизнеса.
Всего в Западно-Казахстанской области субъектами малого предпринимательства обеспечена занятость 79,7 тыс. гражданам (15 процентов) от общего количества трудоспособного населения. За 2008 год от субъектов малого предпринимательства поступило платежей в бюджет на сумму 2,3 млрд. тенге, или 9,3 процентов от общего объёма поступлений.
На 1 ноября 2009-го года число действующих субъектов малого бизнеса составило 1309, из них 1260 - индивидуальные предприниматели, 49-юридические лица.
Предпринимательская активность на 100 человек составляет 9 единиц. 1) Доля субъектов, занятых в сфере торговли, равна 50,9%. В сельском хозяйстве - чуть больше 26,8%. Прочие отрасли - 22,3% 2) Численность людей, занятых в малом предпринимательстве, - 2314 человек. У юридических из этого количества трудятся 1240 (53,6%), у индивидуальных предпринимателей - 1074 (46,4%).
Поступление налогов от субъектов малого предпринимательства составили 87 млн. тенге. По состоянию на 01.10.2007 г. в г.Уральске зарегистрирован 80 субъектов малого предпринимательства, из которых функционируют 65, что на 13 больше чем в прошлом году. В них занято 386 человек. С начало года этими предприятиями реализовано продукции на 295,1 млн. тенге. Платежи в бюджет составили 33,8 млн. тенге при прошлогоднем уровне 11,8 млн. тенге, что составляет 299,3 %.
Значительная часть развития малого бизнеса приходится на долю индивидуального предпринимательства и фермерских хозяйств, 49 % от общего объема приходиться на торговлю, 24 % - на сельское хозяйство и 5 % - на промышленность.
В городе, в основном, выполнен план реализации территориальной программы развития и поддержки малого бизнеса. Из выданных 29,5 млн. тенге кредитов субъектам малого бизнеса погашено 24 млн. тенге, которые повторно направлены на дальнейшее финансирование. За 2006 год и 9 месяцев 2007 года кредиты направлены на реализацию 20 проектов, из них реализовано 14 и создано 206 рабочих мест, в том числе 99 в 2006 и 107 – в 2007 году. В 2006 году Банк Туран Алем выделил кредит на сумму 117 млн. тенге 46 субъектам малого бизнеса.
Вместе с тем следует отметить, что местные власти недостаточно используют выделенные на развитие малого бизнеса средства. В Уральске мало интересных программ развития предпринимательства, а акимат не оказывает в этом помощи вновь создаваемым организациям малого бизнеса.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
2.3 Проблемы и перспективы малого бизнеса в Казахстане
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что малые предприятия Республики Казахстан в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
К основным проблемам, сдерживающим развитие малого бизнеса в Казахстане можно отнести:
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан