Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать историю возникновения и развития франчайзинга;
-раскрыть основные виды и понятия франчайзинга;
-исследовать историю франчайзинга в России;
-рассмотреть развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс».

Содержание

Введение 5
1 История развития франчайзинга 7
1.1 Возникновение франчайзинга 7
1.2 Современный франчайзинг 8
1.3 Понятие франчайзинг. 10
1.4 Виды франчайзинга 13
1.5 Виды франчайзинговых систем 16
2 Развитие франчайзинга в России 19
2.1 Франшизы в России 20
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России 22
3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс» 24
Заключение 27
Список используемых источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг и франчайзинг.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)
    1. Виды франчайзинга

 

          Франчайзинг используется в самых  различных видах бизнеса. В  частности, он интенсивно развивается  в следующих отраслях промышленности  и сферы услуг:

   автомобильная промышленность и услуги автосервиса;

  • помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама);
  • строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов;
  • услуги, связанные с образованием;
  • отдых и развлечения;
  • общественное питание (рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные);
  • медицинские и косметические услуги;
  • услуги в сфере домашнего хозяйства;
  • розничная торговля.

Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, деловой, производственный.

Товарный франчайзинг  используется в сфере торговли. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным  другими фирмами и продаваемым  под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг  от обычной оптовой торговли, - привязанность  франчайзи к товарному знаку  и торговой марке франчайзера. Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным  изложением требований к технологии торговли и условий использования торгового знака. Большое место в них занимают условия о предоставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации(«Эконика обувь», «Красный куб»).

Производственный франчайзинг  представляет собой франчайзинг  направленный на изготовление определенных товаров. Принцип данных отношений  следующий. Компания, которая владеет  технологией производства какого-либо продукта, продает свое сырье региональным или местным предприятиям.

Если следовать строгим  критериям, то производственным франчайзингом  может именоваться только компания, которая производит уникальный товар  и как минимум располагает  технологиями франчайзи и ноу-хау.

Небольшая организация в  таких отношениях не только работает под брендом франчайзера и  занимается реализацией его товаров  и услуг, но и включена в цикл деятельности этого крупного предприятия. Ею выполняются  все требования, предъявляемые к  технологическому процессу, качеству, обучению сотрудников, выполнению плана, отчетности и прочим производственным вопросам.

Данной формой франчайзинга предусматривается близкий контакт  франчайзи и франчайзера, детальная  регламентация деятельности и высокая  степень ответственности со стороны  малого предприятия.

Пример таких отношений  – завод, который разливает безалкогольные напитки. В данной сфере этот вид  франчайзинга представлен наиболее широко. Каждый региональный или местный  разливочный и упаковочный завод, это франчайзи основного предприятия.

Следует отметить, что разграничение  между товарным и деловым франчайзингом  нередко оказывается условным, и  в некоторых франчайзинговых  системах можно найти элементы и  того, и другого видов. Типичным примером таких "комбинированных" соглашений являются распространенные в США  договоры о производстве безалкогольных напитков. В соответствии с ними франчайзер поставляет " секретный" сироп и предоставляет право на изготовление из него напитка, который затем продается с торговой маркой франчайзера (например, компании "Кока-Кола", "Пепси"). В России аналогичные договоры применяются в деятельности франчайзинговой компании "Дока-Пицца".

Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом предпринимательских  отношений. Его суть в том, что  франчайзером продается лицензия компаниям  или частным лицам. На основании  ее франчайзи имеют право открывать  магазины (группы магазинов) для того, чтобы продавать потребителям продукты или услуги под брендом франчайзера.

 То есть имеет место  франчайзинговые отношения на  вид деятельности. Небольшая компания  в данном случае включается  в полный цикл крупного предприятия.  При этом франчайзер предъявляет  к франчайзи определенные требования, которые касаются технологического  процесса и качества. Помимо этого,  франчайзером проводится обучение  сотрудников, выбор местоположения  для будущего предприятия, а  так же прочие услуги, которые  касаются методов обеспечения,  отчетности и других производственных  моментов.

 В условиях делового  франчайзинга, франчайзи оплачивает  установленные взносы, а также,  в случае необходимости, пополняет  рекламный фонд, ведением которого  занимается франчайзер, который  также правомочен сдавать в  аренду основные фонды, предлагать  финансирование и выступать в  качестве основного поставщика  для своих подопечных.

 В зависимости от  того каков первоначальный капитал  франшизы, этот бизнес-формат подразделяется  на следующие наиболее распространенные  подгруппы:

 

  • Рабочая франшиза. В данном случае франчайзером создается оптимально подготовленное для предпринимателя рабочее место. Чаще всего им покупается и оборудуется прилавок-фургон.
  • Коммерческая франшиза. Требует от франчайзера более значительных инвестиций. Необходимо приобрести производственное оборудование, найти рабочие помещения, а также позаботиться о дополнительном наемном персонале.
  • Инвестиционная франшиза. Ее основной целью является возврат первоначальных инвестиций.
  • Самым известной компанией, которая применяет деловой франчайзинг и активно развивается, является предприятие «МакДональдс».

 

Так же существуют и другие виды франчайзинга:

Корпоративный франчайзинг - современная форма организации  франшизного бизнеса, при которой  франшизополучатель оперирует не отдельным  предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных  менеджеров.

Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при  котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

    1. Виды франчайзинговых систем

 

Франчайзинговые системы  существуют в нескольких формах и  классифицируются в зависимости  от состава участников. Партнеры по соглашению могут взаимодействовать  следующим образом:

  • производитель с производителем;
  • производитель с оптовым продавцом;
  • производитель с розничным продавцом;
  • оптовый продавец с оптовым продавцом;
  • оптовый продавец с розничным продавцом;
  • розничный продавец с розничным продавцом;
  • обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.

 

  1.Производитель с производителем.

Данные отношения можно  наглядно рассмотреть на следующем  примере. Допустим, компания разработала  и запатентовала новую технологию производства, которая позволяет  сокращать затраты на 25%. Другие предприятия  могут также захотеть воспользоваться  подобным способом производства.

Вот с этого момента  и могут начаться взаимоотношения. Фирмы пользуются лицензией на право  применения данного технологического процесса, а компания новатор получает за это определенное комиссионное вознаграждение, называемое роялти. Лицензиаром в  данном случае выступает франчайзер, а лицензиат представляет собой  франчайзи. Но при такой связи  франчайзи не теряет своей автономности, ему предоставлена практически  полная свобода действий (процедуры  и политика не регламентируется, как  впрочем, и технологическое оборудование).

 2.Производитель с оптовым продавцом.

Данный вид отношений  хорошо просматривается в работе крупнейших производителей прохладительных  напитков. Которые переводят на франчайзинговые  условия свои разливочные мощности. Они передают франчайзи права  на использование сиропного концентрата, который сами производят.

3. Производитель с розничным продавцом.

Это франчайзинговая система  первого поколения, которая зародилась в самом начале автомобилестроения. Производителями автомобилей создавались  дилерские сети, основанные на принципе франчайзинга. Аналогичным образом  действовали производители бензина  и заправочные станции.

4. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом.

Данные категории не имеют  четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя  с розничным продавцом.

 5. Розничный продавец с розничным продавцом.

Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда  крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать  свою сбытовую систему подобным образом.

 6.Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием

В этих отношениях франчайзер практически выступает продолжением франчайзера.

 

  1. Развитие франчайзинга в России

Развитие франчайзинга в  России началось с корпорации Baskin Robins, которая продала первую франшизу в Москве еще в далеком 1993 году. При этом от всего мира в данном аспекте мы отстали примерно на 70 лет. В случае если учесть, что изначально франчайзинг в России шел тернистым  путем постоянных проб и ошибок, то, по сути, развитие франчайзинга в  России началось только в 1999 году.

  До этого момента  на отечественном рынке появилось  около 20 франчайзинговых организаций.  Существенное ускорение процесса  развития данной сферы бизнеса  произошло после первой конференции  «Франчайзинг в России», которая  была проведена весной 1999 года. Результатами  этой конференции может считаться  тот факт, что уже к концу  2001 франчайзинговых программ было  уже более 40. На сегодняшний  день данная тенденция не изменяется, так как перспективы развития  франчайзинга в России действительно  практически неограниченны.

  На данный момент, по информации РАРФ, в нашей  стране действует примерно 5500 франчайзинговых  предприятий и более двухсот  франчайзеров.  Российский франчайзинг  представлен в большинстве своём  московскими компаниями (их доля  составляет более 90%).

  Следует отметить, что  далеко не обо всех организациях, которые позиционируют себя в  качестве франчайзеров, можно говорить, что они выступают таковыми  в действительности. Нередко «франчайзинг»  фигурирует лишь в названии  проекта. Но, безусловно, бывает и  наоборот — стопроцентные франшизы  называются совсем иначе.

  Главной причиной  такой ситуации является «подвешенный»  статус данного термина в нашей  стране. По сути, в российском  законодательстве отсутствует понятие  «франчайзинг», а посему правовые  отношения между франчайзером (обладателем  товарного знака) и франчайзи  (его пользователем) регулируются  главой 54 ГКРФ. Разработка вышеуказанного  документа производилась еще  до появления в нашей стране  франшиз, поэтому юридические  пробелы заполняются чаще всего  с помощью двусторонних договоров.  Эксперты утверждают, что нескольких  таких договоров будет вполне  достаточно для того, чтобы заменить  стандартный договор франчайзинга. В большинстве случаев так  и поступают. В результате, формально  не выступая франчайзинговыми, некоторые  бизнес-проекты по сути попадают  в данную категорию.

 Что касается территориального  аспекта - сегодня лишь несколько  российских регионов используют  франчайзинг достаточно широко. Прежде всего, это крупнейшие  экономические центры — Москва  и Санкт-Петербург. Специалисты  также приводят данные о перспективности  с точки зрения развития франчайзинга  и других городов и регонов.  Среди них Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Краснодарский  край, а также Пермь, Омск, Новосибирск,  Екатеринбург, Иркутск и Владивосток.

Практика показывает, что  внедрение определенных брендов, чаще всего, осуществляется через рынок  Москвы или Санкт-Петербурга, и только после этого предприниматели  выводят свою марку на региональные рынки.

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек  и около 485 франчайзеров.

 Для рынка франчайзинга  в 2011 году характерен рост предприятий  в ритейле (57%) и сфере общественного  питания (16%). Основной формой является  прямой франчайзинг, при котором  франчайзер заключает соглашение  с отдельным франчайзи (в большинстве  случаев на управление одной  точкой). Тем не менее, Россия  отстает от развитых стран  по общему количеству франчайзинговых  компаний.

    1. Франшизы в России

 

Первые франшизы России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и  «Дока-Хлеб», первая иностранная франшиза – корпорацией «Баскин Роббинс». Франчайзинг в России представлен  следующими лидерами:

«Лукойл». Во владении ОАО  «Лукойл» находится около 200 станций, работающих на условиях франчайзинга. К компаниям, которые хотят сотрудничать с корпорацией, предъявляются следующие  требования: объем инвестиций от $25000, наличие коммерческого опыта  и лицензии на розничную реализацию нефтепродуктов и др.

Информация о работе Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»