Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать историю возникновения и развития франчайзинга;
-раскрыть основные виды и понятия франчайзинга;
-исследовать историю франчайзинга в России;
-рассмотреть развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс».
Введение 5
1 История развития франчайзинга 7
1.1 Возникновение франчайзинга 7
1.2 Современный франчайзинг 8
1.3 Понятие франчайзинг. 10
1.4 Виды франчайзинга 13
1.5 Виды франчайзинговых систем 16
2 Развитие франчайзинга в России 19
2.1 Франшизы в России 20
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России 22
3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс» 24
Заключение 27
Список используемых источников 28
Франчайзинг используется в
автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, деловой, производственный.
Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли, - привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований к технологии торговли и условий использования торгового знака. Большое место в них занимают условия о предоставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации(«Эконика обувь», «Красный куб»).
Производственный франчайзинг представляет собой франчайзинг направленный на изготовление определенных товаров. Принцип данных отношений следующий. Компания, которая владеет технологией производства какого-либо продукта, продает свое сырье региональным или местным предприятиям.
Если следовать строгим критериям, то производственным франчайзингом может именоваться только компания, которая производит уникальный товар и как минимум располагает технологиями франчайзи и ноу-хау.
Небольшая организация в таких отношениях не только работает под брендом франчайзера и занимается реализацией его товаров и услуг, но и включена в цикл деятельности этого крупного предприятия. Ею выполняются все требования, предъявляемые к технологическому процессу, качеству, обучению сотрудников, выполнению плана, отчетности и прочим производственным вопросам.
Данной формой франчайзинга
предусматривается близкий
Пример таких отношений
– завод, который разливает
Следует отметить, что разграничение между товарным и деловым франчайзингом нередко оказывается условным, и в некоторых франчайзинговых системах можно найти элементы и того, и другого видов. Типичным примером таких "комбинированных" соглашений являются распространенные в США договоры о производстве безалкогольных напитков. В соответствии с ними франчайзер поставляет " секретный" сироп и предоставляет право на изготовление из него напитка, который затем продается с торговой маркой франчайзера (например, компании "Кока-Кола", "Пепси"). В России аналогичные договоры применяются в деятельности франчайзинговой компании "Дока-Пицца".
Деловой франчайзинг является
наиболее популярным способом предпринимательских
отношений. Его суть в том, что
франчайзером продается лицензия компаниям
или частным лицам. На основании
ее франчайзи имеют право
То есть имеет место
франчайзинговые отношения на
вид деятельности. Небольшая компания
в данном случае включается
в полный цикл крупного
В условиях делового
франчайзинга, франчайзи оплачивает
установленные взносы, а также,
в случае необходимости,
В зависимости от
того каков первоначальный
Так же существуют и другие виды франчайзинга:
Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.
Конверсионный франчайзинг
- способ расширения франшизной сети, при
котором действующее
Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнеры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом:
1.Производитель с производителем.
Данные отношения можно
наглядно рассмотреть на следующем
примере. Допустим, компания разработала
и запатентовала новую
Вот с этого момента
и могут начаться взаимоотношения.
Фирмы пользуются лицензией на право
применения данного технологического
процесса, а компания новатор получает
за это определенное комиссионное вознаграждение,
называемое роялти. Лицензиаром в
данном случае выступает франчайзер,
а лицензиат представляет собой
франчайзи. Но при такой связи
франчайзи не теряет своей автономности,
ему предоставлена практически
полная свобода действий (процедуры
и политика не регламентируется, как
впрочем, и технологическое
2.Производитель с оптовым продавцом.
Данный вид отношений
хорошо просматривается в работе
крупнейших производителей прохладительных
напитков. Которые переводят на франчайзинговые
условия свои разливочные мощности.
Они передают франчайзи права
на использование сиропного
3. Производитель с розничным продавцом.
Это франчайзинговая система
первого поколения, которая зародилась
в самом начале автомобилестроения.
Производителями автомобилей
4. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом.
Данные категории не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя с розничным продавцом.
5. Розничный продавец с розничным продавцом.
Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.
6.Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием
В этих отношениях франчайзер
практически выступает
Развитие франчайзинга в России началось с корпорации Baskin Robins, которая продала первую франшизу в Москве еще в далеком 1993 году. При этом от всего мира в данном аспекте мы отстали примерно на 70 лет. В случае если учесть, что изначально франчайзинг в России шел тернистым путем постоянных проб и ошибок, то, по сути, развитие франчайзинга в России началось только в 1999 году.
До этого момента
на отечественном рынке
На данный момент,
по информации РАРФ, в нашей
стране действует примерно 5500 франчайзинговых
предприятий и более двухсот
франчайзеров. Российский франчайзинг
представлен в большинстве
Следует отметить, что
далеко не обо всех
Главной причиной
такой ситуации является «
Что касается
Практика показывает, что внедрение определенных брендов, чаще всего, осуществляется через рынок Москвы или Санкт-Петербурга, и только после этого предприниматели выводят свою марку на региональные рынки.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.
Для рынка франчайзинга
в 2011 году характерен рост
Первые франшизы России были
проданы компаниями «Дока-Пицца» и
«Дока-Хлеб», первая иностранная франшиза
– корпорацией «Баскин Роббинс»
«Лукойл». Во владении ОАО «Лукойл» находится около 200 станций, работающих на условиях франчайзинга. К компаниям, которые хотят сотрудничать с корпорацией, предъявляются следующие требования: объем инвестиций от $25000, наличие коммерческого опыта и лицензии на розничную реализацию нефтепродуктов и др.
Информация о работе Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»