Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать историю возникновения и развития франчайзинга;
-раскрыть основные виды и понятия франчайзинга;
-исследовать историю франчайзинга в России;
-рассмотреть развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс».

Содержание

Введение 5
1 История развития франчайзинга 7
1.1 Возникновение франчайзинга 7
1.2 Современный франчайзинг 8
1.3 Понятие франчайзинг. 10
1.4 Виды франчайзинга 13
1.5 Виды франчайзинговых систем 16
2 Развитие франчайзинга в России 19
2.1 Франшизы в России 20
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России 22
3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс» 24
Заключение 27
Список используемых источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг и франчайзинг.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

«Планета Фитнес». Компания «Планета Фитнес» объединяет под  общим брендом более 35 клубов. Пользователь может купить право на использование  товарного знака и коммерческой информации. Требования включают наличие  площади 1500–2000 м2 с оборудованием  на среднюю сумму $133 024–165 472.

«Пятерочка». Российские франшизы в составе сети этого продовольственного бренда насчитывают более 500 объектов. Минимальная площадь, на которой  должен располагаться магазин франчайзи, – 200 м2, оптимальная – 300 м2. Продажа  осуществляется при наличии у  правообладателя гарантийного письма от местной администрации.

«Subway». На территории России работает более 130 ресторанов бренда Subway. Требования к помещению партнера-франчайзи  – площадь в 30-150 м2. Вступительный  взнос, необходимый для приобретения франшизы в России под маркой Subway, составляет 360 000 руб.

 

«1С». Специализация компании – разработка, дистрибьюция, издание  и поддержка компьютерных программ делового или домашнего назначения. «1С» ведет работу с пользователями посредством разветвленной партнерской  сети, включающей более 10 000 партнеров  из 600 городов 23 стран. Основными требованиями к франчайзи является прохождение  как минимум двумя сотрудниками компании сертификации и аттестации по каждому компоненту «1С: Предприятие».

«Инвитро». На сегодня это  крупнейшая частная лаборатория  на территории России, включающая четыре лабораторных комплекса и свыше  двухсот медицинских офисов по всей стране. Работа с компанией на условиях франчайзинга позволяет открыть  собственный процедурный кабинет, предоставляющий услуги лабораторной диагностики. Основное требование к  франчайзи – наличие помещения  площадью не менее 60 кв. метров.

    1. Правовое регулирование франчайзинга в России

 

Франчайзинг в России регулируется рядом статей ГК РФ, которые предполагают использование на практике договоров  коммерческой концессии (франшизы).

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии  одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без  указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное  наименование и/или коммерческое обозначение  правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные  договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.

Специфика предмета договора о франчайзинге обусловливает необходимость  передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве  случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи  методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти  вопросы должны быть отражены в договоре.

Самостоятельный блок условий  договора о франчайзинге - обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора. Основное из них - плата за пользование лицензией. Способы установления платы могут  быть различными.

Из специфики предмета договора следует также предусматривать  среди прочих условий обязанность  франчайзи по сохранению репутации  франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов  работы.

Как правило, в договоре предусматривается  и финансовый контроль за деятельностью  франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные  договоры всех видов: о сроках договора, ответственности сторон, правопреемственности, способах разрешения споров. 

  1. Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»

Бесспорный лидер современного франчайзинга, компания McDonald's на протяжении всей своей 30-летней истории является классическим примером франчайзинговой системы, верно и своевременно реагирующей как на малейшие колебания рынка, так и на общие тенденции экономического развития. Добиться этого, по единодушному мнению всех, имеющих отношение к ресторанному и франшизному бизнесу, было бы невозможно без Рэя Крока, хотя он не изобретал ни систему быстрого обслуживания, ни франчайзинг, ни саму компанию McDonald's.

Заслуга Р. Крока состоит  в том, что он нашел и отработал  единственно верный подход к организации партнерства «франшизодатель –франшизополучатель», состоящий не просто в обучении владельцев ресторанов, а в воспитании преданных последователей, разделяющих взгляды компании и демонстрирующих предпринимательское чутье в рамках традиционных ценностейMcDonald's.

Процесс воспитания франшизополучателей  начинается с отбора претендентов на приобретение франшизы McDonald's. Прошедшим  вступительное интервью предлагают отработать несколько дней в соседнем ресторане McDonald's.

Если тестируемый считает  ниже своего достоинства мыть полы, чистить туалеты и работать засучив  рукава, делается вывод, что он никогда  не добьется успеха, так как его  подход ошибочен. Если же испытание  пройдено успешно, ему предоставляется  возможность отработать еще 1800 часов  на McDonald's в счет бесплатной стажировки.

Именно такой подход на пути к созданию франчайзинговой  системы, как считают маркетологи, позволяет McDonald'sэкспортировать не только концепцию бизнеса, но и отличительную  культуру, ставшую своеобразным символом Америки.

Стратегия Р. Крока не только обеспечила всемирный успех компании и ее франшизам, но и трансформировала гастрономические вкусы и привычки Америки: 96% американцев в возрасте от 16 до 65 лет посещали McDonald's по меньшей  мере один раз. О воздействии компании на рынок занятости уже говорилось выше.

Подобные факты, вместе взятые, дают основание экономистам сравнивать воздействие концепции Рэя Крока  на социально-экономическую структуру  США с ролью массового производства автомобилей Генри Форда.

С учетом длительности действия франшизного договора и серьезности  последствий его нарушения для  обеих сторон, отношения между  франшизодателем и франшизополучателем  по уровню значимости сравнимы с семейными.

Несомненно, деловые отношения  в бизнесе значительно более  формализованы по сравнению с  семейными отношениями, и договор  франчайзинга является центральным  документом, определяющим основные аспекты  взаимоотношений в рамках этого  своеобразного партнерства.

Открывая франшизные рестораны  за рубежом, франшизодатели вынуждены  соглашаться с некоторой модификацией меню и формы обслуживания.

В бразильских McDonald's подают прохладительные напитки из амазонских ягод guarana, а в Малайзии, Сингапуре  и Таиланде – молочные коктейли с плодами durian, дурно пахнущими  на вкус европейца, но имеющими, по местным  поверьям, особый эффект. В Москве в  меню Pizza Hut, отражая пристрастие  русских к соленой пище, входят пиццы с сардинами и лососем.

При организации франчайзинговой  сети McDonald's в Японии выяснилось, что  традиционная стратегия размещения ресторанов в пригородной зоне не обеспечивает ожидаемого объема продаж, поэтому упор, по совету местных  предпринимателей, пришлось сделать  на центральные городские районы, куда японские семьи могут добраться  на общественном транспорте.

Однако наибольшие проблемы традиционно возникают со снабжением. Если на зарубежном рынке отсутствуют  сырье или исходные продукты, соответствующие  стандартам экспортируемого бизнеса, перед франшизодателем стоит  выбор: регулярно поставлять недостающие  материалы или дублировать всю  систему снабжения.

Оба варианта требуют значительных затрат, и окончательный выбор  зависит от общей стратегии компании. Франшизной системе Pizza Hut в Таиланде потребовалось 12 лет, чтобы принять  решение о строительстве сырного  завода для производства моццареллы, a McDonald's, напротив, соглашается с  необходимостью капитальных вложений и сразу построил завод «Маккомплекс»  в Московской области для своей  франшизной сети ресторанов быстрого питания в России.

В Англии, чтобы добиться необходимого качества булочек для  гамбургеров, компания совместно с  двумя партнерами построила фабрику  по их производству, а в Таиланде силами местных фермеров организовала выращивание Idaho Russet —единственного сорта  картофеля, пригодного для изготовления картошки-фри (french fries).

 

Заключение

Франчайзинг исторически  и прочно закрепился в развитых странах  под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и  престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг  скоро по достоинству оценят и  в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления  бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской  деятельности, получая за это использование  дополнительный доход и рекламу  своего бизнеса. Любая франчайзинговая  система строится исключительно  на успешном бизнесе.

Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны  франчайзора, предусмотренные договором  франчайзинга, несомненно повышают общую  культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность  привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным”  бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи  могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской  деятельностью “под руководством”.

Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству  необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к  действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих  с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки  и технологии ведения бизнеса  на территории нашей страны и за ее пределами.

С развитием франчайзинга России предпринимательство в целом  и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для  процветания экономики Российской Федерации.

 

Список используемых источников

    1. Рыкова И.В Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры/ М.: Современная экономика и право, 2000  г.
    2. Панкратов Ф.Г Коммерческая деятельность: Учебник для вузов 6-е изд./ М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,  2003 г.
    3. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. - СПБ.: Питер, 2008 г.
    4. http://ru.rusfranch.ru/
    5. http://www.in-brand.ru/
    6. http://koshel.ru/laws/
    7. http://referat.ru

Информация о работе Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»