Разработка антикризисной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 07:20, контрольная работа

Краткое описание

В связи с изменениями внешней среды бизнеса во второй половине 20века, появились новые методы и стратегические принципы управления предприятиями, а вместе с ними и термин «стратегическое управление».
Выведение предприятия из кризисного состояния, так же, как и профилактика кризиса предполагает необходимость стратегического подхода к антикризисному управлению.
Руководящим документом стратегического подхода должен быть стратегический план, в котором главным содержательным показателем является наличие в нем субординированных конкретных установок для менеджеров разного уровня в вариативных состояниях внутренней и внешней среды кризисной организации.

Содержание

Теоретический вопрос
2
Тестовое задание
17
Ситуация для анализа
21

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент контрольная.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуации для  анализа

Ситуация 7

Проанализируйте ситуацию «ГУП «Чеховский полиграфический комбинат»» и выполните задания.

 

Конкретная ситуация «ГУП ″Чеховский полиграфический комбинат″»

Одной и, пожалуй, главной  составляющей стратегии управления персоналом крупного промышленного  предприятия на современном этапе  развития экономики страны является, пожалуй, состояние кадрового потенциала, который удалось сохранить в  период жесточайшего кризиса, не обошедшего стороной ни одно предприятие.

Восполняемость кадров, подготовка резерва на замену убывающих специалистов, уровни профессиональной подготовки и  образования с необходимостью постоянного  их повышения, возраст работников и  осознание ими необходимости  движения предприятия вперед своем  развитии, морально-психологический  климат в коллективе — эти и  некоторые другие критерии оценки состояния  кадров определяют жизнеспособность предприятия, и поддержание их величин в  оптимальных соотношениях входят в  круг наиболее трудных и наболевших вопросов, с которыми приходится сталкиваться руководителю сегодня.

В мае 2003 г. совместно с Министерством промышленности науки Московской области был разработан проект целевого обучения специалистов для нужд комбината. В августе 2003 г. шесть человек стали студентами Московского государственного университета печати. Из них четверо работников поступили на заочное и двое— на дневное отделение. Но шести целевых мест, конечно, оказалось мало для комбината. И тогда был заключен договор «О совместной образовательной деятельности Московского государственного университета печати и ГУП «Чеховский полиграфический комбинат». Согласно этому договору комбинат направляет 17 человек, работников ЧПК, на обучение в МГУП на коммерческой основе, предоставляя таким студентам ряд льгот.

Скомплектованная группа, благодаря договоренности с вузом, за обучение оплачивает лишь 50% стоимости. Комбинат выделяет студентам беспроцентную  ссуду для этих целей. Руководству  предприятия удалось организовать учебу студентов этого коммерческого  набора так, чтобы предприятие несло  как можно меньше потерь их рабочего времени. Для этого, совместно с  МГУП, организовано чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий  непосредственно на комбинате, проводится большая работа по корректировке  учебных планов и программ с целью  обеспечения непрерывности подготовки специалистов, приглашаются преподаватели  МГУП на ЧПК для проведения различных  форм занятий.

Поэтому часть зачетов  и экзаменов студенты сдают непосредственно  в стенах своего родного предприятия, а на сессии едут в МГУП и сдают  только те предметы (например, химию), для  подготовки которых нужны специально оборудованные лаборатории. Это  намного облегчает учебу и  совмещение ее с работой. Для лучшего  усвоения знаний для студентов проводятся дополнительные занятия по высшей математике и химии. В итоге студенты без  единой потери окончили первый курс, успешно  сдав все экзамены, и перешли на второй курс.

Потребность в молодых  специалистах растет, поэтому в 2003 г. было принято решение по активизации профориентационной работы в Чеховском районе, задействованы печать и радио. С целью привлечения на обучение в МГУП наиболее подготовленной молодежи, комбинат заключает с ним договор об открытии Чеховского регионального учебно-методического комплекса (ЧРУМК) на базе гимназии № 7 г. Чехова Московской области для подготовки молодежи с ГУП «Чеховский полиграфический комбинат», из Государственного профессионального лицея № 56, школы № 1 и выпускников других учебных заведений к поступлению в Московский государственный университет печати.

Согласно этому договору на комбинате были открыты подготовительные курсы, на которых с ноября 2003 по май 2004 г. 20 учащихся школ города и района углубляли знания по математике и русскому языку. В результате семь человек стали студентами МГУП, поступив на различные факультеты, из них четыре человека — на дневное обучение и три — на заочное. Четверо из поступивших — дети работников комбината. Кроме этого, в нынешнем году еще семь человек поступили в МГУП на целевое обучение. С ноября 2004 г. подготовительные курсы продолжат свою работу.

Для подготовки специалистов на требуемый для комбината профиль  работы, практикуется прием на работу выпускников высших и средних  учебных заведений на специально для этого введенные в штатное  расписание должности специалистов-стажеров. Конечно, это увеличивает затраты  на заработную плату, но они вполне оправданы. Комбинат работает в тесном контакте с Чеховским районным центром  занятости населения. Вместе разрабатываются  варианты удовлетворения потребности  комбината в рабочих кадрах из числа безработных граждан, применяя, вариант «Молодежная практика». Это позволяет молодежи в течение  шести месяцев получить профессию  прямо на рабочем месте, а комбинату  — сэкономить 50% зарплаты (вторую половину оплачивает Центр занятости) и провести отбор лучших для работы на комбинате. Немаловажным фактором в деле управления кадрами является знание и использование делового потенциала работников, объективная оценка их труда и стимулирование персонально каждого за результаты его работы.

В целях создания лучших условий для работы коллектива и  благоприятного нравственно-психологического климата на комбинате разработана  и уже начинает реализовываться  программа технического перевооружения комбината. В частности, в октябре  2004 г. парк печатных машин должен пополниться новой листовой офсетной машиной с лаковым модулем Ролапд-705, а также рулонной семикрасочной машиной глубокой печати для производства гибкой упаковки — это позволит создать современные рабочие места с лучшими условиями для работы. В цехе подготовки форм проведена перепланировка помещений и установка современного оборудования для изготовления офсетных печатных форм, что позволило улучшить условия работы.

Немало внимания уделяется  улучшению условий труда служащих посредством систематически проводимой работы по компьютеризации отделов  и служб комбината, замене устаревших моделей компьютеров на современные, оснащению подразделений оргтехникой (ксероксами, факсами т.п.), оргсвязью (мобильными телефонами и т.п.), проведению плановых ремонтов и обустройства служебных  помещений. Благоприятные условия  для создания нормального нравственно-психологического климата в коллективе создает  демократичный стиль руководства, хотя отдельные случаи не исключают  элементов автократизма. Важно и  стремление к единству слова и  дела, улучшение состояния социальной сферы, а иногда и просто чувство  юмора.

Несмотря на экономические  сложности, еще в 2000 г., в условиях продолжающегося спада производства, на базе санатория-профилактория «Ласточка» и здравпункта был создан лечебно-оздоровительный комплекс, позволяющий ежегодно оздоравливать свыше 500 человек, в числе которых не только работники комбината, но и работники издательств. На лицензировании в 2001 г. санаторий-профилакторий получил I категорию лечебно-оздоровительного учреждения. Были изысканы возможности для закупки нового медицинского оборудования и открытия стоматологического кабинета с ортопедическим отделением. В профилактории применяются более 20 различных методов лечения и профилактики заболеваний, в том числе лазеро-, гирудо-, фито-, психотерапии (последняя для детей и взрослых) и др., что позволяет снизить заболеваемость работников, улучшить медицинское обслуживание.

Комбинат содержит общежитие  на 408 мест, продолжает строительство  базы отдыха, в прошедшем летнем сезоне в санатории-профилактории  «Ласточка» прошли оздоровление 150 детей  работников комбината.

У комбината четыре садоводческих  товарищества, по желанию все работники  комбината ежегодно обеспечиваются землей под посадку картофеля. Предприятием оказывается практическая помощь средней  школе № 1, в которой учатся дети работников комбината.

На комбинате в 2003 г. создан комплекс общественного питания и торговли, в который входят столовая, магазин, буфет. При профкоме комбината действует детская библиотека, которой пользуются дети ближайших жилых микрорайонов. На комбинате возрождаются спорт, туризм и самодеятельность; в коллективах подразделений проводятся вечера, посвященные различным событиям жизни коллектива, поощряется участие спортивных команд комбината в районных и городских соревнованиях.

Большое внимание уделяется  ветеранам. Ежегодно, 9 мая; администрация  совместно с профсоюзным комитетом  и Советом ветеранов комбината  проводит вечера чествования ветеранов войны и тружеников тыла. Неработающим пенсионерам, а их более 800 человек, ежегодно оказывается материальная помощь и дополнительная — тяжело больным, одиноким, престарелым.

В 2000 г. было принято решение о выпуске к 35-летию комбината книги-летописи в двух томах о предприятии. В целях подготовки материала для книги в течение 2002 и 2003 гг. были проведены вечера встреч ветеранов строительства, пуска и освоения мощностей комбината. В январе 2003 г. книга была выпущена и вручена в качестве памятного подарка каждому ветерану и каждому работнику комбината.

На социальную сферу: содержание санатория-профилактория «Ласточка», общежития, строящейся базы отдыха, оборудование стоматологического кабинета, столовой, библиотеки, аренду земли под посадку  картофеля, материальную помощь ветеранам, спортивные мероприятия в 2002 г. было израсходовано 1322 тыс. руб., в 2003 г. — 3323 тыс. руб.

Руководителю приходится работать в тесном контакте с общественными  организациями: профсоюзной, Советом  ветеранов комбината и района и оказывать им необходимую помощь.

Вступив в октябре 1999 г. в должность генерального директора Чеховского полиграфического комбината, руководитель не видел необходимости формировать новую команду для поиска путей вывода комбината из кризиса, а начал работу с действующим составом, так как с членами этой команды был в той или иной степени знаком еще по своему прежнему месту работы, решая проблемы ГПЛ-56 по производственным, техническим, финансовым, экономическим, снабженческим, кадровым, строительным вопросам с прежним руководством комбината. Генеральный директор знал этих людей не понаслышке, знал, что им можно доверять и опереться на них. Это были уже солидные люди, в возрасте от 43 до 58 лет, имеющие за плечами не один десяток лет работы на комбинате и опыт работы на последней должности от одного года (заместитель генерального директора по коммерческим вопросам) до восьми лет (главный бухгалтер), в большинстве своем с высшим образованием, хорошо знающие обстановку и специфику журнального производства, компетентные, ответственные, умеющие самостоятельно принимать решения на своем участке работы, объединенные общим желанием изменить к лучшему сложившуюся ситуацию. Для комплексного анализа рынка сбыта полиграфической продукции была создана и уже несколько лет работает на комбинате маркетинговая группа, которая изучает и прогнозирует, организует работу по созданию новых видов продукции, рекламу и т.д.

В условиях меняющейся конъюнктуры  спроса на рынке полиграфических  услуг были найдены возможности  для частичной переориентации комбината  на изготовление новых видов изделий  — красочной гибкой упаковки и  этикеточной продукции. Эти планы  начинают реализовываться благодаря  настойчивой, последовательной работе всего коллектива комбината. После  августа 1998 г. руководству комбината удалось сохранить коллектив, прибегнув к более щадящим, чем сокращение численности работников, мерам: сокращенный рабочий день и сокращенная рабочая неделя, и то на короткий период, пока заказчики смогли преодолеть последствия кризиса. В октябре 2000 г. заработная плата работникам комбината была повышена в 1,5 раза. В настоящее время коллектив комбината имеет самый высокий уровень средней зарплаты в Чеховском районе.

Комбинат имеет поддержку  у деловых кругов, у государственных  и общественных организаций, и подтверждение  тому — банковское кредитование на приобретение новой техники, так  необходимой для перевооружения предприятия. Имея надежный кадровый потенциал, коллектив ГУП «Чеховский полиграфический комбинат» с оптимизмом видит будущее своего предприятия и полиграфической отрасли в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица SWOT, с указанием проблем ГУП «Чеховский полиграфический комбинат», которые решаются с использованием описанной в ситуации стратегии.

 

Возможности

Угрозы

1.Подготовка квалифицированных кадров, сотрудничество с МГУП

1.Экономические трудности из-за жесточайшего кризиса

2. Частичная переориентация комбината на изготовление новых видов изделий

2.Нехватка подготовленных молодых специалистов

3. Банковское кредитование, благодаря поддержке со стороны государственных и общественных организаций

3.Устаревшее оборудование на комбинате

Сильные стороны

СИВ

СИУ

  1. Обеспеченность рабочими, благодаря сотрудничеству с МГУП и центром занятости

1-2

1-2

  1. Созданы улучшенные условия работы и благоприятный нравственно-психологический климат

2-1

2-2; 2-3

  1. Оснащение современным оборудованием

3-2; 3-3

3-3

Слабые стороны

СЛВ

СЛУ

1.Издержки, связанные с обучением работников комбината

1-2

1-1;  1-2

2.Большие расходы на социальную сферу

2-3

2-1;

3. меняющаяся конъюнктура спроса на рынке полиграфических услуг

3-1; 3-2

3-3

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии предприятия