Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:43, дипломная работа
Цель данной работы:
Изучение проблем мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ООО "Караульная гора".
Разработка и рекомендации по созданию эффективной системы мотивации в ООО «Караульная гора».
Задачи, решаемые в ходе работы:
1.Изучение основных теорий мотивации.
2.Изучение методики формирования мотивационного профиля.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа формирования системы
мотивации работников 5
Сущность процесса мотивации и его влияние на трудовое поведение 5
Основные теории мотивации 8
Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии 18
Глава 2. Система мотивации компании ООО «Караульная гора» 27
2.1. Краткая характеристикадеятельности
ООО «Караульная гора» 27
2.2. Методика исследования мотивационного профиля 28
Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию системы
мотивации в ООО «Караульная гора» 32
3.1. Рекомендации по разработке системы мотивации труда
ООО «Караульная гора» 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Четвертый уровень.
Пятый уровень. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Потребность в самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это по своей сути гуманистическая потребность, т.е. потребность приносить людям добро. Второе важное положение - это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать, человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой желает достичь спортивных высот, третий пытается что-то творить или изобретать. На этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей степени, чем высшие [6. С.296].
По теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен.
Несмотря на то, что теория А. Маслоу дала весьма полезное для различного рода руководителей описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.
Модель мотивации, созданная Дэвидом МакКлелландом опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность во власти
Потребность в успехе и
Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией социальной потребности теории Маслоу. Люди, обладающие этой потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям. Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким видам трудовой деятельности, которые будут давать им обширные возможности для социального общения.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая). Он провел опрос служащих фирмы о том, как они себя чувствуют после выполнения служебных обязанностей - хорошо или плохо и могут ли они это подробно описать. В этой теории Герцберг выделил две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивациями.
К первой группе факторов относят внешние по отношению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их еще называют факторами здоровья или поддерживающими. К ним можно отнести такие факторы как: нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет [7. С.164]. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности.
Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе. Мотивирующие факторы или "мотиваторы". Это такие факторы как: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста.
Гигиенические факторы
Теория К. Альдерфера.
К. Алдерфер как и Маслоу объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:
потребность роста - побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т.п.
Эти группы потребностей
В отличие от содержательных
теорий мотивации,
Существует три основных
Теория ожиданий В. Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, какой выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага.
Теория ожидания выделяет три
разные взаимосвязи: затраты
Модель мотивации, разработанная В. Врумом, представлена на рисунке 1.3.
Мотивация = (З - Р) ´ (Р - В) ´ валентность
Рис.1.3." Модель мотивации В.Врума
Для эффективной мотивации
Теория справедливости С. Адамса также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей. Эта теория говорит о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной вывод теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда [9. С.521]. При этом следует отметить, что восприятие и оценка справедливости работниками носит относительный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками той же организации, выполняющих другую работу. Так как производительность труда у работников, оценивающих свое вознаграждение, как несправедливое (из-за того, что другой человек, выполняющий аналогичную работу, получает больше), будет падать, нужно объективно объяснить им, почему существует такая разница.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теории мотивации. В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты [10. С.58]. Модель мотивации Портера-Лоулера представлена на рисунке 1.4.
Рис.1.4 Модель мотивации Портера-Лоулера
Уровень затрачиваемых человеком усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько сам человек верит в эту связь. Теория также рассматривает возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним и справедливым), которые могут означать, что в первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависят от возможностей, определяемых руководителем для конкретного сотрудника и всей организации в целом. Во втором случае - что люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемые за те или иные результаты.
Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов данной теории состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Основной вывод: высокая результативность труда является причиной удовлетворенности, а не ее следствием.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. А процессуальные теории концентрируются на причинах, по которым люди выбирают определенное поведение, причинах того, почему они реагируют на организационные события так, как они реагируют.