Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:53, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Введение
Глава 1. История и структура концепции Balanced Scorecard
1.1 Появление концепции
1.2 Структура Balanced Scorecard (BSC)
1.3 Новая система стратегического управления
Глава 2. Разработка и внедрение BSС (сбалансированных показателей эффективности) на примере “Интекбанка”
2.1 От формализации целей к построению стратегических карт
2.2 Закрепление ССП в корпоративной культуре
· Фокусироваться на факторах создающих ценность компании в долгосрочной перспективе, включая нефинансовые показатели, показывающие эффективность основных бизнес-процессах
· Раскрывать показатели, используемые
руководством в процессе управления
для представления внешним
2.1 Разработка и внедрение BSС (сбалансированных показателей эффективности) на примере “Интекбанка”
В 2004 году руководство Интекбанка (одна из бывших республик СССР) выбрало сбалансированную систему показателей в качестве инструмента реализации стратегии. Главной стратегической целью компании в долгосрочной перспективе было увеличение своей доли рынке, что было связано, в первую очередь, со специфическими особенностями данного региона. Количество компаний, работающих в сфере банковских услуг, в республике достаточно малочисленно: на территории действует около десятка крупных банков, предоставляющих полный спектр банковских услуг. Такая закрытость рынка обуславливает достаточно высокую конкуренцию между компаниями и требует от них постоянного развития.
Справка о компании
Интекбанк работает на рынке банковских услуг с начала 90-х годов. На сегодняшний день компания является одним из динамично развивающихся банков и входит по основным показателям в четверку ведущих банков республики.
Ключевые направления
2.1От формализации целей к построению стратегических карт
Изначально сбалансированная система
показателей разрабатывалась не
для какой-то конкретной отрасли, поэтому
в ее концепции нельзя найти готовых
решений для любой организации.
ССП – это некий каркас, форма
для управления организацией, а чтобы
наполнить эту форму
Руководство Интекбанка для внедрения сбалансированной системы показателей выбрало российского специалиста – консалтинговую фирму МАГ КОНСАЛТИНГ, – имеющего изрядный опыт в данной области. МАГ КОНСАЛТИНГ предложила компании отработанную на других проектах методологию, включающую в себя не только определение стратегических целей, разработку стратегических карт, нахождение показателей, но и определение инициатив для каждой цели, создание алгоритма вычисления как финансовых, так и нефинансовых показателей.
«Без знаний отраслевых особенностей
компании невозможно успешно реализовать
проект внедрения ССП, – отмечает
Андрей Гершун, управляющий партнер
МАГ КОНСАЛТИНГ. – Необходимо четко
представлять себе стратегические цели,
характерные для данного
В результате тщательного обследования системы управления банка были сформулированы главные задачи проекта внедрения сбалансированной системы показателей:
Работа над формализацией
На этом этапе специалисты МАГ КОНСАЛТИНГ провели семинар для менеджеров высшего и среднего звена по стратегическому управлению и сбалансированной системе показателей, в процессе которого участники познакомились с теоретическими основами ССП и примерами проектов внедрения системы в российских и иностранных компаниях. Мало кто из сотрудников компании был знаком с концепцией сбалансированной системы показателей, но решение руководства о ее внедрении большинством сотрудников было воспринято позитивно. «В Интекбанке, – отмечает Ирина Абрамова, – существует состав молодых специалистов, которые позитивно воспринимают инновации, так как понимают, что внедрение новых технологий, организационные изменения являются необходимым условием успешного развития компании».
В Интекбанке ключевыми стали цели, полностью соответствующие банковской специфике. Так в финансовой перспективе были выделены такие цели как увеличение объема непроцентных доходов и оптимизация непроцентных расходов, повышение рентабельности активов и капитала. В перспективе процессы компания ориентировалась на создание системы контроля и управления рисками и эффективное управление активами и пассивами.
После определения стратегических целей начался процесс создания стратегической карты, которая позволяет топ-менеджменту комплексно рассмотреть разработанную стратегию и сделать ее «прозрачной» и понятной для каждого сотрудника компании.
Как правило, в ходе проекта стратегические карты претерпевают существенные изменения. Это связано, в первую очередь, со сложностью получения информации для расчета показателей (в первую очередь, нефинансовых) или со слишком высокой стоимостью сбора и обработки данных по ним. В Интекбанке особых сложностей с построением стратегической карты не возникло: уже после первого варианта стратегическая карта была одобрена председателем банка.
После построения сбалансированной системы показателей для компании в целом, начался процесс ее создания в подразделениях. «На этом этапе обнаружился разный уровень профессиональной подготовки менеджеров, сразу стало понятно, кто из руководителей мыслит стратегически и имеет представление о развитии своего отдела, а кто живет сегодняшним днем и является лишь исполнителем задач, которые формулирует генеральный директор».
Как правило, каждый проект внедрения сбалансированной системы показателей сопровождается изменениями в организационной структуре компании. ССП позволяет увидеть в совокупности все процессы, происходящие в организации: каждая из стратегических целей относится к одной из четырех перспектив (финансы, клиенты, процессы, развитие и обучение), а каждый показатель имеет ответственного (т.е. человека, который отвечает за достижение результатов по показателю). И именно в процессе определения ответственных обнаруживается, что многие функции в компании дублируются не только отдельными сотрудниками, но даже целыми подразделениями. Также выясняется, что многие должностные обязанности в компании формулируются только в виде «устных сообщений» и никак не закрепляются на бумаге. В результате возникают сложности с определением ответственности, круга обязанностей каждого сотрудника, механизмами контроля и отчетности.
Помимо изменений в
В связи с территориально-
Все эти задачи были отражены в сбалансированной системе показателей. Так ключевыми показателями стратегической цели «развитие маркетинга» стало увеличение количества рекламных акций и увеличение объема продаж после их проведения. Оценка профессионального уровня персонала решалась за счет проведения регулярной аттестации.
Закрепление ССП в корпоративной культуре
По завершении проекта, его достижения необходимо закрепить в рамках корпоративной культуры. Существуют общие рекомендации, способные обеспечить проекту положительную реакцию со стороны сотрудников:
В Интекбанке сбалансированной системе показателей был обеспечен как внутренний PR, так и внешний. Компания начала выпускать корпоративное издание, которое на регулярной основе информировало сотрудников о результатах и проблемах проекта. Кроме того, руководство было заинтересовано во внешнем PR проекта. «В прессе и на конференциях менеджеры Интекбанка постоянно упоминали о внедрении сбалансированной системы показателей,для них данный проект стал не просто элементом системы управления, а важным шагом на пути развития и совершенствования компании».
В заключение следует особо отметить, что, определяющим является человеческий фактор. Для успешного внедрения BSC он является критичным, так как только при заинтересованности и инициативе руководителей компании оправданы затраты на внедрение BSC, и могут быть получены те огромные преимущества системы, которые в ней потенциально заложены.
На примере банка мы видим, что система дала компании некоторые преимущества. Такие как создание единой комплексной системы планирования и контроля, и создания эффективной системы мотивации.
1. Д. Нортон, Р. Каплан Сбалансированная
система показателей. От
2. Клочков А.К. KPI и мотивация
персонала. Полный сборник
3. Информацию о внедрении концепции в
банк, мне любезно предоставил интернет.
(http://balanced-scorecard.ru/
Информация о работе Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей