Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:31, курсовая работа
Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой. Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия и реализации управленческих решений.......................................................................................
1.1 Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений....................................................................................................................4
1.2 Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений................................................................7
1.3 Механизм принятия управленческих решений..............................13
Глава 2. Оптимизация управленческих решений.............................................18
2.1 Методы оптимизации управленческих решений............................18
2.2 Модели оптимизации управленческих решений............................25
Глава 3. Разработка и оптимизация управленческих решений на примере ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш".............................................................29
Заключение............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................36
- ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).
Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
- физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);
- аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников);
- математическая модель (в этой модели, называемой также символической , используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события).
Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже , чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.
Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.
Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.
Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.
Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.
Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.
Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).
Этапы построения модели таковы: постановка задачи, определение информационных ограничений, проверка на достоверность, реализация выводов и обновление модели.
Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.
Глава 3. Разработка и оптимизация управленческих решений на примере ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш".
В настоящее время
завод «Ремпутьмаш» является открытым
акционерным обществом «
Общество имеет следующие филиалы:
- Товарковский завод - филиал ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш»;
- ,Людиновский
С 09.02.2007 г. ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» является управляющей организацией восьми заводов группы «Ремпутьмаш».
ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» производит следующую продукцию и оказывает услуги: высокопроизводительные путевые машины на основе отечественных разработок и по кооперации с ведущими фирмами Европы, обеспечивающие современные ресурсосберегающие технологии капитального ремонта и текущее содержание железнодорожного пути; проведение капитального ремонта эксплуатационного парка путевых машин с приданием им новых функциональных возможностей, повышением надежности, производительности, продлением срока службы; производство запасных частей для путевых машин; сервисное обслуживание путевых машин; обучение и переподготовка машинистов путевой техники; производство и капитальный ремонт вагонных замедлителей; производство путевого гидравлического инструмента.
Основная продукция завода - изготовление и капитальный ремонт путевой техники. Завод преимущественно работает с основным потребителем - ОАО «РЖД» напрямую по договорам поставки, а также с железными дорогами Российской Федерации.
Ежегодно завод выпускает 2-3 единицы новой техники. Некоторые путевые машины не имеют аналогов в России (например, рельсошлифовальный поезд РШП-48К).
Продукция завода востребована благодаря своей уникальности и качеством, проверенным временем.
Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия на конец 2008 года (см. табл. 1):
Таблица 1
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
- Высокий уровень
квалификации руководящих - Строгая регламентация производства работ; - Наличие сертификата
о внедрении системы |
- Низкая заинтересованность
рядовых сотрудников в - Недостаточное взаимодействие между отделами и цехами. |
2. Производство |
- Хорошее и
высокое качество выпускаемой
продукции; - Эксклюзивность большинства видов продукции; - Обновление оборудования и инструментов. |
- Недостаточно
высоко-технологичное и - Отсутствие производства более легких и соответственно дешевых машин. |
3. Финансы |
- Планирование заказов основного заказчика (95 % заказов); - Хорошая финансовая устойчивость |
- Значительное
отвлечение оборотных средств
на кредиты из-за |
4. Инновации |
- Ежегодное внедрение 2-3-х новых единиц техники, в т.ч. собственных разработок; - Обновление оборудования и инструментов |
- Невысокая степень новизны большинства продукции; - Не обновлен весь модельный ряд |
5. Маркетинг |
- Большая известность марки на внутреннем рынке и умеренная на внешнем; - Цены сопоставимы с конкурентами или ниже на 20-30 %; - Хорошее и высокое качество продукции; - Большой ассортимент продукции; - Гарантийное
и пост-гарантийное |
- Недостаточное
финансирование маркетинговых - Документально
не определен размер |
Таким образом, проанализировав сильные и слабые стороны предприятия, мы видим, что для дальнейшего развития необходимо:
- повышать производство альтернативной продукции;
- создавать более легкие
и соответственно дешевые
- создавать более новые
и современные собственные
- материально заинтересовывать работников отдела маркетинга в увеличении объемов продаж.
Современные условия требуют от предприятий отрасли железнодорожного машиностроения непрерывного совершенствования существующей продукции, выпуска новой современной высоко-производительной путевой техники. Внешние рынки предъявляют особенно высокие требования к надежности, производительности и эргономичности продукции.
Однако низкий уровень технической оснащенности предприятия не позволяет успешно решать поставленные задачи. В настоящее время более 78% оборудования преодолело нормативный срок службы. Это неизбежно влечет уменьшение точности механической обработки, повышение уровня непроизводительных затрат. Устаревшее оборудование не позволяет эффективно вести работу по снижению издержек производства.
Для достижения вышеуказанной цели на предприятии проводится целенаправленная маркетинговая политика, направленная на:
· формирование имиджа успешной конкурентоспособной компании, ориентированной на потребителя;
· ориентация на спрос, т.е. на разработку и выпуск новых видов продукции, которые будут иметь устойчивый сбыт на рынке;
· совершенствование и оптимизацию организационной структуры управления;
· обеспечение уникальности и более высокой ценности (по сравнению с конкурентами) продукции для покупателя с точки зрения привлекательности и наличия его особых (требуемых) характеристик;
· повышение качества
выпускаемой продукции и
· проведение успешной рекламной политики;
· формирование более тесных, устойчивых и партнерских отношений с конечными потребителями;
· целевое проведение
рекламной и выставочной
· постоянный мониторинг интересующих рынков и потенциальных заказчиков.
В настоящее время предприятие в полной мере удовлетворяет запросы существующих клиентов - владельцев магистральных линий железных дорог, что подтверждается положительными отзывами на работу путевых машин и уровню предоставляемого сервиса.
Заключение
В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие. Иначе говоря, предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и эффективность деятельности всего предприятия.
Эффективность труда
управленческого персонала
1. Балдин И.В. Менеджмент: пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 306 с.
2. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.
Информация о работе Разработка и оптимизация управленческих решений