Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучить модели принятия управленческих решений, которыми можно пользоваться в профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………..2
Задачи:
1.Принятие решений в условиях неопределенности и риска….3
2. Прогнозирование…………………………………………………………11
3. Транспортная задача…………………………………………………..…14
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………….......26
xi |
17,4 |
18,7 |
19,5 |
20,6 |
21,3 |
t |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Решение:
1. Полиномиальный метод.
Так как вид прогнозной функции линейный, то достаточно взять два последних результата наблюдений. Составим систему уравнений:
Пусть t1=1,тогда t2=2
Решая эту систему уравнений с двумя неизвестными, получаем: a0 = 19,9; a1 = 0,7.
Подставим, найденные a0 и a1 в исходную функцию и найдем прогноз для 2003 года. Для этого построим график функции:
- прогноз на 2003 год.
2. Метод наименьших квадратов.
Для удобства вычислений составим вспомогательную таблицу:
Составим систему уравнений на основе данной таблицы:
Решая эту систему уравнений с двумя неизвестными, получаем:
a0 = 16,59; a1 = 0,97.
Таким образом, прогнозная функция имеет следующий вид:
- прогноз на 2003 год.
Ответ: 1. полиномиальный метод: ; ;
2. метод наименьших квадратов: ; .
Транспортная задача
Транспортная задача одна из распространённых задач линейного программирования. Ее цель – разработка более рациональных путей и способов транспортирования товаров, устранение чрезмерно дальних, встречных, повторных перевозок. Все это сокращает время продвижения товаров, уменьшает затраты предприятий, фирм, связанные с осуществлением процессов снабжением сырьем, материалами, топливом, оборудованием и т. д.
Транспортная задача является представителем класса задач линейного программирования и поэтому обладает всеми качествами линейных оптимизационных задач, но одновременно она имеет и ряд дополнительных полезных свойств, которые позволили разработать специальные методы ее решения.
Задача «Транспортная задача»
Фирма имеет три магазина розничной торговли, расположенные в разных районах города (А, В, С). Поставки продукции в эти магазины осуществляются с четырёх складов (1, 2, 3, 4).
Магазины | ||||
А |
В |
С | ||
№ склада |
40 |
20 |
40 | |
1 |
30 |
3 |
1 |
4 |
2 |
25 |
6 |
3 |
2 |
3 |
15 |
6 |
5 |
3 |
4 |
30 |
2 |
3 |
5 |
Найти оптимальное распределение поставок, при котором суммарные затраты на перевозку были бы минимальными.
Решение:
Математическая модель транспортной
задачи:
при условиях:
∑xij = ai, i = 1,2,…, m,
∑xij = bj, j = 1,2,…, n, где
m – количество складов;
n – количество магазинов;
m=4, i;
n=3, j;
xij – количество единиц продукции, перевозимое от i-склада к j-магазину.
Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов выше.
Проверим необходимое
и достаточное условие
∑a = 30 + 25 + 15 + 30 = 100
∑b = 40 + 20 + 40 = 100
Условие баланса соблюдается. Запасы равны
потребностям. Следовательно, модель транспортной
задачи является закрытой.
Занесем исходные данные в распределительную
таблицу.
Магазины | ||||
А |
В |
С | ||
№ склада |
40 |
20 |
40 | |
1 |
30 |
3 |
1 |
4 |
2 |
25 |
6 |
3 |
2 |
3 |
15 |
6 |
5 |
3 |
4 |
30 |
2 |
3 |
5 |
Магазины | ||||||||||
А |
В |
С | ||||||||
40 |
20 |
40 | ||||||||
№ склада |
v1=3 |
v2=0 |
v3=-2 | |||||||
1 |
30 |
u1=0 |
3 30 |
1 |
4 | |||||
2 |
25 |
u2=3 |
6 10 |
3 15 |
2 | |||||
3 |
15 |
u3=5 |
6 |
5 5 |
3 10 | |||||
4 |
30 |
u4=7 |
2 |
3 |
5 30 |
В результате получен первый
опорный план, который является допустимым,
так как все грузы из баз
вывезены, потребность магазинов
удовлетворена, а план соответствует
системе ограничений
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы,
их 6, а должно быть
m + n - 1 = 6. Следовательно, опорный
план является невырожденным.
Значение целевой функции для этого опорного
плана равно:
F(x) = 3*30 + 6*10 + 3*15 + 5*5 + 3*10 + 5*30 = 400 ден. ед. – общая сумма транспортных
расходов.
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3
u2 + v1 = 6; 3 + u2 = 6; u2 = 3
u2 + v2 = 3; 3 + v2 = 3; v2 = 0
u3 + v2 = 5; 0 + u3 = 5; u3 = 5
u3 + v3 = 3; 5 + v3 = 3; v3 = -2
u4 + v3 = 5; -2 + u4 = 5; u4 = 7
Опорный план не является оптимальным,
так как существуют оценки свободных
клеток, для которых ui + vi > cij
(3;1): 5 + 3 > 6; ∆31 = 5 + 3 - 6 = 2
(4;1): 7 + 3 > 2; ∆41 = 7 + 3 - 2 = 8
(4;2): 7 + 0 > 3; ∆42 = 7 + 0 - 3 = 4
max(2,8,4) = 8
Выбираем максимальную оценку свободной
клетки (4;1): 2
Для этого в перспективную клетку (4;1) поставим
знак «+», а в остальных вершинах многоугольника
чередующиеся знаки «-», «+», «-».
Магазины | ||||||||||
А |
В |
С | ||||||||
40 |
20 |
40 | ||||||||
№ склада |
v1=3 |
v2=0 |
v3=-2 | |||||||
1 |
30 |
u1=0 |
3 30 |
1 |
4 | |||||
2 |
25 |
u2=3 |
- 6 5 |
+ 3 20 |
2 | |||||
3 |
15 |
u3=5 |
6 5 |
- 5 |
+ 3 10 | |||||
4 |
30 |
u4=7 |
+ 2 |
3 |
- 5 30 |
F=30*3+5*6+20*3+5*6+10*3+30*5=
Цикл приведен в таблице
(4,1; 4,3; 3,3; 3,2; 2,2; 2,1; ).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках,
выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 2) = 5. Прибавляем
5 к объемам грузов, стоящих в плюсовых
клетках и вычитаем 5 из Хij, стоящих в минусовых
клетках. В результате получим новый опорный
план.
Магазины | ||||||||||
А |
В |
С | ||||||||
40 |
20 |
40 | ||||||||
№ склада |
v1=3 |
v2=0 |
v3=6 | |||||||
1 |
30 |
u1=0 |
3 30 |
1 |
4 | |||||
2 |
25 |
u2=3 |
- 6 5 |
3 20 |
+ 2 | |||||
3 |
15 |
u3=-3 |
6 |
5 |
3 15 | |||||
4 |
30 |
u4=-1 |
+ 2 5 |
3 |
- 5 25 |
F(x)=30*3+5*6+20*3+15*3+5*2+
Проверим оптимальность
опорного плана. Найдем предварительные
потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы,
в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3
u2 + v1 = 6; 3 + u2 = 6; u2 = 3
u2 + v2 = 3; 3 + v2 = 3; v2 = 0
u4 + v1 = 2; 3 + u4 = 2; u4 = -1
u4 + v3 = 5; -1 + v3 = 5; v3 = 6
u3 + v3 = 3; 6 + u3 = 3; u3 = -3
Опорный план не является оптимальным,
так как существуют оценки свободных
клеток, для которых ui + vi > cij
(1;3): 0 + 6 > 4; ∆13 = 0 + 6 - 4 = 2
(2;3): 3 + 6 > 2; ∆23 = 3 + 6 - 2 = 7
max(2,7) = 7
Выбираем максимальную оценку свободной
клетки (2;3): 2
Для этого в перспективную клетку (2;3) поставим
знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+»,
«-».
Цикл приведен в таблице
(2,3; 2,1; 4,1; 4,3; ).
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках,
выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 1) = 5. Прибавляем
5 к объемам грузов, стоящих в плюсовых
клетках и вычитаем 5 из Хij, стоящих в минусовых
клетках. В результате получим новый опорный
план.
Магазины | ||||||||||
А |
В |
С | ||||||||
40 |
20 |
40 | ||||||||
№ склада |
v1=3 |
v2=7 |
v3=6 | |||||||
1 |
30 |
u1=0 |
- 3 30 |
+ 1 |
4 | |||||
2 |
25 |
u2=-4 |
6 |
- 3 20 |
+ 2 5 | |||||
3 |
15 |
u3=-3 |
6 |
5 |
3 15 | |||||
4 |
30 |
u4=-1 |
+ 2 10 |
3 |
- 5 20 |
F(x)=30*3+20*3+5*2+15*3+10*2+
Проверим оптимальность
опорного плана. Найдем предварительные
потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы,
в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3
u4 + v1 = 2; 3 + u4 = 2; u4 = -1
u4 + v3 = 5; -1 + v3 = 5; v3 = 6
u2 + v3 = 2; 6 + u2 = 2; u2 = -4
u2 + v2 = 3; -4 + v2 = 3; v2 = 7
u3 + v3 = 3; 6 + u3 = 3; u3 = -3
Информация о работе Разработка моделей принятия управленческих решений