Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучить модели принятия управленческих решений, которыми можно пользоваться в профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………..2
Задачи:
1.Принятие решений в условиях неопределенности и риска….3
2. Прогнозирование…………………………………………………………11
3. Транспортная задача…………………………………………………..…14
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………….......26
| xi | 17,4 | 18,7 | 19,5 | 20,6 | 21,3 | 
| t | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 
Решение:
1. Полиномиальный метод.
Так как вид прогнозной функции линейный, то достаточно взять два последних результата наблюдений. Составим систему уравнений:
Пусть t1=1,тогда t2=2
Решая эту систему уравнений с двумя неизвестными, получаем: a0 = 19,9; a1 = 0,7.
Подставим, найденные a0 и a1 в исходную функцию и найдем прогноз для 2003 года. Для этого построим график функции:
- прогноз на 2003 год.
2. Метод наименьших квадратов.
Для удобства вычислений составим вспомогательную таблицу:
Составим систему уравнений на основе данной таблицы:
Решая эту систему уравнений с двумя неизвестными, получаем:
a0 = 16,59; a1 = 0,97.
Таким образом, прогнозная функция имеет следующий вид:
- прогноз на 2003 год.
Ответ: 1. полиномиальный метод: ; ;
2. метод наименьших квадратов: ; .
Транспортная задача
Транспортная задача одна из распространённых задач линейного программирования. Ее цель – разработка более рациональных путей и способов транспортирования товаров, устранение чрезмерно дальних, встречных, повторных перевозок. Все это сокращает время продвижения товаров, уменьшает затраты предприятий, фирм, связанные с осуществлением процессов снабжением сырьем, материалами, топливом, оборудованием и т. д.
Транспортная задача является представителем класса задач линейного программирования и поэтому обладает всеми качествами линейных оптимизационных задач, но одновременно она имеет и ряд дополнительных полезных свойств, которые позволили разработать специальные методы ее решения.
Задача «Транспортная задача»
Фирма имеет три магазина розничной торговли, расположенные в разных районах города (А, В, С). Поставки продукции в эти магазины осуществляются с четырёх складов (1, 2, 3, 4).
| Магазины | ||||
| А | В | С | ||
| № склада | 40 | 20 | 40 | |
| 1 | 30 | 3 | 1 | 4 | 
| 2 | 25 | 6 | 3 | 2 | 
| 3 | 15 | 6 | 5 | 3 | 
| 4 | 30 | 2 | 3 | 5 | 
Найти оптимальное распределение поставок, при котором суммарные затраты на перевозку были бы минимальными.
Решение:
Математическая модель транспортной 
задачи: 
                              
при условиях: 
∑xij = ai, i = 1,2,…, m,  
∑xij = bj, j = 1,2,…, n,  где  
 
m – количество складов;
n – количество магазинов;
m=4, i;
n=3, j;
xij – количество единиц продукции, перевозимое от i-склада к j-магазину.
Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов выше.
Проверим необходимое 
и достаточное условие 
∑a = 30 + 25 + 15 + 30 = 100 
∑b = 40 + 20 + 40 = 100 
Условие баланса соблюдается. Запасы равны 
потребностям. Следовательно, модель транспортной 
задачи является закрытой. 
Занесем исходные данные в распределительную 
таблицу.
| Магазины | ||||
| А | В | С | ||
| № склада | 40 | 20 | 40 | |
| 1 | 30 | 3 | 1 | 4 | 
| 2 | 25 | 6 | 3 | 2 | 
| 3 | 15 | 6 | 5 | 3 | 
| 4 | 30 | 2 | 3 | 5 | 
| Магазины | ||||||||||
| А | В | С | ||||||||
| 40 | 20 | 40 | ||||||||
| № склада | v1=3 | v2=0 | v3=-2 | |||||||
| 1 | 30 | u1=0 | 3 30 | 1 | 4 | |||||
| 2 | 25 | u2=3 | 6 10 | 3 15 | 2 | |||||
| 3 | 15 | u3=5 | 6 | 5 5 | 3 10 | |||||
| 4 | 30 | u4=7 | 2 | 3 | 5 30 | |||||
В результате получен первый 
опорный план, который является допустимым, 
так как все грузы из баз 
вывезены, потребность магазинов 
удовлетворена, а план соответствует 
системе ограничений 
2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, 
их 6, а должно быть 
m + n - 1 = 6. Следовательно, опорный 
план является невырожденным. 
Значение целевой функции для этого опорного 
плана равно: 
F(x) = 3*30 + 6*10 + 3*15 + 5*5 + 3*10 + 5*30 = 400 ден. ед. – общая сумма транспортных 
расходов.
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0.
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3 
u2 + v1 = 6; 3 + u2 = 6; u2 = 3 
u2 + v2 = 3; 3 + v2 = 3; v2 = 0 
u3 + v2 = 5; 0 + u3 = 5; u3 = 5 
u3 + v3 = 3; 5 + v3 = 3; v3 = -2 
u4 + v3 = 5; -2 + u4 = 5; u4 = 7
Опорный план не является оптимальным, 
так как существуют оценки свободных 
клеток, для которых ui + vi > cij 
(3;1): 5 + 3 > 6; ∆31 = 5 + 3 - 6 = 2 
(4;1): 7 + 3 > 2; ∆41 = 7 + 3 - 2 = 8 
(4;2): 7 + 0 > 3; ∆42 = 7 + 0 - 3 = 4 
max(2,8,4) = 8 
Выбираем максимальную оценку свободной 
клетки (4;1): 2 
Для этого в перспективную клетку (4;1) поставим 
знак «+», а в остальных вершинах многоугольника 
чередующиеся знаки «-», «+», «-».
| Магазины | ||||||||||
| А | В | С | ||||||||
| 40 | 20 | 40 | ||||||||
| № склада | v1=3 | v2=0 | v3=-2 | |||||||
| 1 | 30 | u1=0 | 3 30 | 1 | 4 | |||||
| 2 | 25 | u2=3 | - 6 5 | + 3 20 | 2 | |||||
| 3 | 15 | u3=5 | 6 5 | - 5 | + 3 10 | |||||
| 4 | 30 | u4=7 | + 2 | 3 | - 5 30 | |||||
F=30*3+5*6+20*3+5*6+10*3+30*5=
 
Цикл приведен в таблице 
(4,1; 4,3; 3,3; 3,2; 2,2; 2,1; ). 
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, 
выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 2) = 5. Прибавляем 
5 к объемам грузов, стоящих в плюсовых 
клетках и вычитаем 5 из Хij, стоящих в минусовых 
клетках. В результате получим новый опорный 
план.
| Магазины | ||||||||||
| А | В | С | ||||||||
| 40 | 20 | 40 | ||||||||
| № склада | v1=3 | v2=0 | v3=6 | |||||||
| 1 | 30 | u1=0 | 3 30 | 1 | 4 | |||||
| 2 | 25 | u2=3 | - 6 5 | 3 20 | + 2 | |||||
| 3 | 15 | u3=-3 | 6 | 5 | 3 15 | |||||
| 4 | 30 | u4=-1 | + 2 5 | 3 | - 5 25 | |||||
F(x)=30*3+5*6+20*3+15*3+5*2+
Проверим оптимальность 
опорного плана. Найдем предварительные 
потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, 
в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0. 
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3 
u2 + v1 = 6; 3 + u2 = 6; u2 = 3 
u2 + v2 = 3; 3 + v2 = 3; v2 = 0 
u4 + v1 = 2; 3 + u4 = 2; u4 = -1 
u4 + v3 = 5; -1 + v3 = 5; v3 = 6 
u3 + v3 = 3; 6 + u3 = 3; u3 = -3
Опорный план не является оптимальным, 
так как существуют оценки свободных 
клеток, для которых ui + vi > cij 
(1;3): 0 + 6 > 4; ∆13 = 0 + 6 - 4 = 2 
(2;3): 3 + 6 > 2; ∆23 = 3 + 6 - 2 = 7 
max(2,7) = 7 
Выбираем максимальную оценку свободной 
клетки (2;3): 2 
Для этого в перспективную клетку (2;3) поставим 
знак «+», а в остальных вершинах многоугольника  чередующиеся знаки «-», «+», 
«-». 
Цикл приведен в таблице 
(2,3; 2,1; 4,1; 4,3; ). 
Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, 
выбираем наименьшее, т.е. у = min (2, 1) = 5. Прибавляем 
5 к объемам грузов, стоящих в плюсовых 
клетках и вычитаем 5 из Хij, стоящих в минусовых 
клетках. В результате получим новый опорный 
план.
| Магазины | ||||||||||
| А | В | С | ||||||||
| 40 | 20 | 40 | ||||||||
| № склада | v1=3 | v2=7 | v3=6 | |||||||
| 1 | 30 | u1=0 | - 3 30 | + 1 | 4 | |||||
| 2 | 25 | u2=-4 | 6 | - 3 20 | + 2 5 | |||||
| 3 | 15 | u3=-3 | 6 | 5 | 3 15 | |||||
| 4 | 30 | u4=-1 | + 2 10 | 3 | - 5 20 | |||||
F(x)=30*3+20*3+5*2+15*3+10*2+
Проверим оптимальность 
опорного плана. Найдем предварительные 
потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, 
в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0. 
u1 + v1 = 3; 0 + v1 = 3; v1 = 3 
u4 + v1 = 2; 3 + u4 = 2; u4 = -1 
u4 + v3 = 5; -1 + v3 = 5; v3 = 6 
u2 + v3 = 2; 6 + u2 = 2; u2 = -4 
u2 + v2 = 3; -4 + v2 = 3; v2 = 7 
u3 + v3 = 3; 6 + u3 = 3; u3 = -3
Информация о работе Разработка моделей принятия управленческих решений