Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации удаётся в конце концов определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации.

Содержание

Введение……………………………………………….….…………………3
Глава I. Теоретические основы организации стратегического контроля на предприяти…………..………………………………………………………..4
1.1. Сущность и виды контроля………………………………….................4
1.2.Управленческий контроль……………………………………………....9
1.3. Контроллинг……………………………………………………………14
Глава II. Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»………………………………………………………….18
2.1. Анализ стратегической ситуации: Историческая справка, миссия и цели развития фирмы……………………………………………………………...18
2.2. Анализ и оценка состояния внешней среды………………………….20
2.3.Формирование стратегии……………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………….…27
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.06 Кб (Скачать файл)

обеспечение приема и выпуска воздушных судов;

оперативное техническое обслуживание воздушных судов;

обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при внутренних и международных воздушных перевозках;

аэропортовая деятельность в аэропорту Тара;

штурманское обеспечение и аэронавигационная информация;

продажа и бронирование грузовых перевозок;

аэродромное обеспечение полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях РФ;

обеспечение аэродромными спецмашинами и механизмами работ по эксплуатационному содержанию аэродрома;обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства в деятельность Общества в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационно безопасности;обеспечение необходимого уровня безопасности воздушных судов, авиационной безопасности полетов, выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующим законодательством и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты, грузов;участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;а также многое другое.Исходя из данной информации, можно сделать вывод о миссии компании – главная миссия ОАО «Омский аэропорт» - интеграция в мировую транспортную систему. Такая цель неосуществима без квалифицированного персонала, без четкой регламентации и бюрократизации осуществления деятельности, использования и постоянного модернизации новейшей техники и много другого, поэтому все это тоже можно считать миссией аэропорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и оценка  состояния внешней среды

 

существенно повысить доходы от услуг аэропорта возможно только при установлении высокорентабельных тарифов или существенном повышении объемов деятельности;существенно сократить расходы невозможно в связи с наличием многочисленных сертификационных требований, высоким уровнем постоянных расходов и необходимостью осуществлять инвестиции в основные производственные фонды.Таким образом, при исключении из деятельности аэропорта доходов от продажи ГСМ в рамках демонополизации рынка многие аэропорты, в том числе и омский, могут оказаться в ситуации, планомерно ведущей к банкротству. Это никак не может являться целью государственной политики в области авиационного транспорта.С одной стороны, такая позиция в реализации авиаГСМ является правильной, но, с точки зрения законодательства, она неверна. 1 июля 2010 года, Комиссия ФАС России признала действия ОАО «Омский аэропорт», противоречащими пунктам 5 и 9 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в необоснованном уклонении от заключения с ОАО «Авиакомпания «Сибирь» договора хранения авиационного топлива в аэропорту г. Омска.ОАО «Авиакомпания «Сибирь» неоднократно обращалось в адрес ОАО «Омский аэропорт» по вопросу о заключении договора на хранение собственного топлива на территории аэропорта, ссылаясь на постановление правительства РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах». Намерение самостоятельно поставлять авиакеросин для своих воздушных судов ОАО «Сибирь» обосновало тем, что авиакомпания имеет прямые договоры с поставщиками авиатоплива, а также сможет завозить его по более низкой цене.Отказ от заключения такого договора ОАО «Омский аэропорт» аргументировало отсутствием механизмов реализации положений, закрепленных в правилах обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением правительства РФ, а также отсутствием технической возможности предоставления услуг хранения авиатоплива. В конце концов, 3 марта 2011 года Девятый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение ФАС о признании ОАО «Омский аэропорт» нарушившим закон «О защите конкуренции».Но это не единственные проблемы. В Омской области самые высокие в России земельные налоги. В конце 2010 года в Омске прошел открытый форум при поддержке общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», на котором обсуждались вопросы кадастровой оценки земли. Выяснилось, что при этой процедуре допускается множество нарушений, самым серьезным из которых является необоснованное исключение из факторов оценки таких показателей, как расположение земельного участка относительно центра города, исторических объектов, остановок транспорта. Для наглядности, были представлены показатели кадастровой стоимости равноценных объектов. Сравнивались объекты, расположенные недалеко друг от друга и относящиеся к одной категории использования. Профилакторий «Рассвет» в результате оценки имеет показатель 412 рублей за квадратный метр земли, в то же время территорию профилактория «Русь», стоящего рядом, оценили в 12 тысяч 419 рублей за «квадрат». Среди других схожих объектов кадастровой оценки были названы торговые комплексы «Казачья слобода» и «Омич и К», их земля стоит 6 тысяч 465 рублей и 17 тысяч 780 рублей за квадратный метр соответственно. И это далеко не единственные примеры нарушений в оценке земли. Что касается ОАО «Омский аэропорт», еще в 2008 году компания была одним из «первопроходцев», которые выразили возмущение по поводу выросшей в разы кадастровой стоимости участков, превышающей рыночную, что само по себе недопустимо. Тогда, в 2008 году, после рассмотрения дела в суде, предприятию удалось отстоять свои права. Но, как видно, проблема остается проблемой до сих пор. Также, в последнее время прослеживается устойчивая тенденция к ужесточению сертификационных критериев, усиливаются требования надзорных и контролирующих органов, особенно к обеспечению авиационной безопасности. Это ведет к постоянному увеличению текущих и инвестиционных расходов предприятия, в том числе по обновлению основных производственных фондов.Дополнительно увеличивает расходы аэропорта необходимость затрат, связанных с использованием федерального имущества. В этом направлении наиболее важны два аспекта. В ближайшей перспективе планируется существенное увеличение затрат по аренде федерального имущества. Стоимость услуг аэропорта увеличится, что отразится на доступности авиаперевозок для населения.

Второй аспект связан с тем, что многие объекты аэродрома, находящиеся в федеральной собственности, имеют высокую степень износа, либо не соответствуют ужесточающимся сертификационным требованиям, особенно в части авиационной безопасности.Инвестиции в данные объекты государство осуществляет в недостаточном объеме и в соответствие предъявляемым требованиям их не приводит. Однако контрольно-надзорные органы государства принуждают аэропорт принимать соответствующие меры. При этом аэропорт не обладает ресурсами для таких инвестиций и юридической возможностью их осуществления – объекты ему не принадлежат.Ниже представлена классификация, отображающая практически все угрозы, которые могут помешать деятельности аэропорта.

1) Угрозы, связанные с  безопасностью клиентов и персонала  аэропорта:

- террористический акт;

- неисправности в технике;

- ошибки, допущенные персоналом  при выполнении своих обязанностей;

- угроза попадания птиц  в турбины самолётов. В этом  пункте можно отметить, что в  районе ближнего привода прямо  под глиссадой аэропорта находится  природный парк «Птичья гавань», что создаёт опасные условия  для садящихся самолётов. В то  время как во всём мире ведётся  борьба с птицами в районе аэродрома, в Омске птицы разводятся, что заставляет аэропорт изыскивать способы обеспечения безопасных полётов, ужесточать мероприятия по орнитологическому обеспечению полётов, закупать импортную технику, но при этом число столкновений с птицами только растёт;

- угроза, связанная со  строительством небоскрёба недалеко  от аэропорта. В 2006 году, по инициативе  губернатора Омской области Леонида  Полежаева, градостроительным советом  было принято решение о строительстве 100-метрового небоскрёба в Омске  в районе улицы 70 лет Октября, где по нормам высота зданий  не должна превышать 22,6 метра. Когда  в 2008 году высота здания достигла 20 метров, строить объект дальше  запретила прокуратура – новые  этажи будут мешать работе  радарных установок аэропорта. Чтобы  исчерпать конфликт, строители решили  поднять систему слежения повыше.

2) Угрозы, связанные с  неблагоприятной политикой государства:

- реализация статей Транспортной  стратегии РФ, включающая максимальное  увеличение системы безопасности, улучшение системы ценообразования, нормативных документов и многого  другого. Подробнее данная тема  будет рассмотрена в заключение  курсовой работы;

- результаты внутренней  политики, проводимой государством. Сюда входят угрозы, связанные  с ростом уровня инфляции (8-9%), ростом цен на продукты (ожидается  рост в 30% в течение текущего  года), рост уровня земельного  налога в Омской области, и  многое другое.

3) Угрозы, связанные с  обстановкой внутри страны:

- волнения среди народа, как в случае с Ливией и  другими странами;

- природные катаклизмы, как  в случае с Японией.

К возможностям аэропорта относятся:

1) благоприятные результаты  осуществления статей Транспортной  стратегии РФ – включает в  себя уменьшение количества или  полное отсутствие несчастных  случаев, что обеспечит аэропорту  имидж одного из самых безопасных  в России. Помимо этого, есть возможность  установления оптимального уровня  аэропортовых сборов, что, безусловно, приведет к повышению количества  клиентов;

2) развитие города Омска  как важного экономического центра, в который будут стремиться  многие компании и корпорации, а также развитие города как  культурного центра, привлекающего  большое количество туристов;

3) повышение уровня квалификации  персонала аэропорта, благоприятное  отношение к клиентам и т.д.

4) приобретение новейшей  техники, предназначенной как для  регулирования полетов ВС, так  и для обслуживания клиентов. Конечно, покупка такой техники  ставит вопрос об обучении  сотрудников обращению с ней.

 

 

 

2.3. Формирование стратегии

 

Для анализа производственного развития предприятия, исходя из его проблем, были выделены четыре базовых стратегии:

1) стратегия лидерства;

2)стратегия нападения;

3)стратегия обороны;

4) стратегия отступления.

Но, для начала, нужно выделить блок проблем предприятия, который данные стратегии должны будут решить:

- конкуренция;

- неблагоприятная политика  государства;

- малое количество клиентов;

- устаревшее оборудование  и объекты аэропорта.

Первая стратегия – стратегия лидерства. Когда рынок имеет тенденцию быстрого роста, предприятие может обеспечить успешное развитие, проводя одинаковую с конкурентами рыночную политику, поскольку конкуренция в значительной степени ослабляется расширением рынка. Однако в современных условиях часто при отсутствии этой тенденции, большое значение приобретает разработка концепции реагирования на конкурентную борьбу на рынке или взаимного комбинирования ориентаций на рыночный спрос и на конкуренцию. Другими словами, для достижения лидерских позиций на современном российском рынке предоставления услуг в аэропорту, руководству ОАО «Омский аэропорт», нужно создать гибкую стратегию развития, цели которой можно было бы реформировать при изменении различных параметров, как во внешней, так и во внутренней среде предприятия.С одной стороны, данный тип стратегии найдёт очень полезное применение в омском аэропорту – постоянно меняющаяся система целей, с помощью которой предприятие может приспособиться к любым изменениям это большое преимущество аэропорта перед конкурентами. Но, с другой стороны, создание такой системы затратит огромное количество времени и ресурсов, а также, при её функционировании, изменение одной цели непременно приведёт к изменению другой, пока не придётся менять большую часть всей стратегии.Вторая стратегия – стратегия нападения, которую также называют атакующей или созидательной, предполагает активную, агрессивную позицию предприятия на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.Однако если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма – либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях:

- если доля на рынке  ниже необходимого минимума или  резко сократилась в результате  действия конкурентов и не  обеспечивает достаточного уровня  прибылей;

- если она выпускает на рынок новый товар

- если осуществляет расширение  производства, которое окупится  лишь при значительном увеличении  продаж;

- если фирмы-конкуренты  теряют свои позиции и создается  реальная возможность при относительно  небольших затратах расширить  рыночную долю.Данная стратегия может быть применима к объекту исследования курсовой работы, но её реализацию ставит под сомнение тот факт, что, согласно заявлению губернатора Омской области Леонида Полежаева, к 300-летию Омска (2016 год) планируется закрытие ОАО «Омский аэропорт» с завершением строительства нового аэропорта «Омск-Фёдоровка» за пределами городской территории. На территории старого аэропорта планируется строительство более 6 млн. квадратных метров жилья. Исходя из этого, можно сказать, что целью ОАО «Омский аэропорт» является благополучная и безубыточная работа до 2016 года. Но дело в том, что строительство аэропорта «Омск-Фёдоровка» ведется еще с 1983 года. В 2001 году губернатор заявлял, что «7 ноября 2008 года мы полетим с Фёдоровки». Однако сейчас строительство продолжается только из-за немецкой компании «Hochtief», взявшейся за разработку технической концепции аэропорта.Безусловно, если применить принципы атакующей стратегии в функционирующем на данный момент аэропорту, то, в случае достижения положительных результатов, все клиенты ОАО «Омский аэропорт» «перейдут по наследству» к аэропорту «Омск-Фёдоровка», но для

осуществления такой операции понадобится большое количество времени и средств. Также претворению данной стратегии в жизнь мешает несоответствующее стандартам оборудование аэропорта. Взять хотя бы административное здание – оно было построено в 1974 году, и до сих пор в нём проводился только косметический ремонт.Третья стратегия – оборонительная или стратегия стабильности (ограниченного роста) предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия характерна в той ситуации, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.Подобный тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам развития научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. При выходе на рынок фирмы предпочитают идти от простого к сложному, отрабатывая методы проникновения и внедрения в более доступном или освоенном рынке, а затем уже выходить на сложные и труднодоступные рынки. Это правило соблюдается и при концентрированном (поиск оптимального сегмента рынка от одного к другому), и при дисперсном (выход на наибольшее количество сегментов, с последующим отбором оптимальных) выходе на рынок.Данный вид стратегии является наиболее подходящим для данного аэропорта. Учитывая состояние инфраструктуры, техники, ресурсной базы, финансовой базы и многих других факторов, можно сделать вывод, что только после реконструкции и обновления предприятия оно может начать активное завоевание рынка перевозокЧетвёртая стратегия – стратегия отступления, является, как правило, вынужденной, а не выбираемой. Эта стратегия предполагает:

- постепенное сворачивание  операций, при этом необходимо  не нарушить связи и деловые  контакты по бизнесу, не нанести  удара по прежним партнерам, обеспечить  трудоустройство сотрудников фирмы;

- быструю ликвидацию бизнеса (в этом случае важно не допустить  утечки информации о готовящемся  прекращении деятельности).

Стратегия отступления предполагает, как правило, сокращение рыночной доли в возможно более короткий срок в целях резкого увеличения проблемы. Фирма может оказаться в положении, когда ей срочно необходимы значительные денежные средства и она «продает» часть своей рыночной доли конкурентам.На данном этапе развития аэропорта такая стратегия, конечно, неприемлема, однако когда аэропорт «Омск-Фёдоровка» будет построен, руководство ОАО «Омский аэропорт» будет вынуждено ликвидировать свой бизнес.Помимо рассмотрения данных видов производственных стратегий аэропортов, представлена стратегия, основанная на принципах системы целей, разработанной для предприятий, занимающихся производством продукции.Стратегическая цель производственной стратегии - удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции. В нашем случае – предоставлению услуг.

Основные цели производственной стратегии:

- оптимальная загрузка  мощностей;

- снижение затрат на  обслуживание;

- качество обслуживания;

- соответствие производства  услуг спросу.

Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить предприятию занять лидирующее положение на рынке аэропортовых услуг.

Производственные ресурсы

Стратегическая задача направления - сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:

1) оптимальная загрузка  персонала и техники, выполняющей  основные функции аэропорта;

2) направление главных  усилий на функции, пользующиеся  наибольшим спросом в аэропорту.

2. Управление сервисом

 

Стратегическая задача направления - создать эффективную систему координации обслуживания с высоким качеством менеджмента:

1) создать эффективную  систему инфраструктуры для наиболее  быстрой коммуникации разных  уровней управления – от генерального  директора до исполнителей услуг  в аэропорту;

2) создать и внедрить  эффективные элементы управления, способные увязать жестко формализованный  контроль над обслуживанием клиентов  с изменениями рынка и интересами  потребителей.

3. Технологические процессы.

Стратегическая задача направления - использование наиболее эффективных имеющихся технологий и внедрение новых, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли.Стратегическое указание - создать подразделение по разработке и внедрению новых технологий и рецептур, механизм его работы, вовлекающий в равной степени все уровни предприятия – от бухгалтеров до работников аэродрома.

Информация о работе Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»