Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа конфликтогенности коллектива для разработки рекомендаций по разрешению и профилактике конфликтов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические и методологические основы управления конфликтами в коллективах;
Провести анализ действующей системы управления конфликтами, а также определить ее основные недостатки;
Провести исследование факторов и условий, способствующих решению конфликтных ситуаций на объекте исследования
Введение 5
Теоретические основы управления конфликтными ситуациями 7
Определение понятия конфликта, виды и модель управления конфликтами 7
Методы управления конфликтами на предприятии 13
Исследование теорий управления конфликтами 18
Анализ исследования состояния управления конфликтными ситуациями в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 24
Общая характеристика БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 24
Анализ различных конфликтных ситуаций в БУЗ ВО ВГКБСМП№10» 26
Исследование состояния конфликтности и стиля поведения в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 28
Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 38
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 38
3.2 Разработка метода по совершенствованию управления конфликтами в БСМП №10 40
Заключение 43
Список литературы 45
Глоссарий 47
Приложение №1 49
Приложение №2 51
По образовательному статусу в коллективе из числа опрошенных наблюдается преобладание сотрудников с высшим профессиональным образованием.
По возрастным показателям наиболее многочисленной оказалась группа в возрасте 30-50 лет, причем стаж работы в данном ЛПУ в большинстве случаев, составил 5-10 лет.
По половому признаку мужчин меньше в 5,5 раз, чем женщин.
Анализ ответов респондентов по определению уровней конфликтов и отношению к конфликтам сведён в таблицы и представлен в виде диаграмм:
Таблица 4 - Таблица сопряжённости ответов респондентов на вопрос:
"Считаете ли Вы себя
Варианты ответов |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
определенно, да (чел) |
0,00 |
2,00 |
2,00 |
% |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
% от массива |
0,00 |
6,67 |
6,67 |
возможно (чел) |
2,00 |
4,00 |
6,00 |
% |
33,33 |
66,67 |
100,00 |
% от массива |
6,67 |
13,33 |
20,00 |
определенно, нет (чел) |
3,00 |
13,00 |
16 |
% |
18,75 |
81,25 |
100,00 |
% от массива |
10,00 |
43,33 |
53,33 |
затрудняюсь ответить (чел) |
0,00 |
3,00 |
6,00 |
% |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
% от массива |
0,00 |
20,00 |
20,00 |
Итого |
16,67 |
83,33 |
100,00 |
При рассмотрении отношения медработников к происходящим конфликтам были получены следующие данные: 70 % относятся к конфликтам отрицательно, 24 % более отрицательно, чем положительно и 6 % положительно. Представим данное соотношение в виде диаграммы.
Рис. 4 – Отношение к конфликтам в коллективе больницы
Можно констатировать, что среди медработников широко распространено негативное отношение к конфликтам в коллективе.
Положительное отношение объясняется пониманием того, что конфликт не всегда является деструктивным, порой он имеет функциональный характер, способствующий развитию организации.
Абсолютные показатели ответов на вопрос "Конфликты, какого уровня чаще всего случаются в Вашем коллективе?" представлены в виде таблицы, относительные показатели приведены на графике.
Таблица 5 - Оценка уровня конфликтов
Варианты ответов |
Кол-во ответов (чел) |
Относительные показатели (%) |
Подчиненный - руководитель |
8 |
26,67 |
Между коллегами |
16 |
53,33 |
Конфликты с участием всех категорий сотрудников |
6 |
20 |
ИТОГО: |
30 |
100 |
Рис. 5 – Оценка уровня конфликтов
Гипотеза о том, что при всём отрицательном отношении к конфликтам в коллективе медицинских работников конфликты возникают более между руководителями и подчинёнными, чем среди коллег подтвердилась не в полной мере.
При рассмотрении всех конфликтов, возникающих внутри коллектива, основную долю составили конфликты "сотрудник-сотрудник". Эти конфликты, в основном, носят производственный характер, среди них можно выделить горизонтальную, вертикальную и смешанную направленность.
На основании полученных данных был проведен анализ причин возникновения конфликтов.
Показатели ответов на вопрос: "В какой степени данные характеристики, на Ваш взгляд, чаще всего приводят к конфликту?" выглядят следующим образом:
Таблица - Характеристики, приводящие к конфликту
Варианты ответов |
Кол-во ответов (чел) |
Относительные показатели (%) |
Непрофессионализм |
17 |
56,67 |
Особенности темперамента |
6 |
20 |
Недоброжелательное отношение к людям |
7 |
23,33 |
Итого |
30 |
100 |
Рис. 6 – Характеристики, приводящие к конфликту
Непрофессионализм выступает превалирующим фактором, приводящим к конфликту. При этом выявлено три доминирующих под-фактора:
- более половины респондентов возникновение конфликтов связывают с нечетким распределением обязанностей;
- 15% не устраивает заработная плата;
- 15% считают недостаточным уровень организации труда.
Остальные показатели причин возникновения конфликтов равномерно распределились по 5 %, соответственно: личностный характер причин и причины, не сформированные в конкретную группу.
Основной причиной в исследуемом отделении является нечеткое распределение обязанностей. Это значит, что обязанности и права должны быть взаимоуравновешены.
Для предупреждения дисфункциональных конфликтов в больнице необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:
- обратить внимание старших медсестер на недостатки в организационных моментах, т.е. пересмотреть реальное положение дел и существующие должностные инструкции;
- в распределении обязанностей, прав и ответственности избегать дублирования;
- давать сотрудникам возможность высказывать свое мнение, для этого можно проводить производственные собрания и личные собеседования;
- поддерживать здоровый психологический климат в коллективе.
Нечеткое распределение обязанностей тесно переплетается с другой причиной - начисление заработной платы. Сюда можно отнести следующие моменты.
Нередко сотрудник выполняет труд, не оговоренный в его функциональных обязанностях, естественно, справедливо считает, что делает это за "спасибо", в лучшем случае.
Частой проблемой становится оформление доплат за замещение временно отсутствующих работников.
Недостатки в организации труда. Здесь подразумевается недостаточная оснащенность рабочего места. Например, дефицит хорошего шовного материала может послужить причиной конфликта между операционной медсестрой и хирургом.
Гипотеза о том, что в рабочем коллективе, где доминируют деловые отношения над социально-эмоциональными, основной причиной возникновения конфликтных ситуаций являются различия во взглядах на отношение к выполнению должностных обязанностей, конкурентность нашла своё подтверждение полностью, дополнив её причинами несовершенства организационных процессов по учреждению и в целом по здравоохранению.
Анализ поведения участников конфликта приведён ниже:
Таблица 7 - Субъективная оценка стратегии поведения медицинских работников в ситуации конфликта в отделении больницы.
Стратегия поведения |
Отношения с: | |||
руководителем |
коллегой | |||
Абсолютная частота |
Относительная частота |
Абсолютная частота |
Относительная частота | |
1. Соперничество |
1 |
3,3 % |
1 |
3,3 % |
2. Приспособление |
16 |
53,4 % |
3 |
10 % |
3. Сотрудничество |
5 |
16,7 % |
18 |
60 % |
4. Избегание |
4 |
13,3 % |
3 |
10 % |
5. Компромисс |
4 |
13,3% |
5 |
16,7 % |
Рис. 7 – Стратегия поведения при конфликтах
Как видно из диаграммы, при взаимодействии с руководителем 53,4 % опрошенных, предпочитают уступить и готовы уйти от конфликта. При взаимодействии с коллегой 60 % выбирают сотрудничество, 16,7 % идут на компромисс.
Однако в разрешении конфликтов превалируют сотрудничество, приспособление, компромисс перед соперничеством и избеганием.
Из анализа разрешения конфликтных ситуаций можно сделать вывод, что для руководителей характерен метод объективного разрешения конфликтных ситуаций, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу.
Обработка анализа взгляда на проблемы в целом и в управлении конфликтами:
Таблица 8 Таблица ответов респондентов на вопрос: "Если бы Вы были руководителем, какие реальные изменения в Вашей организации Вы бы осуществили?"
Варианты ответов |
Полностью изменил бы (чел.) |
Требуются определенные изменения (чел.) |
Сохранил бы как есть (чел.) |
По организации работы |
12 |
12 |
6 |
По составу руководства |
5 |
20 |
5 |
По основным направлениям деятельности организации |
1 |
4 |
25 |
По системе оплаты труда |
26 |
4 |
0 |
Результат интерполирован и представлен в виде кольцевых диаграмм:
Рис. 8 – По организации работы
Рис. 9 – По составу руководства
Рис. 10 – По основным направлениям деятельности организации
Рис. 11 – По системе оплаты труда
Наглядная диаграмма обработки комбинированного опроса:
Рис. 12 – Обобщенная диаграмма обработки опроса
Наглядная диаграмма даёт чёткое представление о том, что в целом по лечебному учреждению назрела необходимость изменений практически во всех областях деятельности: организации работы, составу руководства, системе оплаты труда.
Таким образом, в процессе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс управления конфликтами будет более эффективен при изменении ситуации не только в небольшом коллективе отделения, но в организации процессов в целом по лечебному учреждению.
Организация любого уровня не может существовать, ни разу не столкнувшись с проблемой конфликтов. Негативное восприятие конфликтов вполне обоснованно, т.к. любой из них несет в себе заряд огромной разрушительной силы. Проблема заключается не в том, чтобы не допускать конфликт в организации, а чтобы не давать ему развиваться стихийно.
Следовательно, руководитель должен не уходить от конфликтов, а постоянно работать над их разрешением, заниматься устранением причин. Именно на руководителе лежит обязанность проведения профилактики конфликтов во вверенных им подразделениях и соответственно в организации в целом.
3. Разработка рекомендаций по
совершенствованию управления
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10»
Наиболее частые конфликтные ситуации в БСМП №10, причины их возникновения и пути разрешения представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Конфликтные ситуации и пути их разрешения
Типичные конфликтные ситуации |
Причины конфликтных ситуаций |
Управленческие решения конфликтных ситуаций |
Межличностные конфликты |
1. Несовпадение взглядов; 2. Психологическая 3. Личные взаимоотношения; 4. Распределение обязанностей по работе; 5. Борьба за первенство (лидерство) в коллективе.
|
1. Строго выполнять свои 2. Хорошо знать свои слабые места, чтобы в сложных ситуациях не сорваться; 3. Не поддаваться на эмоциональные провокации; не брать чужие проблемы на себя (в большинстве случаев это личные проблемы "трудного" человека); 4. Находить компромисс, стремиться к сотрудничеству в конфликте; 5. Разграничивать личные взаимоотношения и рабочие. 6. Включить в разрешение
конфликтной ситуации |
Между работодателями и служащими |
1. Невыполнение требований 2. Несовместимость взглядов на проблему и ее решение.
|
1. Разъяснение руководителем 2. Своевременно и качественно выполнять свою работу 3. Установить сотрудничество в разрешении конфликтной ситуации – поиск альтернативных путей решения проблемы |
Между личностью и группой |
1. Несовпадение взглядов; 2. Сильное давление коллектива; 3. Индивидуальные особенности личности. |
1. Проведение индивидуальной беседы; 2. Четкое объяснение позиций каждой стороны; 3. Попробовать найти компромисс; 4. Включить в разрешение конфликтной ситуации авторитетное лицо (начальника отдела, руководителя) |
Между подразделениями организации |
1. Несовпадение взглядов 2. Неправильное понимание своих целей; 3. Неправильная политика руководителя |
1. Вмешательство руководителя, если это необходимо; 2. Проведение переговоров, собраний; 3. Участие в разрешении конфликта независимой комиссии 4. Очная ставка лидеров подразделений |