Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа конфликтогенности коллектива для разработки рекомендаций по разрешению и профилактике конфликтов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические и методологические основы управления конфликтами в коллективах;
Провести анализ действующей системы управления конфликтами, а также определить ее основные недостатки;
Провести исследование факторов и условий, способствующих решению конфликтных ситуаций на объекте исследования

Содержание

Введение 5
Теоретические основы управления конфликтными ситуациями 7
Определение понятия конфликта, виды и модель управления конфликтами 7
Методы управления конфликтами на предприятии 13
Исследование теорий управления конфликтами 18
Анализ исследования состояния управления конфликтными ситуациями в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 24
Общая характеристика БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 24
Анализ различных конфликтных ситуаций в БУЗ ВО ВГКБСМП№10» 26
Исследование состояния конфликтности и стиля поведения в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 28
Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 38
3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10» 38
3.2 Разработка метода по совершенствованию управления конфликтами в БСМП №10 40
Заключение 43
Список литературы 45
Глоссарий 47
Приложение №1 49
Приложение №2 51

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

По образовательному статусу в коллективе из числа опрошенных наблюдается преобладание сотрудников с высшим профессиональным образованием.

По возрастным показателям наиболее многочисленной оказалась группа в возрасте 30-50 лет, причем стаж работы в данном ЛПУ в большинстве случаев, составил 5-10 лет.

По половому признаку мужчин меньше в 5,5 раз, чем женщин.

Анализ ответов респондентов по определению уровней конфликтов и отношению к конфликтам сведён в таблицы и представлен в виде диаграмм:

Таблица 4 - Таблица сопряжённости ответов респондентов на вопрос:

"Считаете ли Вы себя конфликтной  личностью?" в зависимости от пола

Варианты ответов

Мужчины

Женщины

Всего

определенно, да (чел)

0,00

2,00

2,00

%

0,00

100,00

100,00

% от массива

0,00

6,67

6,67

возможно (чел)

2,00

4,00

6,00

%

33,33

66,67

100,00

% от массива

6,67

13,33

20,00

определенно, нет (чел)

3,00

13,00

16

%

18,75

81,25

100,00

% от массива

10,00

43,33

53,33

затрудняюсь ответить (чел)

0,00

3,00

6,00

%

0,00

100,00

100,00

% от массива

0,00

20,00

20,00

Итого

16,67

83,33

100,00


 

При рассмотрении отношения медработников к происходящим конфликтам были получены следующие данные: 70 % относятся к конфликтам отрицательно, 24 % более отрицательно, чем положительно и 6 % положительно. Представим данное соотношение в виде диаграммы.

Рис. 4 – Отношение к конфликтам в коллективе больницы

 

Можно констатировать, что среди медработников широко распространено негативное отношение к конфликтам в коллективе.

Положительное отношение объясняется пониманием того, что конфликт не всегда является деструктивным, порой он имеет функциональный характер, способствующий развитию организации.

Абсолютные показатели ответов на вопрос "Конфликты, какого уровня чаще всего случаются в Вашем коллективе?" представлены в виде таблицы, относительные показатели приведены на графике.

 

Таблица 5 - Оценка уровня конфликтов

Варианты ответов

Кол-во ответов (чел)

Относительные показатели (%)

Подчиненный - руководитель

8

26,67

Между коллегами

16

53,33

Конфликты с участием всех категорий сотрудников

6

20

ИТОГО:

30

100


 

 

Рис. 5 – Оценка уровня конфликтов

 

Гипотеза о том, что при всём отрицательном отношении к конфликтам в коллективе медицинских работников конфликты возникают более между руководителями и подчинёнными, чем среди коллег подтвердилась не в полной мере.

При рассмотрении всех конфликтов, возникающих внутри коллектива, основную долю составили конфликты "сотрудник-сотрудник". Эти конфликты, в основном, носят производственный характер, среди них можно выделить горизонтальную, вертикальную и смешанную направленность.

На основании полученных данных был проведен анализ причин возникновения конфликтов.

Показатели ответов на вопрос: "В какой степени данные характеристики, на Ваш взгляд, чаще всего приводят к конфликту?" выглядят следующим образом:

Таблица - Характеристики, приводящие к конфликту

Варианты ответов

Кол-во ответов (чел)

Относительные показатели (%)

Непрофессионализм

17

56,67

Особенности темперамента

6

20

Недоброжелательное отношение к людям

7

23,33

Итого

30

100


 

 

Рис. 6 – Характеристики, приводящие к конфликту

 

Непрофессионализм выступает превалирующим фактором, приводящим к конфликту. При этом выявлено три доминирующих под-фактора:

- более половины респондентов возникновение конфликтов связывают с нечетким распределением обязанностей;

- 15% не устраивает заработная плата;

- 15% считают недостаточным уровень организации труда.

Остальные показатели причин возникновения конфликтов равномерно распределились по 5 %, соответственно: личностный характер причин и причины, не сформированные в конкретную группу.

Основной причиной в исследуемом отделении является нечеткое распределение обязанностей. Это значит, что обязанности и права должны быть взаимоуравновешены.

Для предупреждения дисфункциональных конфликтов в больнице необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

- обратить внимание старших медсестер на недостатки в организационных моментах, т.е. пересмотреть реальное положение дел и существующие должностные инструкции;

- в распределении обязанностей, прав и ответственности избегать дублирования;

- давать сотрудникам возможность высказывать свое мнение, для этого можно проводить производственные собрания и личные собеседования;

- поддерживать здоровый психологический климат в коллективе.

Нечеткое распределение обязанностей тесно переплетается с другой причиной - начисление заработной платы. Сюда можно отнести следующие моменты.

Нередко сотрудник выполняет труд, не оговоренный в его функциональных обязанностях, естественно, справедливо считает, что делает это за "спасибо", в лучшем случае.

Частой проблемой становится оформление доплат за замещение временно отсутствующих работников.

Недостатки в организации труда. Здесь подразумевается недостаточная оснащенность рабочего места. Например, дефицит хорошего шовного материала может послужить причиной конфликта между операционной медсестрой и хирургом.

Гипотеза о том, что в рабочем коллективе, где доминируют деловые отношения над социально-эмоциональными, основной причиной возникновения конфликтных ситуаций являются различия во взглядах на отношение к выполнению должностных обязанностей, конкурентность нашла своё подтверждение полностью, дополнив её причинами несовершенства организационных процессов по учреждению и в целом по здравоохранению.

Анализ поведения участников конфликта приведён ниже:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 - Субъективная оценка стратегии поведения медицинских работников в ситуации конфликта в отделении больницы.

 Стратегия поведения 

Отношения с:

 

руководителем

коллегой

 

Абсолютная частота

Относительная частота

Абсолютная частота

Относительная частота

1. Соперничество 

1

3,3 %

1

3,3 %

2. Приспособление 

16

53,4 %

3

10 %

3. Сотрудничество

5

16,7 %

18

60 %

4. Избегание 

4

13,3 %

3

10 %

5. Компромисс

4

13,3%

5

16,7 %


 

Рис. 7 – Стратегия поведения при конфликтах

 

Как видно из диаграммы, при взаимодействии с руководителем 53,4 % опрошенных, предпочитают уступить и готовы уйти от конфликта. При взаимодействии с коллегой 60 % выбирают сотрудничество, 16,7 % идут на компромисс.

Однако в разрешении конфликтов превалируют сотрудничество, приспособление, компромисс перед соперничеством и избеганием.

Из анализа разрешения конфликтных ситуаций можно сделать вывод, что для руководителей характерен метод объективного разрешения конфликтных ситуаций, что подтверждает ранее выдвинутую гипотезу.

Обработка анализа взгляда на проблемы в целом и в управлении конфликтами:

Таблица 8 Таблица ответов респондентов на вопрос: "Если бы Вы были руководителем, какие реальные изменения в Вашей организации Вы бы осуществили?"

Варианты ответов

Полностью изменил бы (чел.)

Требуются определенные изменения (чел.)

Сохранил бы как есть (чел.)

По организации работы

12

12

6

По составу руководства

5

20

5

По основным направлениям деятельности организации

1

4

25

По системе оплаты труда

26

4

0


 

Результат интерполирован и представлен в виде кольцевых диаграмм:

Рис. 8 – По организации работы

 

Рис. 9 – По составу руководства

Рис. 10 – По основным направлениям деятельности организации

Рис. 11 – По системе оплаты труда

 

Наглядная диаграмма обработки комбинированного опроса:

Рис. 12 – Обобщенная диаграмма обработки опроса

Наглядная диаграмма даёт чёткое представление о том, что в целом по лечебному учреждению назрела необходимость изменений практически во всех областях деятельности: организации работы, составу руководства, системе оплаты труда.

Таким образом, в процессе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс управления конфликтами будет более эффективен при изменении ситуации не только в небольшом коллективе отделения, но в организации процессов в целом по лечебному учреждению.

Организация любого уровня не может существовать, ни разу не столкнувшись с проблемой конфликтов. Негативное восприятие конфликтов вполне обоснованно, т.к. любой из них несет в себе заряд огромной разрушительной силы. Проблема заключается не в том, чтобы не допускать конфликт в организации, а чтобы не давать ему развиваться стихийно.

Следовательно, руководитель должен не уходить от конфликтов, а постоянно работать над их разрешением, заниматься устранением причин. Именно на руководителе лежит обязанность проведения профилактики конфликтов во вверенных им подразделениях и соответственно в организации в целом.

3. Разработка рекомендаций по  совершенствованию управления конфликтами  в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10»

3.1 Общие рекомендации по управлению конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10»

 

Наиболее частые конфликтные ситуации в БСМП №10, причины их возникновения и пути разрешения представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Конфликтные ситуации и пути их разрешения

Типичные конфликтные ситуации

Причины конфликтных ситуаций

Управленческие решения конфликтных ситуаций

Межличностные конфликты

1. Несовпадение взглядов;

2. Психологическая несовместимость;

3. Личные взаимоотношения;

4. Распределение обязанностей  по работе;

5. Борьба за первенство (лидерство) в коллективе.

 

1. Строго выполнять свои обязанности

2. Хорошо знать свои  слабые места, чтобы в сложных  ситуациях не сорваться;

3. Не поддаваться на  эмоциональные провокации;

не брать чужие проблемы на себя (в большинстве случаев это личные проблемы "трудного" человека);

4. Находить компромисс, стремиться  к сотрудничеству в конфликте;

5. Разграничивать личные  взаимоотношения и рабочие.

6. Включить в разрешение  конфликтной ситуации авторитетное  лицо (начальника отдела, руководителя)

Между работодателями и служащими

1. Невыполнение требований руководителя;

2. Несовместимость взглядов  на проблему и ее решение.

 

1.  Разъяснение руководителем требований  к работе

2. Своевременно и качественно  выполнять свою работу

3. Установить сотрудничество  в разрешении конфликтной ситуации – поиск альтернативных путей решения проблемы

Между личностью и группой

1. Несовпадение взглядов;

2. Сильное давление коллектива;

3. Индивидуальные особенности личности.

1. Проведение индивидуальной беседы;

2. Четкое объяснение позиций каждой стороны;

3. Попробовать найти компромисс;

4. Включить в разрешение конфликтной ситуации авторитетное лицо (начальника отдела, руководителя)

Между подразделениями организации

1. Несовпадение взглядов подразделений;

2. Неправильное понимание  своих целей;

3. Неправильная политика  руководителя

1. Вмешательство руководителя, если  это необходимо;

2. Проведение переговоров, собраний;

3. Участие в разрешении  конфликта независимой комиссии

4. Очная ставка лидеров  подразделений

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами в БУЗ ВО «ВГКБСМП №10»