Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:09, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии.
Объектом исследования является принятие управленческих решений на предприятии.
Предметом – информационное обеспечение принятия управленческих решений на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия управленческое решение на предприятии…………………………………………………………5
1.2. Понятие, содержание и виды информации………………………11
1.3. Роль информации в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»…………................23
2.1. Социально-экономическая характеристика
ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………………………….23
2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…
31
2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...
40
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР
ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»……………………………………………………
49
3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения…………………………………………………….
49
3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………..
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Недостатки индивидуальных решений проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер.
2) Типология
по уровням планирования и
времени реализации
Стратегические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации [41, с. 89]. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации: изменение направлений финансовых потоков в продуктовые группы или целевые сегменты, трансформацию структуры, выход на новые региональные рынки, расширение или сокращение деятельности, изменение ассортиментной политики.
Тактические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем и среднем уровнях управления на год или на квартал и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж, производства или предоставления услуг [46, с. 112]. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель и соответственно, тактические решения необходимы для достижения этой цели. Тактические решения могут быть связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, изменением ценовой политики, организацией рекламных акций, оптимизацией работы профессиональных коллективов и т.д. Закупить новое оборудование, внедрить систему скидок и льгот для выгодных заказчиков, внедрить систему бонусов и премиальных вознаграждений за достигнутый персоналом результат, изменить принцип ценообразования — это примеры тактических решений.
Оперативные управленческие решения — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией [33, с. 56]. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.
3) Типология по содержанию управленческого процесса
Содержательная типология в отличие, от рассмотренных выше отражает сущностные характеристики управленческих решений, которые имеют определенную направленность и связаны с различными сторонами деятельности. Так, экономические решения связаны с системой хозяйствования, необходимы для роста экономической эффективности деятельности организации, рентабельности, окупаемости и ликвидности активов. Как лучше распорядиться ресурсами, сделать предприятие рентабельным, увеличить прибыль, — эти и другие вопросы встанут перед руководителем, принимающим экономические решения.
Итак, управленческие
решения различны по содержанию, временным
параметрам, уровням планирования,
однако все они, — неотъемлемая составляющая
процесса управления. Эффект их реализации
напрямую зависит от способности менеджера
прогнозировать ситуацию, предвидеть
последствия принятых решений, умения
использовать не только собственный потенциал,
но прежде всего возможности группы и
коллектива в целом.
1.2 Понятие, содержание и виды информации
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: [6, с. 46]
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2)
установление ограничений
3)
открытость информации о
4)
равноправие языков народов
5)
обеспечение безопасности
6)
достоверность информации и
7)
неприкосновенность частной
8)
недопустимость установления
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: [23, с. 67]
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3)
информацию, которая в соответствии
с федеральными законами
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
4.
Законодательством Российской
Менеджмент обеспечивается огромным объемом информации, размер которой постоянно увеличивается. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции, преобразования. Для упрощения работы с информацией важна ее классификация.
Управленческую
информацию различные специалисты классифицируют
по различным признакам. Согласно Г. А.
Титоренко она различается (рис.1):
Рис.1. Классификация информации согласно Г. А. Титоренко [19, с.185]
Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например, А. Кузьмин и О. Мельник, всё-таки не противореча вышеизложенной классификации, предлагают несколько иной подход. Они различают информацию: (рис.2) [19, с.189]
Рис.2. Классификация информации согласно А. Кузьмин и О. Мельник
Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.
Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, [27, с.151] – данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами – это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных. Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения. Шум – фактор или совокупность факторов, искажающих информацию.
Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть то, что важно различать информацию и данные.
Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.
Менеджерская информация должна обеспечивать наблюдение за ходом производства, за реализацией продукции, за услугами, маркетингом и финансовой деятельностью, прогнозирование, стратегическое и календарное планирование, принятие различного рода управленческих решений, а также контроль людских, материальных и денежных ресурсов для корректировки решений, своевременной подготовки использования резервов в случае необходимости.
Основным требованием к информации является то, чтобы она при минимальном объеме достаточно полно характеризовала состояние контролируемых системой управления предприятия всех видов процессов.
Кроме этого к ней предъявляются следующие требования [33,с.190]:
Источник информации – это элемент информационной системы, способный распознавать состояние управляемого объекта и в меньшей среде и вырабатывать сообщения, однозначно описывающие эти состояния [33, с.191]. Источником информации может быть человек или технические средства.
Основной
характеристикой источника
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: [6, с. 67]
1)
регулирование отношений,
2)
развитие информационных
3)
создание условий для
Информация о работе Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии