Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии.
Объектом исследования является принятие управленческих решений на предприятии.
Предметом – информационное обеспечение принятия управленческих решений на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия управленческое решение на предприятии…………………………………………………………5
1.2. Понятие, содержание и виды информации………………………11
1.3. Роль информации в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»…………................23

2.1. Социально-экономическая характеристика
ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………………………….23

2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…
31
2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...

40
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР
ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»……………………………………………………


49
3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения…………………………………………………….

49
3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………..
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМММ.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Недостатки  индивидуальных решений проявляются  тогда, когда они приобретают  авторитарный характер.

2) Типология  по уровням планирования и  времени реализации мероприятий 

  • стратегические;
  • тактические;
  • оперативные.

Стратегические  управленческие решения — это  решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации [41, с. 89]. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации: изменение направлений финансовых потоков в продуктовые группы или целевые сегменты, трансформацию структуры, выход на новые региональные рынки, расширение или сокращение деятельности, изменение ассортиментной политики.

Тактические управленческие решения — это  решения, которые принимаются на высшем и среднем уровнях управления на год или на квартал и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж, производства или предоставления услуг [46, с. 112]. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель и соответственно, тактические решения необходимы для достижения этой цели. Тактические решения могут быть связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, изменением ценовой политики, организацией рекламных акций, оптимизацией работы профессиональных коллективов и т.д. Закупить новое оборудование, внедрить систему скидок и льгот для выгодных заказчиков, внедрить систему бонусов и премиальных вознаграждений за достигнутый персоналом результат, изменить принцип ценообразования — это примеры тактических решений.

Оперативные управленческие решения — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с  организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией [33, с. 56]. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.

3) Типология  по содержанию управленческого  процесса 

  • социальные;
  • экономические;
  • организационные;
  • технические.

Содержательная типология в отличие, от рассмотренных выше отражает сущностные характеристики управленческих решений, которые имеют определенную направленность и связаны с различными сторонами деятельности. Так, экономические решения связаны с системой хозяйствования, необходимы для роста экономической эффективности деятельности организации, рентабельности, окупаемости и ликвидности активов. Как лучше распорядиться ресурсами, сделать предприятие рентабельным, увеличить прибыль, — эти и другие вопросы встанут перед руководителем, принимающим экономические решения.

Итак, управленческие решения различны по содержанию, временным  параметрам, уровням планирования, однако все они, — неотъемлемая составляющая процесса управления. Эффект их реализации напрямую зависит от способности менеджера прогнозировать ситуацию, предвидеть последствия принятых решений, умения использовать не только собственный потенциал, но прежде всего возможности группы и коллектива в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие, содержание и виды информации

     Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: [6, с. 46]

     1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

     2) установление ограничений доступа  к информации только федеральными  законами;

     3) открытость информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

     4) равноправие языков народов Российской  Федерации при создании информационных  систем и их эксплуатации;

     5) обеспечение безопасности Российской  Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

     6) достоверность информации и своевременность  ее предоставления;

     7) неприкосновенность частной жизни,  недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

     8) недопустимость установления нормативными  правовыми актами каких-либо преимуществ  применения одних информационных  технологий перед другими, если  только обязательность применения  определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

     Информация  может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

     Информация  в зависимости от категории доступа  к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

     Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: [23, с. 67]

     1) информацию, свободно распространяемую;

     2) информацию, предоставляемую по  соглашению лиц, участвующих в  соответствующих отношениях;

     3) информацию, которая в соответствии  с федеральными законами подлежит  предоставлению или распространению;

     4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

     4. Законодательством Российской Федерации  могут быть установлены виды  информации в зависимости от  ее содержания или обладателя.

     Менеджмент  обеспечивается огромным объемом информации, размер которой постоянно увеличивается. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции, преобразования. Для упрощения работы с информацией важна ее классификация.

     Управленческую  информацию различные специалисты классифицируют по различным признакам. Согласно Г. А. Титоренко она различается (рис.1): 

Рис.1. Классификация информации согласно Г. А. Титоренко [19, с.185]

  • по источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);
  • по способу фиксации: устная и документированная;
  • по способу выражения: цифровая и алфавитная;
  • по характеру фиксации данных: фиксируемая и не фиксируемая;
  • по направлению движения: входящая и исходящая;
  • по стабильности: переменная и условно-постоянная (прейскуранты цен, нормативы);
  • по функциям управления;
  • по принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная.

     Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например, А. Кузьмин и О. Мельник, всё-таки не противореча вышеизложенной классификации, предлагают несколько иной подход. Они различают информацию: (рис.2) [19, с.189]

  • по полноте: полная, частичная, излишняя;
  • по периоду действия: разовая, периодическая, долгосрочная;
  • по содержанию: планово-экономическая, финансовая, отчётная, бухгалтерская, технологическая, справочная, административная и т. д.
  • по уровню достоверности: достоверная и недостоверная.

Рис.2. Классификация  информации согласно А. Кузьмин и О. Мельник

     Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.

     Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, [27, с.151] – данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами – это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных. Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения. Шум – фактор или совокупность факторов, искажающих информацию.

     Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть  то, что важно различать информацию и данные.

     Информацией мы называем данные, преобразованные  в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.

     Менеджерская  информация должна обеспечивать наблюдение за ходом производства, за реализацией продукции, за услугами, маркетингом и финансовой деятельностью, прогнозирование, стратегическое и календарное планирование, принятие различного рода управленческих решений, а также контроль людских, материальных и денежных ресурсов для корректировки решений, своевременной подготовки использования резервов в случае необходимости.

     Основным  требованием к информации является то, чтобы она при минимальном  объеме достаточно полно характеризовала  состояние контролируемых системой управления предприятия всех видов процессов.

     Кроме этого к ней предъявляются  следующие требования [33,с.190]:

  • Обеспечивать устойчивость производственно-экономической системы при заданных стратегических и оперативных решениях.
  • Обеспечивать работу производственной системы в условиях неопределенности окружающей среды.
  • Создавать возможность сочетать подцели системы управления для наиболее эффективного выполнения главной цели функционирования предприятия.
  • Обеспечивать прогнозы и подготовку к возможным изменениям производственной системы.
  • Обеспечивать адаптацию предприятия к окружающей среде.
  • Обеспечивать разумное поведение системы управления предприятием для организационных изменений в системе управления при существенных изменениях ситуации в окружающей среде.
  • Обеспечить своевременную оценку окружающей среды для создания условий эффективного функционирования предприятия.

     Источник  информации – это элемент информационной системы, способный распознавать состояние  управляемого объекта и в меньшей  среде и вырабатывать сообщения, однозначно описывающие эти состояния [33, с.191]. Источником информации может быть человек или технические средства.

     Основной  характеристикой источника информации является так называемый поток информации, определяемый как количество информации, вырабатываемой источником в единицу времени. Например, количеством символов в единицу времени.

     Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: [6, с. 67]

     1) регулирование отношений, связанных  с поиском, получением, передачей,  производством и распространением  информации с применением информационных  технологий (информатизации), на основании принципов, установленных Федеральным законом;

     2) развитие информационных систем  различного назначения для обеспечения  граждан (физических лиц), организаций,  государственных органов и органов  местного самоуправления информацией,  а также обеспечение взаимодействия таких систем;

    3) создание условий для эффективного  использования в Российской Федерации  информационно-телекоммуникационных  сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных  сетей. 

Информация о работе Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии