Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель работы: разработка стратегии развития на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия ООО «Прогресс». Задачи работы:
1. Проанализировать внешнюю среду предприятия для выявления возможностей и угроз;
2. Проанализировать внутреннюю среду для идентификации сильных и слабых сторон предприятия;
3. Определение миссию и цели предприятия разработки стратегии;
4. Разработать стратегию для успешного функционирования на рынке.
Введение.........................................................................................................................................3
1. Анализ внешней среды предприятия
Краткая характеристика предприятия ООО «Прогресс»..................................................5
PEST-анализ..........................................................................................................................6
Анализ отрасли.....................................................................................................................9
Внешние факторы, оказывающие влияние на предприятие...........................................11
2. Анализ внутренней среды предприятия
Динамика внутренней среды и реализации продукции.................................................16
2.2 Анализ кадрового потенциала...........................................................................................18
2.3 SWOT-анализ .....................................................................................................................21
3. Разработка стратегии предприятия ООО «Прогресс»
3.1 Формирование миссии, видение и дерево целей............................................................23
3.2 Обоснование конкурентной стратегии предприятия.....................................................26
3.3 Разработка стратегии..........................................................................................................29
Заключение...................................................................................................................................31
Список литературы......................................................................................................................33
Большое влияние на предприятие оказывают следующие факторы: рост налогов, размеры рынка и темпы его изменения, платежеспособность населения, демографический спад, технологические изменения, имеющие существенное значение для организации, появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком, экономический спад производства. Стратегия предприятия напрямую зависит от влияния данных факторов.
Изменение налоговой политики в худшую сторону (рост налогов) отрицательно скажется на деятельности предприятия, так как оно может понести значительные потери денежных средств.
Процессы, протекающие в социальной среде оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина потребительского спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать свою продукцию.
Также важно следить за динамикой технологических изменений, так как существует угроза потери рынка, если немного отстать от существующих тенденций. Анализ технологической составляющей макросреды позволяет своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, а также вовремя отказаться от устаревших используемых технологий.
Очевидно, что предприятие должно быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и предлагать свои нововведения.
1.3 Анализ отрасли
С течением времени многие отрасли проходят через ряд стадий, начиная от роста, переходящего в зрелость и конечному спаду. Этот естественный путь развития компании содержит в себе несколько периодов с характерными для каждого из них проблемами и ошибками.
На определенном этапе роста компания проходит через кризис корпоративных отношений, связанный со структурированием власти в компании. Вслед за этим этапом быстрорастущие компании сталкиваются с проблемой финансирования роста. Именно в этот момент и возникает потребность в привлечении капитала на фондовом рынке, что заставляет компанию переходить от формы компании закрытого типа к компании открытого типа. Естественно развивающаяся компания осознает необходимость такой трансформации на соответствующем цикле своего развития и вынуждена создавать соответствующие корпоративные отношения. В случае компаний имеющих сконцентрированный акционерный капитал, у основного собственника возникает дилемма, известная в западной литературе как дилемма инсайдерского контроля: либо сохранять сконцентрированный контроль и расти низкими темпами; либо расти быстрыми темпами, но утратить сконцентрированный контроль. В первом случае, особенно на быстрорастущих рынках компания может утратить лидирующее положение в отрасли из-за отставания в росте, и, в конце концов, утратить конкурентоспособность. Во втором случае должна существовать соответствующая система корпоративного управления не только внутри компании, но и соответствующая внешняя среда, в которой компания может оставаться эффективной без концентрации контроля.
Анализируя данное предприятие, можно понять, что у предприятия в данной отрасли большое количество конкурентов. Основную конкуренцию «Прогресс» составляют торговые сети «Пятерочка», «Магнит», а в сегменте супермаркетов – «Рамстор». Сравнительный анализ конкурентов представлен в таблице 2.
Сравнительный анализ конкурентов ООО «Прогресс»
Таблица 2
Конкуренты |
Показатель |
Преимущества по отношению к «Прогресс» |
Недостатки |
«Магнит» |
Цена |
Выше |
|
Качество |
Выше |
||
Доля рынка |
Ниже | ||
Продвижение |
Умеренная реклама | ||
Уровень обслуживания |
Выше |
||
«Пятерочка» |
Цена |
Выше |
|
Качество |
Соизмерим |
||
Доля рынка |
Ниже | ||
Продвижение |
Активная реклама |
||
Уровень обслуживания |
Выше |
||
«Рамстор» |
Цена |
Соизмерим |
|
Качество |
Выше |
||
Доля рынка |
Соизмерим |
||
Продвижение |
Активная реклама |
||
Уровень обслуживания |
Выше |
Таким образом, ООО «Прогресс» является конкурентоспособным. Основными показателями эффективности компаний в конкурентной борьбе является лояльность потребителей, т.е. какое количество потребителей предпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов. Это происходит за счет высокого качества и обслуживания, что своего рода является привлекательным для потребителя. Основным недостатком является то, что цены на продукцию выше, чем у основных конкурентов, а также низкая доля рынка. Однако можно сделать вывод, что ООО «Прогресс» имеет большие возможности остаться в отрасли, но для этого нужно выработать правильную и эффективную стратегию.
Стратегию ООО «Прогресс» можно
охарактеризовать как стратегию
ограниченного роста. Для оценки
возможных вариантов
Анализ внешней среды
Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации. Проведём анализ ближайшего окружения ООО «Прогресс».
Анализ ближайшего окружения
Таблица 3
№ |
Подсистема |
Процесс, явление |
Характер воздействия |
Сила воздействия |
Возможности, угрозы |
п/п | |||||
1. |
Поставщики |
Постоянные поставщики |
+ |
5 |
Хорошо налаженные связи с поставщиками и хорошая репутация (Возможность) |
Короткая цепочка движения товара от производителя до покупателя, слаженная система минимизируют затраты компании и позволяют предлагать самые низкие цены (Возможность) | |||||
Четкие бизнес-процессы и низкие затраты на складирование продукции позволяют продавать товар с очень низкой ценой (Возможность) | |||||
2. |
Потребители |
Расширенный диапазон потребителей |
+ |
5 |
Потребителями продукции компании является абсолютно всё население не зависимо от возраста (Возможность) |
Широкий ассортимент продукции |
+ |
5 |
Привлечение наибольшего количества потребителей, увеличение конкурентоспособности (Возможность) | ||
Цена на предлагаемую продукцию |
+ |
5 |
Сниженные цены, проведение акций позволяет переманивать потребителей у конкурентов (Возможность) | ||
3. |
Конкуренты |
Уровень конкуренции |
- |
4 |
Высокий уровень конкуренции может привести к выходу на рынок конкурента с более низкими издержками (Угроза) |
Таким образом, можно сделать вывод, что для предприятия существуют следующие угрозы и возможности.
Угрозы:
- высокий уровень конкуренции может привести к выходу на рынок конкурента с более низкими издержками.
Возможности:
- хорошо налаженные связи с
поставщиками и хорошая
- короткая цепочка движения
товара от производителя до
покупателя, слаженная система
- четкие бизнес-процессы и
- потребителями продукции
- привлечение наибольшего
- снижение цены, проведение акций
позволяет переманивать
Важный элемент внешней среды ООО «Прогресс» – потребители. Для анализа рынка необходимо провести анализ потенциальных потребителей. Для этого проведем сегментацию потребительского рынка по возрасту.
Сегментация потребительского рынка по возрасту
Таблица 4
Возрастные группы |
Профиль сегмента |
Оценка привлекательности сегмента |
Дети |
Привлекательный сегмент, кроме того, являются мотиваторами приобретения детских товаров - начиная от памперсов и заканчивая игрушками, сладостями, которые в изобилии представлены в магазине |
- |
Подростки |
Важный сегмент рынка, так как подростки оказывают большое влияние на членов семьи в решениях относительно покупок, особенно в семьях с большим достатком. Могут являться и самостоятельными покупателями. |
- |
Молодые люди от 18 до 34 лет |
Располагают значительной двигательной способностью. Тенденции: относительно позднее вступление в брак, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. Главные потребители продукции собственного производства. |
+ |
От 35 до 44 лет |
Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов. Тратят много денег на продовольственные и непродовольственные товары, привлекательны и как покупатели медиатоваров. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны, приоритетным для них является самосовершенствование. |
+ |
От 45 до 54 лет |
Этот сегмент рынка
постоянно растет. Эта группа населения
склонна к относительной |
+ |
Пенсионный возраст |
Люди этого возраста
располагают большим количество |
- |
Для анализа потребителей целесообразнее
всего использовать данные отдела маркетинга,
проводящего периодический
В ходе этого маркетингового мониторинга был составлен социально-демографический портрет покупателя, а также была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп.
В ходе опроса было выявлено, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания практически весь семейный бюджет, а также что большую долю покупателей составляют люди с доходами до 10000 руб. (43%) и от 10000 до 20000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком и достатком ниже среднего.
Результаты относительно критериев продуктов, которые являются важными при покупке распределились следующим образом:
1) качество продукта;
2) упаковка;
3) цена товара;
4) фирма-производитель
Первостепенными факторами при принятии решения о покупке того или иного продукта питания для покупателя являются, во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9 балла). Взаимосвязь этих критериев очевидна, так как дизайн упаковки, ее эстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с качеством самого товара.
В ходе исследования также выяснилось, что в структуре покупателей по полу, по доходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные товары.
Для основной массы покупателей
приоритетными факторами
Оценка действия пяти сил конкуренции
Таблица 5
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Значимость фактора |
Оценка по 10 баллам |
Средневзвешенная оценка |
1. |
Ситуация в отрасли |
|||
1.1 |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
0,1 |
7 |
0,7 |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
0,1 |
8 |
0,8 |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
0,1 |
5 |
0,5 |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
0,1 |
6 |
0,6 |
1.5 |
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
0,03 |
4 |
0,12 |
1.6 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
0,1 |
6 |
0,6 |
1.7 |
Барьеры проникновения на рынок |
0,07 |
6 |
0,42 |
1.8 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
0,1 |
7 |
0,7 |
1.9 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
0,1 |
8 |
0,8 |
1.10 |
Привлекательность рынка данного продукта |
0,1 |
7 |
0,7 |
Итого: |
1 |
64 |
5,94 | |
2. |
Влияние потенциальных конкурентов |
|||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
0,3 |
5 |
1,5 |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
0,4 |
8 |
3,2 |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
0,3 |
6 |
1,8 |
Итого: |
1 |
19 |
6,5 | |
3. |
Влияние поставщиков |
|||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
0,3 |
7 |
2,1 |
3.2 |
Значимость покупателя |
0,4 |
8 |
3,2 |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
0,3 |
5 |
1,5 |
Итого: |
1 |
19 |
6,8 | |
4. |
Влияние покупателей |
|||
4.1 |
Статус покупателей |
0,3 |
8 |
2,4 |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
0,4 |
8 |
3,2 |
4.3 |
Стандартизация товара |
0,3 |
6 |
1,8 |
Итого: |
1 |
20 |
7,4 | |
5. |
Влияние товаров-заменителей | |||
5.1 |
Цена |
0,4 |
9 |
3,6 |
5.2 |
Стоимость «переключения» |
0,3 |
7 |
2,1 |
5.3 |
Качество основного товара |
0,3 |
7 |
2,1 |
Итого: |
1 |
23 |
7,8 |
Информация о работе Разработка стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия