Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение структуры управленческих решений, исследование эффективности управленческого решения, показ роли и места управленческих решений для муниципального управления.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и конкретно-предметных методах исследования социально-экономических и политических процессов.
- Общенаучные методы:
1) метод социальной диалектики;
2) постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов;
3) методы познания: анализ и синтез;
4) индуктивный и дедуктивный методы познания;
5) метод аналогии;
6) метод моделирования
Введение
3
1.
Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
5
1.1.
Понятия, типы, виды, основные направления исследование социально-экономических и политических процессов
5
1.2.
Методы исследования социально-экономических и политических процессов
6
1.3.
Структура управленческих решений
7
2.
Эффективность управленческого решения
21
2.1.
Оценка эффективности управленческого решения
21
2.2.
Научные и традиционные исследования эффективности управленческих решений
22
2.3.
Бизнес – модели в оценке эффективности управленческих решений
23
3.
Субъекты и объекты управленческих решений
28
3.1.
Распределение обязанностей в органах местного самоуправления в Лузском районе
29
3.2.
Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
30
Заключение
37
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вятский государственный гуманитарный университет
Курсовая работа
Дисциплина: Исследование социально - экономических
Тема: «Разработка эффективных управленческих решений и развитие
социально-экономических процессов в Российской Федерации»
2010г.
Содержание
| Введение | 3 |
1. | Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | 5 |
1.1. | Понятия, типы, виды, основные направления исследование социально-экономических и политических процессов | 5 |
1.2. | Методы исследования социально-экономических и политических процессов | 6 |
1.3. | Структура управленческих решений | 7 |
2. | Эффективность управленческого решения | 21 |
2.1. | Оценка эффективности управленческого решения | 21 |
2.2. | Научные и традиционные исследования эффективности управленческих решений | 22 |
2.3. | Бизнес – модели в оценке эффективности управленческих решений | 23 |
3. | Субъекты и объекты управленческих решений | 28 |
3.1. | Распределение обязанностей в органах местного самоуправления в Лузском районе | 29 |
3.2. | Управленческие решения как главный компонент муниципального управления | 30 |
| Заключение | 37 |
| Библиографический список | 39 |
| Приложения |
|
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях (экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.
Это управление осуществляется различными субъектами права посредством использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем рассматривать управленческие решения, факторы их качества и эффективности, а также организацию процесса разработки в деятельности исполнительных органов по осуществлению местного самоуправления.
Для дальнейшего исследования приведем следующее определение муниципального управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти на общественные отношения, регулирование которых предусмотрено его компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что к специфическим характеристикам муниципального управления относятся: плотность среды, концентрированность ресурсов, сильное взаимное влияние принимаемых решений и взаимозависимость различных процессов. Из этих характеристик следует и основное требование к управлению: целостность и комплексность.
Любое управление осуществляется через «управленческий труд» на основе управленческих «решений-команд». Управленческий труд - это процесс обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. Причем процесс принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так как данные акты в той или иной мере затрагивают права и законные интересы граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества в целом.
Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей, только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации, целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают
внимания. Самое непосредственное значения для эффективности решения имеют компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь также выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно квалифицированных кадров.
В настоящее время совершенствование управления – это огромный и мало востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности.
При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные органы исполнительной власти для обеспечения своевременных и точных управленческих решений относятся:
1) отсутствие модельного инструментария подготовки вариантов управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;
2) отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия управленческих решений;
3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации для ее анализа.
Отметим также, что в управлении бывают такие же устаревшие технологии, как и в технике. Муниципальные руководители должны отличать старые и современные технологии управления, отдавать себе отчет в том, что они теряют, доверяясь старым проверенным, но не эффективным методам управления. Конечно во многом та или иная модель, управленческий подход будут приниматься в зависимости от того, насколько успешно они будут способствовать решению социальных и экономических проблем.
Объект данной курсовой работы - сфера муниципального управления.
Предмет исследования – управленческие решения как главный компонент муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке, принятию и оценке эффективных управленческих решений.
Цель данной курсовой работы - изучение структуры управленческих решений, исследование эффективности управленческого решения, показ роли и места управленческих решений для муниципального управления.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и конкретно-предметных методах исследования социально-экономических и политических процессов.
- Общенаучные методы:
1) метод социальной диалектики;
2) постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов;
3) методы познания: анализ и синтез;
4) индуктивный и дедуктивный методы познания;
5) метод аналогии;
6) метод моделирования
7) восхождение от абстрактного к конкретному
- Метод системного анализа.
- Метод сравнительного анализа.
- Метод социологического исследования.
- Метод структурно-функционального анализа.
- Экспертные методы исследования.
1. Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
1.1. Основные направления исследование социально-экономических и политических процессов
В современном мире наиболее распространенными являются либеральное, консервативное, социал-демократическое и марксистское направления исследований.
Либерализм – это проявление буржуазной общественной мысли. Теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:
- свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;
- содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми;
- взаимодействия права и государства;
- основные принципы формирования правового государства;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
- роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;
- условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения.
Основная роль государства усматривается в защите интересов и прав граждан, их социальных свобод. При этом отрицается право государства вмешиваться в личную жизнь граждан, в том числе в их предпринимательскую деятельность.
Консерватизм – направление общественной мысли, которое формировалось как реакция на либеральную теорию и идеологию. Современные консерваторы, будь то ыслители, политические деятели или предприниматели, как их предшественники, выступают за сохранение существующего общественного строя, сложившихся традиций и социальных институтов. Эта основная методологическая позиция определяет направленность их теоретических исследований и практической деятельности.
Социал-демократическая направленность – выявить и обосновать возможности построения общества демократического социализма.
Марксистская направленность – обуславливается исходным теоретически и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономических, политических и других процессов является рассмотрение самого общества как саморазвивающейся социальной системы.
1.2. Методы исследования социально-экономических и политических процессов
Метод социальной диалектики – представляет осмысление явлений общественной жизни с помощью основных понятий и категорий диалектики. Основные его принципы заключаются в том, чтобы рассматривать указанные явления и процессы в системе тех связей и взаимодействий, в которых они реально существуют, а также в их постоянном развитии.
Общенаучные методы исследования
- Постановка проблемы и её решение на основе научных фактов. Исследование проблемы начинается чаще всего со сбора и накопления научных фактов. Научные факты получают с помощью наблюдений за теми или иными экономическими, политическими или иными явлениями, а также с помощью экспериментов.
- Анализ и синтез. При исследовании процессов общественной жизни – экономических, политических и других – ученые прибегают к таким метода познания, как анализ и синтез. Прежде всего они подвергают эти процессы научному анализу, то есть мысленному разделению их на элементы, чтобы изучить каждый из них. Но любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Поэтому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его связи и взаимодействий, что составляет содержание синтеза. Таки образом, анализ и синтез – это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности.
-Индуктивный и дедуктивный методы познания. Индуктивный метод характеризует путь к познания от фиксирования опытных данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Основой функционирования индуктивного метода познания являются эмпирические данные. Достоверность индуктивных обобщений ожжет быть проверена путем применения дедуктивного метода исследования. Суть его заключается в выведении из каких-то общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых ожжет быть проверена опытны путем. Следовательно, индукция и дедукция – это два противоположных и в то же время взаимодополняющих друг друга метода научного исследования.
-Аналогия – это определенный вид сравнения явлений и процессов, в то числе происходящих в обществе: установив сходство одних свойств у тех или иных явлений (процессов), делается вывод о сходстве у них и других свойств.
-Моделирование -это воспроизведение в специально созданном объекте свойств изучаемого явления или процесса – природного, технологического, и т.д.