Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение структуры управленческих решений, исследование эффективности управленческого решения, показ роли и места управленческих решений для муниципального управления.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и конкретно-предметных методах исследования социально-экономических и политических процессов.
- Общенаучные методы:
1) метод социальной диалектики;
2) постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов;
3) методы познания: анализ и синтез;
4) индуктивный и дедуктивный методы познания;
5) метод аналогии;
6) метод моделирования
Введение
3
1.
Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
5
1.1.
Понятия, типы, виды, основные направления исследование социально-экономических и политических процессов
5
1.2.
Методы исследования социально-экономических и политических процессов
6
1.3.
Структура управленческих решений
7
2.
Эффективность управленческого решения
21
2.1.
Оценка эффективности управленческого решения
21
2.2.
Научные и традиционные исследования эффективности управленческих решений
22
2.3.
Бизнес – модели в оценке эффективности управленческих решений
23
3.
Субъекты и объекты управленческих решений
28
3.1.
Распределение обязанностей в органах местного самоуправления в Лузском районе
29
3.2.
Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
30
Заключение
37
Библиографический список
-восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод как бы определяет в определенно соотношении предыдущие общенаучные методы исследования. Данный познавательный процесс характеризуется как восхождение от абстрактного к мысленно конкретному знанию о предмете исследования.
- системный анализ, или системный подход – это изучение того или иного явления, также относится к общенаучным методам исследования. Он предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой элементов.
- логические основы системного анализа: понимание системы, то есть того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделения отдельных их видов; научные знания об эволюции систем. При это само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и другие.
-метод сравнительного анализа основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Весте с те в сравнительно анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы и мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и другие. Основное значение сравнительного анализа – получение новой информации не только о свойствах сравнительных явлений и процессов, но и его их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об их общих тенденциях их функционирования и развития.
-социометрия-это методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Дж. Морено. Метод социометрии предусматривает изучение прежде всего психических факторов взаимоотношений между людьми.
- структурно-функциональный анализ – один из вариантов системного подхода к изучению общества.
- экспертные методы исследования- используются в исследовании социально- экономических и политических процессах в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемых процессах или имеются весьма неопределенные представления об условиях их функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данных процессов или при проведении их в экстремальных ситуациях. Экспертные методы исследования чаще всего имеют фору экспертных опросов – форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.
1.3. Структура управленческих решений
Принятие решений, так же как и обмен, информацией - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.
В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему [1].
Для дальнейшего исследования используем следующее определение.
Управленческое решение - это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.
Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников
муниципальной службы на управляемый объект.
Основные признаки управленческих решений [1]:
1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных
потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений
осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом
компетенции.
3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие
профессионализма, специальных знаний, компетентности.
4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем,
разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие
субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные
структуры.
5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние
как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация управленческих решений.
Типология управленческих решений, т.е. их классификация, необходима для четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.
Существуют три подхода к принятию решений: 1) интуитивный, 2) основанный на суждениях и 3) рациональный.
Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешивание «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики, шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки.
Решения на основе суждений иногда кажется интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Решение на основе суждения обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. К его недостаткам можно отнести тот факт, что данный подход не позволяет принять решение в действительно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.
Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально. Главное различие между рациональным решением и решением, основанным на суждении, заключается в том, сто первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
В отечественной и зарубежной литературе предприняты многочисленные попытки классифицировать управленческие решения по разнообразным основаниям. Построение классификационной схемы управленческих решений начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы решений, их главную особенность. Одна из возможных классификаций решений приведена в таблице 1[1].
По значимости цели:
1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие,
организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
2.Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач.
По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
3.Организационные решения - это выбор, который должен сделать
руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им
должностью:
1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной
последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в
определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с
неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру
управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.
3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе
ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный
знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что
случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат
альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.
5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного
аналитического процесса.
В зависимости от способа фиксации:
1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в
письменной форме. По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп:
1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
- Постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в
целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и
жизнедеятельности управляемого объекта;
- Распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными [2];
- Решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности
коллегиальных органов.
- Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных
задач;
- Поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов
руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
3) Административно - организационные (регламенты, уставы, положения,
инструкции);
4) Организационно - распорядительные (протоколы, договоры, трудовые
соглашения);
5) Информационно - справочные (справки, докладные записки, акты,
объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма –
приглашения);
6) Деловые письма;
7) Финансовые документы;
8) Учетные документы.
2. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности
управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
3.Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они
наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.
Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации [3].
Выделяют также решения [4]:
1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на
предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;