Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:04, отчет по практике
Цель данной работы разработать рекомендации по стратегическому управлению ОАО «ЮНИМИЛК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ внешней среды ОАО «ЮНИМИЛК»;
провести анализ внутренней среды ОАО «ЮНИМИЛК»;
разработать рекомендации по стратегическому управлению ОАО «ЮНИМИЛК».
Введение ……………………………………………………………………..
3
Анализ внешней среды ОАО «ЮНИМИЛК» ……...………………….
4
Анализ внутренней среды ОАО «ЮНИМИЛК»……………………….
12
2.1 Стратегические проблемы предприятия …………………………..
2.2 Эффективность действующей стратегии ………………………….
2.3 Конкурентоспособность цен и издержек компании ……………...
2.4 Оценка прочности конкурентной позиции компании ……………
2.5 Сила и слабость компании, возможности и угрозы ………………
12
14
16
18
20
Рекомендации по стратегическому управлению ОАО «ЮНИМИЛК»
21
Заключение …………………………………………………………………..
30
Список использованных источников ………………………………………
Продолжение таблицы 2
Государственное регулирование взаимоотношений с поставщиками молока и в связи с этим дефицит сырьевой базы |
Высокая |
Отставание производства от спроса, потеря доли рынка, которую займет импортное молоко |
Разработка инновационной молочной продукции, замена натурального молока добавками |
Экономика | |||
Несоблюдение дистрибьюторами установленных норм хранения и транспортировки продукции |
Средняя |
Значительное ухудшение потребительских свойств продукции может негативно отразиться на имидже и объемах продаж |
Внедрена система контроля качества продукции на всех этапах производства и реализации продукции |
Нестабильностью на основных товарных рынках, в которых участвует ЮНИМИЛК |
Высокая |
Экономический спад в России и Украине может привести к снижению реальных доходов населения, уменьшению потребительского спроса, увеличения в структуре потребления продукции с низкой добавленной стоимостью |
Косвенное влияние за счет выбора соотношения объема и качества товаров в ассортименте продукции, контроль издержек производства и реализации продукции |
Усиление конкуренции в отрасли |
Высокая |
Неправильно построенная рекламная политика, организация логистики и продаж, политика в области продвижения собственных торговых марок могут привести к потере доли рынка |
Активная политика по увеличению занимаемой доли товарного рынка за счёт органического роста объёмов продаж, повышенное внимание уделяется улучшению качества продукции, разработке и внедрению новых видов продукции с улучшенными потребительскими свойствами, проведению эффективной рекламной и маркетинговой политики |
Сезонные колебания спроса на сырьё и молочную продукцию |
Высокая |
Зимой спрос увеличивается, объем выработки сокращается; летом спрос снижается, а объем производства увеличивается, что приводит к сезонным колебаниям выручки и затрат. |
Развитие долгосрочного сотрудничества с наиболее эффективными производителями молока-сырья. |
Продолжение таблицы 2
Социокультурные факторы | |||
Потребление продукции «удовольствия», а не первой необходимости |
Высокий |
Рост спроса на десертные молочные продукты, которые люди потребляют не для утоления голода. |
Объединение с «Danone», которые специализируются на производстве высококачественной десертной продукции |
Широкая пропаганда в средствах массовой информации здорового образа жизни, семейного уклада |
Высокий |
Рост спроса на молочную продукцию с полезными, диетическими свойствами, в удобных при занятии спортом упаковках, с ложечками. |
Разработка линеек «оздаравливающией» продукции, например, «БиоБаланс», «Для всей семьи» |
Набирают популярность рецепты европейских, американских молочных продуктов. |
Высокий |
Рост спроса на нетрадиционную, достаточно дорогую продукцию (муссы, пудинги) |
Расширение рецептуры на производстве, выпуск новой продукции |
Технологии | |||
Широкое распространение IT технологий |
Высокая |
Конкурентоспособность компаний во многом зависит от применения ей различных средств по автоматизации и оптимизации производства |
Автоматизация бизнеса (Microsoft Business Solutions-Axapta), оптимизация работы производственных и сбытовых подразделений. |
Интернет позволяет повышать продажи путем информирования, он-лайн продаж |
Средняя |
Расширение клиентской базы |
Благоприятная возможность для открытия интернет-магазинов, экономия на заключении договоров с торговыми компаниями |
Появление новых технологий упаковки молочной продукции |
Высокая |
Упаковка может быть стеклянной, металлической, пленочной, ПЭТ, картонной, стабильное возрастание объемов использования полимерных материалов. |
Выведение на рынок продукции под брендом «Для всей семьи» в инновационной полимерной упаковке. |
Популяризация новых экологичных технологий производства |
Высокая |
Высокие требования к безопасности отходов после потребления молочной продукции для окружающей среды |
Модернизация технологии производства полимерных упаковок для продукции, введение в их состав большого количества мела, который при попадании в окружающую среду не наносит ей вреда |
2 Анализ внутренней среды ОАО «ЮНИМИЛК»
После проведения STEP-анализа, который затрагивает рынок в целом на макроуровне, рассмотрим конкретную стратегическую позицию компании на рынке: с каким стратегическими проблемами сталкивается компания; эффективность выбранной стратегии, конкурентоспособность по ценам и издержкам, в качестве итога выступит SWOT-анализ, демонстрирующий сильные и слабые стороны компании.
Стратегические проблемы предприятия. Начнем с рассмотрения стратегических проблем, с которыми сталкивается компания, для этого построим дерево проблем ОАО «ЮНИМИЛК». В ходе анализа нами были выявлены следующие проблемы:
Полученное дерево проблем представлено на рисунке 4, а данные для его построения в таблице 3.
1 – является причиной, 0 – не является причиной
Таблица 3 – Данные для построения дерева проблем
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого: | |
1. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 | |
2. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 | |
3. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 | |
4. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
5. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 | |
6. |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
5 | |
7. |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 | |
8. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 | |
9. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 | |
10. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Рисунок 4 – Дерево проблем ОАО «Юнимилк»
Построение дерева проблем позволило сделать вывод о том, что корневой проблемой ОАО «ЮНИМИЛК» является нестабильность на основных товарных рынках, в которых участвует компания.
Эффективность действующей стратегии. После определения основных стратегических проблем компании нам необходимо выяснить насколько эффективна существующая стратегия.
Лучшим свидетельством того, насколько эффективна выбранная стратегия, является стратегическое и финансовое положение компании за последнее время (оценка проводится на базе количественных показателей).
Наиболее очевидными показателями стратегического и финансового положения компании являются: 1) рыночная доля компании и ее место в отрасли; 2) повышаются или понижаются размеры прибыли и каковы они по сравнению с соответствующими показателями конкурентов; 3) размер кредитов; 4) репутация фирмы в глазах потребителей, ее имидж; 5) является ли компания лидером в технологии, инновациях, качестве, обслуживании потребителей и т. д.
Компания «ЮНИМИЛК» сегодня – это:
Проанализируем бизнес-портфель ОАО «ЮНИМИЛК» при помощи матрицы БКГ, представленной на рисунке 5.
A – «Петмол»
B – «Простоквашино»
C – «Актуаль»
D – «Био-баланс»
E – «Летний день»
F – «Смешарики»
Рисунок 5 – Матрица БКГ
Поскольку «Актуаль», «Био-баланс», «Летний день» имеют достаточно большую долю быстро растущего рынка и находятся на этапе роста, то данные марки следует отнести к «Звездам». «Смешарики» находится на этапе внедрения, и сейчас происходит значительное вложение финансовых средств в ее развитие, а это говорит о том, что данная марка относится к категории «Трудные дети». «Простоквашино» приносит больше денежных средств, чем это необходимо для инвестирования в данную линию продуктов, обеспечивают покрытие затрат компании по производству продуктов других марок, и, следовательно, относится к «Дойным коровам». «Петмол» характеризуется низкой долей медленно растущего рынка и фазой спада, поэтому можно отнести данную марку к категории «Собаки».
Проанализировав состав бизнес-портфеля, сделали вывод, что его следует считать сбалансированным, поскольку присутствуют ТМ всех 4 категорий матрицы, и «Звезды» составляют большую его часть, что свидетельствует о широких перспективах развития компании.
Все вышесказанное доказывает то, что на данный момент стратегия ОАО «ЮНИМИЛК» выбрана верно и эффективно функционирует на протяжении последних лет.
Конкурентоспособность цен и издержек компании. Одним из наиболее красноречивых показателей стратегического положения компании является конкурентоспособность ее цен и издержек по отношению к конкурентам.
В первую очередь на конкурентоспособность по ценам и издержкам повлияют повышение цен и нехватка упаковочных материалов и сырья. Успех деятельности ОАО «ЮНИМИЛК» во многом зависит от возможности сохранить статус одного из ведущих производителей в высококонкурентной отрасли. Если компания окажется не в состоянии контролировать уровень издержек посредством повышения производительности или снижения излишних затрат, связанных с приобретением предприятий, это может отразиться на результатах деятельности. В частности, повышение цен и нехватка упаковочных материалов и сырья может оказать существенное неблагоприятное воздействие на деятельность компании.
Например, результаты деятельности зависят от доступности и цен на упаковочные материалы – главным образом, на картон и пластмассовую тару, а также сырье – главным образом, на сырое молоко.
Хотя в отличие от главного конкурента «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» наша Компания находится более свободном положении, так как не зависит от одного предприятия – поставщика упаковочных материалов (Tetra Pak), а обладает своей производственной базой, это может сделать «ЮНИМИЛК» менее чувствительными к изменениям спроса и предложения на мировом рынке упаковочных материалов. Кроме того, погодные условия и другие независящие от нас факторы оказывают существенное влияние на стоимость и доступность сырья, используемого ОАО «ЮНИМИЛК». Некоторые виды сырья, такие как концентраты и сахар, являются международной продукцией, и международные цены на эти виды продукции могут колебаться.
Кроме того, средневзвешенная цена покупки сырого молока в рублевом выражении выросла примерно на 11% в 2009 г., на 17% - в 2010 г., и на 14% - в 2011 г. Увеличение цен связано, в частности, с сокращением производства сырого молока, вызванным происходящим сокращением поголовья молочного скота в России. Эти повышения цен негативно повлияло на прибыльность молочной продукции, а продолжение роста цен на сырое молоко может привести к снижению рентабельности компании. Сокращение производства высококачественного сырого молока в совокупности с ростом цен на сырое молоко также могут ограничить наши возможности по расширению производства высокодоходных молочных продуктов с дополнительными потребительскими качествами. Так как данные для реального расчета конкуретноспособности ОАО «ЮНИМИЛК» по ценам и издержкам нам недоступны, проведем сравнительный анализ показателей «ЮНИМИЛК» и ее основного конкурента, по общедоступным данным, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Финансовые показатели
Отчетность |
Юнимилк |
Вимм-билль-данн |
Выручка, млн. $ |
1 213 |
2 577,84 |
Операц. издержки, млн. $ |
1 136 |
1 723,5 |
Чистая прибыль, млн. $ |
22 |
133.39 |
Проанализировав представленные финансовые показатели мы можем прийти к выводу о том, что по ценам и издержкам мы пока уступаем нашему основному конкуренту, так как выручка ОАО «ЮНИМИЛК» примерно в два раза меньше, чем у него, а издержки различаются всего на 587 тысяч долларов, видимо ценовая политика является слабым звеном в стратегии ОАО «ЮНИМИЛК», данный вывод также подтверждают периодически появляющиеся в средствах массовой информации публикации о необоснованных повышениях цен ОАО «ЮНИМИЛК», два раза данный вопрос решался в судебном порядке. Так как данные об организации производства ОАО «ЮНИИЛК» нам недоступны мы можем сделать предположение о том, что цепочка ценностей неоптимальная и нуждается в доработке, что, скорее всего, произойдет после окончательного объединения с Danone.
Информация о работе Рекомендации по стратегическому управлению ОАО ЮНИМИЛК