Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:46, курсовая работа
В настоящее время, несмотря на продолжающийся экономический кризис, в
стране осуществляется структурная перестройка экономики. Главной целью и
одновременно главным содержанием этого процесса становиться
реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и
инструментов по обеспечению устойчивого развития.
|Введение |2 |
|Направления реструктуризации предприятий |3 |
|Типы организационных структур |11 |
|Общая диагностика состояния и тенденций: сильные и |21 |
|слабые стороны предприятия | |
|Формирование новой финансовой стратегии предприятия |27 |
|Аспекты технологии управленческого учета |33 |
|Формирование новой маркетинговой стратегии предприятия |42 |
|Заключение |49 |
|Список литературы |51 |
маркетинга, управления персоналом и других сфер. Однако, зачастую, эти
изменения носят лишь количественный характер, и вот почему:
организационная структура государственных предприятий, как правило
строилась на функциональной основе. Решения принимались централизованно и
планирование велось из центра. Такая система была предназначена для работы
в условиях стабильной экономики. (Табл. 1)
Таблица 1.
Функциональная
Директор по НИОКР.
Директор по маркетингу.
Директор по производству.
Руководитель по региону Б
Начальник производства 1
Начальник производства 2
Руководитель по региону А
Подобная структура в определенных условиях обладает рядом преимуществ. При
централизованном планировании выпуска продукции и слабой диверсификации
производства ее вертикальная организация позволяет оперативно доводить
решения центра до производящих подразделений, помогает директору быть в
курсе всего происходящего во всех структурных звеньях предприятия. Однако
для рыночной среды характерна высокая степень диверсификации производства и
большая самостоятельность отдельных подразделений предприятия. В таких
условиях система функциональной организации обеспечивает слабую степень
взаимодействия подразделений. Это приводит к чрезмерной перегрузке высшего
руководства, вынужденного играть роль связующего звена между ними,
принятием повседневных производственных решений и улаживанием конфликтов.
Кроме того, функциональная организация не позволяет точно оценивать
эффективность различных производств в рамках одного предприятия, что
зачастую бывает критически важно для выживания фирмы.
Структура, лишенная подобных недостатков - это организация на основе
бизнес - единиц (Табл. 2)
Каждая бизнес- единица, являясь самостоятельным производственно-
коммерческим подразделением, объединяет все функции и виды деятельности,
необходимые для разработки, производства и реализации какого-либо
конкретного вида продукции или группы видов продукции и позволяет
руководителям развивать навыки и опыт для быстрого реагирования на
изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке. Любое из этих
подразделений - как бы компания внутри компании, руководство которой
отвечает за результаты ее деятельности. Отчеты каждой бизнес - единицы
доступны и понятны как акционерам, так и высшему руководству компании.
Деятельность каждой бизнес - единицы и достигнутые результаты четко
отражаются в ее финансовой отчетности.
Таблица 2.
Организационная структура на основе бизнес - единиц.
Корпоративный центр.
Директор бизнес - единицы 2
Директор бизнес - единицы 1
Начальник отдела НИОКР
Начальник производства
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела НИОКР
Начальник отдела маркетинга
Начальник производства
Недостатком такой системы организации является неизбежно возникающее
дублирование функций одноименных отделов в рамках различных бизнес -
единиц. На высоко интегрированных производствах зачастую является
невозможным распределение всех ресурсов предприятия по бизнес - единицам,
так как это ведет
к повышению себестоимости
Кроме организационной
структуры, построенной по
и структуры на основе бизнес - единиц существует так называемая матричная
организационная структура, сочетающая черты и той и другой (Табл. 3).
Таблица 3.
Схема матричной
Генеральный директор
Руководитель по виду
Руководитель по виду
Цель создания матричной организации - совместить преимущества обеих
описанных выше структур. Функциональная часть матричной организационной
структуры обеспечивает совместное использование знаний и навыков компании и
реализацию эффекта масштаба. В то же время наличие руководителей проектов
или руководителей по видам продукции гарантирует, что конкретные лица
непосредственно отвечают за эффективность видов продукции и за координацию
того, как различные функциональные области способствуют обеспечению этой
эффективности.
Поскольку к каждому руководителю применяются свои критерии оценки
эффективности его работы, разногласия в отношении выбора оптимального
решения в той или иной ситуации неизбежны. Так как матричная организация не
обеспечивает
категорий, нередко оказывается неясным, кто должен принимать окончательное
решение - руководители функциональных подразделений или руководители по
видам продукции. В связи с этим директора многих компаний считают, что
управлять матричной организацией слишком сложно.
Матричная организация
может эффективно
разработке и применении. Такая организационная структура особенно часто
встречается в крупных компаниях, которые производят широкий ассортимент
потребительских товаров. Как правило, для этих видов продукции
используются общие каналы дистрибуции и, возможно, эти виды продукции могут
производиться на одних и тех же производственных мощностях, но в то же
время должна быть обеспечена быстрая реакция на изменение вкусов
потребителей - гибкое изменение каждого из этих видов продукции.
Существует
набор типовых рекомендаций,
реорганизации существующей структуры управления почти любого современного
промышленного предприятия в России:
- вывод предприятия из зоны ближнего банкротства требует активного участия
в управлении генерального директора, что возможно только в случае
снижения
числа замкнутых на него
- для управления оперативной деятельностью, обеспечения производства и
реализации задач технического развития фирмы необходимо более четкое
разделение
функций директора по
- характер деятельности фирмы, необходимость решения большого комплекса
задач в области продаж требует создания гибкой, имеющей определенную
степень
самостоятельности
организации службы по региональному и продуктовому принципу, передачи
руководителям службы и продуктовых групп определенных полномочий и
ответственности за принятые решения в области продаж и покупок;
- слабая ориентация на конечного потребителя продукции диктует
необходимость создания отдела маркетинга на предприятии и передачи ему
функций
совершенствования
- для обеспечения эффективного функционирования фирмы необходимо четкое
разделение функций финансовой службы и бухгалтерии;
- обеспечение разработки
новых направлений
создания службы управления изменениями (основная задача которой –
организационное
обеспечение адаптации
процесса к меняющимся условиям рынка);
- для занятия перспективных рыночных ниш необходимо переориентировать
службу управления
качеством на конечного
- избыток персонала и в то же время недостаток квалифицированных кадров
диктуют
необходимость создания
началом
директора по персоналу,
персонала,
а также поиска и подготовки
высококвалифицированных
- передать транспортный отдел в ведение коммерческого директора, так как он
обеспечивает, в основном, деятельность отделов снабжения и сбыта;
- ввести должность директора – администратора с передачей ему всех
вспомогательных и обслуживающих подразделений (в том числе
непромышленной сферы);
- в связи с ужесточением конкуренции необходим рациональный подход к
анализу
деятельности предприятия и
на перспективу, что можно организационно обеспечить введением трех
отделов (финансового планирования, акционирования и денежного обращения,
экономического) с подчинением их финансовому директору.
Один из
возможных вариантов
промышленного предприятия (с оборотом около 100 млн. рублей в год) приведен
в Таблице 4.
Организационная структура
3.Общая
диагностика состояния и
Для описания возможной обстановки, комплексной оценки состояния предприятия
и его возможностей используются следующие классические методы:
- анализ сильных и слабых сторон предприятия, благоприятных возможностей и
угроз (SWOT – анализ);
- оценка рыночного потенциала (спрос, платежеспособный спрос, цены,
покупатели, поставщики, конкуренты, стратегические партнеры и т. п.);
- оценка производственных возможностей: состояние оборудования, уровень
качества, потенциал технологий, гибкость по ассортименту, по срокам
выполнения
заказов, по объемам
- оценка человеческих ресурсов: численность, укомплектованность,
квалификация специалистов и менеджеров, наличие команды, корпоративного
Информация о работе Реструктуризация предприятия в современной России