Реформирование системы муниципального управления: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является систематизация общетеоретических подходов к реформированию муниципального управления, а также осмысление практического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
1.Оценить современный этап реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.
2.Выделить актуальные проблемы реформирования местного самоуправления.
3.Показать особую роль проблемы кадрового обеспечения в условиях становления и развития местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Этапы реформирования муниципального управления в России…….5
1.1.Развитие и реформирование муниципального управления в период 1990-2003гг………………………………………………………………………………5
1.2.Современное состояние муниципального управления в Российской Федерации…………………………………………………………………………10

2. Актуальные проблемы реформирования муниципального управления на современном этапе и перспективы их решения………………………………...17
2.1.Проблемы реформирования муниципального управления и перспективы их решения…………………………………………………………………………17
2.2.Проблема профессионализма муниципальных служащих как одна из важнейших проблем на современном этапе реформирования муниципального управления………………………………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Реформирование муниципального управления - копия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Среди лиц, замещающих выборные муниципальные  должности, имеют высшее образование 68,8 % от общего числа, среднее образование – 27,9 %, не имеют профессионального образования – 3,3 %, ученную степень имеют – 1,4 %.

Среде лиц, замещающих должности муниципальной  службы имеют высшее образование 55,9 %, среднее образование – 38,6 %, не имеют профессионального образования 5,5 %, имеют ученную степень 0,3.

При этом подавляющая часть работников муниципальных органов не имеют  достаточных знаний в области  экономики, права, управления. Так, юридическое  образование имеют только 5,4 %, экономическое и управленческое – 17,1 %. В то же время гуманитарное образование имеют 30 %, техническое – 27 %, сельскохозяйственное – 16,1 % муниципальных работников.

Имеют базовое высшее образование  по специальности «Государственное и муниципальное управление».9

-  выборные муниципальные должности  - 0,2 % от общей численности;

- должности муниципальной службы - 2,8 % от общей численности.

Получили дополнительное профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление»:

-  выборные муниципальные должности - 0,1 % от общей численности;

-  должности муниципальной службы - 1,19 % от общей численности.

Прошли курсы повышения квалификации по специальности «Государственное и муниципальное управление»:

- выборные муниципальные должности - 11,16 % от общей численности;

-  должности муниципальной службы - 26,9 %от общей численности.

В процессе муниципальной реформы  общее количество муниципальных  образований в субъектах РФ многократно  возрастет, а следовательно, усилится «кадровый голод» на местах. Особенно сильно это проявится на поселенческом уровне. Обретя статус муниципальных образований, сельсоветы и поссоветы существенно расширят круг своих полномочий, что потребует увеличения штатной численности органов местного самоуправления данных муниципальных образований. В случае придания сельсоветам и поссоветам статуса поселений в штат каждого поселенческого органа местного самоуправления необходимо будет ввести дополнительные должности юриста, специалистов в области бюджетного планирования, благоустройства территории, имущественных и земельных отношений10. В то же время в ближайшие годы к работе в муниципальных образованиях приступят более 1500 тыс. человек, из которых, лишь 3% имеют профильное профессиональное образование, основная же категория работающих и приступающих к работе - это мозаика «профессионалов» от бывших военных до фельдшеров.

Основной целью профессионального  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров для органов  местного самоуправления в Российской Федерации является рост профессионального уровня, подготовка управленческих кадров нового стиля мышления, владеющих не только необходимыми знаниями, но и навыками, умениями, необходимыми для выработки стратегии, миссии, маркетинга территории, разбирающихся в особенностях рыночной экономики, проблемах государственного и муниципального управления, финансового менеджмента, управления человеческими ресурсами, управления конфликтами.11

За органами государственной власти субъектов РФ имеет смысл закрепить  вопросы разработки и реализации региональных программ повышения квалификации муниципальных служащих с финансированием их за счет средств бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ могли бы взять на себя также ответственность за финансовое обеспечение процесса разработки и внедрения программ переподготовки кадров местного самоуправления на дистанционной основе.

Предстоит проделать большую работу по подготовке, повышению квалификации и профессиональной подготовке работников муниципальных органов. Муниципальные образования нуждаются в специалистах, владеющих новыми знаниями и навыками управления. Будучи местной публичной властью, они должны осуществлять те функции, которые присущи именно власти. Естественно, что одномоментно столько эффективных управленцев в муниципальных образованиях (особенно сельских) найти весьма сложно и своими силами подготовить их в столь короткое время нереально. Поэтому им в решении кадровой проблемы необходима материальная, финансовая и организационная помощь со стороны федеральной и региональной власти.

Работа по подготовке кадров последовательно  проводится в Ростовской области  уже несколько лет. Понимая важность проблемы, Губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб ежегодно выделяет средства, необходимые для обучения кадров. Администрацией области совместно с областными органами исполнительной власти проводятся прикладные семинары по наиболее актуальным проблемам муниципальной реформы. В Администрации Ростовской области обучение проводят не преподаватели вузов занимающиеся подготовкой государственных и муниципальных служащих, а практики – заместители главы администрации (губернатора) и министры. Однако, по мнению Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, эффективному разрешению проблем препятствую следующие причины:

- до настоящего времени не  выработаны общие подходы к процессу подготовки государственных и муниципальных кадров. Особенно тяжелая ситуация складывается с подготовкой муниципальных служащих. В среде образовательных учреждений отсутствуют согласованные подходы  к методологии  и организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- программы подготовки муниципальных  служащих не основаны на реальных  потребностях муниципалитетов;

- широким кругам специалистов  в сфере переподготовки кадров недоступны (либо их просто нет) результаты системных исследований по проблемам муниципальной службы в Российской Федерации;

- отсутствует государственный  стандарт дополнительного профессионального образования (со специализациями муниципальной службы);

- в учебных заведениях дополнительного  профессионального образования значительный недостаток преподавателей-практиков, обладающих одновременно и навыками преподавательской работы и практическим опытом работы в органах местного самоуправления. Отсутствует система подготовки преподавателей дисциплин по курсам профессиональной подготовки специалистов муниципальной службы.

Изучение федерального и регионального ( Ростовской области ) законодательства, научных источников, публикаций в средствах массовой информации и практической кадровой деятельности позволяет сделать некоторые выводы:

- в условиях реформирования  местного самоуправления исключительную  актуальность приобретает проблема профессионализма муниципальных служащих. Однако до настоящего времени проблемы профессионализации муниципальной службы фактически еще не решены.

- формирование органов  местного самоуправления квалифицированными  кадрами - это сложный и длительный процесс, процесс трудного и мучительного становления нового, освобождения государства от старых взглядов, подходов и стереотипов. Демократически выстроенное на прочных правовых, организационных и нравственных основах местное самоуправление - это, прежде всего борьба со старым, отжившим, консервативно-номенклатурным.;

- профессионализация муниципальной службы предъявляет совершенно новые требования к концепциям и практике найма и комплектования органов местного самоуправления, учитывающим базовые направления и принципы современной кадровой политики;

- подавляющее большинство  муниципальных служащих органов  местного самоуправления не имеют  профильного образования по специальности  «Государственное и муниципальное  управление»; 

- подготовка специалистов для органов местного самоуправления требует значительных средств. Однако подавляющая масса муниципальных образований в Российской Федерации являются дотационными. Поэтому они не имеют возможности для полномасштабного финансирования затрат на обучение персонала;

- в учебных заведениях дополнительного  профессионального образования значительный недостаток преподавателей-практиков, обладающих одновременно и навыками преподавательской работы и практическим опытом работы в органах местного самоуправления;

- программы подготовки муниципальных  служащих не основаны на реальных  потребностях муниципалитетов, не  учитывающие специфических отличий  местной власти и часто дают  формальное образование.

Таким образом, российская система  местного самоуправления с точки зрения кадрового потенциала испытывает сегодня острую потребность в совершенствовании. Очевидно, что подготовка кадров для органов местного самоуправления и органов государственной власти, осуществляющих взаимодействие с муниципальными образованиями, является общероссийской проблематикой и, несмотря на все более укрепляющуюся самостоятельность субъектов местного самоуправления, должна стать предметом особой заботы государства, как в субъектах Российской Федерации, так и на федеральном уровне. 
Заключение

 

Подводя итоги работы можно сказать, что реформирование системы муниципального управления вышло на новый этап. Также в  итоге исследования перспектив развития муниципального управления было выяснено что развитие системы не стоит  на месте. Возникновение нового закона, постановления подталкивает собой возникновения другого, более инновационного, решающего главную проблему человечества.

Внедрение новой техники  и технологии – это весьма сложный  и противоречивый процесс. Принято  считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих систем управления, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых инновация в муниципальном управлении. Именно для этого проводится совершенствование системы муниципального управления.

Выведено то, что само по себе реформирование стратегического  менеджмента не ограничиваются только одним названием. Оно имеет очень  сложную структуру, состоящую не из одного или двух шагов. Помимо самих  стратегий планирования процесса управления, муниципальное управление также волнует и ответственность. Возможности так же не следует оставлять в стороне, ведь помимо желания что-то менять необходимо учесть и такой факт: может ли органов управления справится с проблемами, которые невозможно обойти.

В итоге, следует сделать вывод о том, что реформирование муниципального управления играет особую роль, и, прежде всего, потому, что от реформы местного самоуправления будет зависеть результативность проведения всех других реформ. Международный опыт и прежняя российская практика указывают на то, что именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития.

Роль кадрового обеспечения  в процессе становления и развития местного самоуправления первостепенна, однако до настоящего времени проблемы профессионализации муниципальной службы фактически еще не решены: формирование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с ориентацией на формирование специалиста нового типа находится в начальной стадии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (ред. от 19.12.2012г.);
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006г.);
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006г.);
  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03г. № 131-ФЗ (с изменениями на 01.01.2007 г.);
  5. Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления // Власть. 2008. №1
  6. Вопросы реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Местное самоуправление. 2009. №6;
  7. Гавриш П. Анализ и оценка существующей проблемы профессиональной подготовки муниципальных служащих // Российская муниципальная практика. 2008. №2;
  8. Емельянова Т. Реформирование местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы МСУ. 2007. №3;
  9. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление в России и его реформирование: история и современность. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС,2007;
  10. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление на Юге России. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2008;
  11. Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта. (Тезисы выступлений на российско-германской научно-практической конференции. – Май 2008 г.) / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Выпуск первый. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007;
  12. Кирилов Ю., Кокин И. Проблемы законодательного обеспечения территориальной организации местного самоуправления и установления границ (черт) населенных пунктов с учетом земельного и градостроительного законодательства и административного деления // Местное самоуправление. 2006. №5;
  13. Латфулин Г. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти. // Муниципальная власть. 2008. ноябрь – декабрь;
  14. Мерсиянова И. Между прошлым и будущим муниципальной реформы в России // Гос.управление. 2007. №1;
  15. Нужен ли особый статус ЗАТО? // Муниципальная власть. 2008. январь – февраль;
  16. «О ходе реформы местного самоуправления». Доклад президента Конгресса муниципальных образований Российской Федерации Элеоноры Шереметьевой // Муниципальная власть. 2008. январь – февраль;
  17. Российская газета 9 февраля 2008 года №28;
  18. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2007.
  19. Соболева Л.Б. К реформе местного самоуправления поправки приняты. Что дальше?// Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №12;
  20. Халиков М. Сущность и основные направления реформы местного самоуправления в России // Экономика и управление. 2010. №5;
  21. Чернышев Л. Экономические механизмы повышения качества жилья // Вопросы местного самоуправления. 2007. № 2;
  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальные_образования_в_России#.
  23. http://www.strana-oz.ru/2004/2/gde-vyuchitsya-na-gosudarstvennogo-chinovnika

Информация о работе Реформирование системы муниципального управления: проблемы и перспективы