Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:41, реферат
Потребность в управляющем воздействии возникает в процессе функционирования системы, когда в результате изменения внешних или внутренних условий появляется проблема. Управленческое решение (УР) – это акт управляющей системы, ведущей к разрешению проблемы, обеспечивающий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы. Управленческое решение объединяет две основные составляющие процесса управления: диагностику проблемы – выбор варианта ее разрешения и организационно практическую деятельность по реализации этого варианта, в решении, таким образом, соединяются операции аналитической и организационно-практической деятельности.
Новосибирский государственный
университет экономики и
Реферат по дисциплине: разработка управленческих решений. На тему:
«Решение в процессе управления»
Проверила: Лифанова С. А.
Выполнила студентка
группы бм-01: Герус И. В.
Введение:
Потребность в управляющем
воздействии возникает в
Эффективные решения —
залог существования
являются существенным элементом каждой из пяти функций управления. Поскольку
управляющие среднего уровня должны, как правило, принимать решения,
необходимые для успешной работы своих подразделений, то начинающий
управляющий вскоре осознает значение решений и то, как трудно найти
правильное.
Необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть, управление как процесс;
-рассмотреть, основные функции управления;
-рассмотреть, роль решения в процессе управления;
-рассмотреть, взаимосвязь
функций управления и
-рассмотреть, характеристику
управленческой деятельности
-рассмотреть, принятие
и организацию выполнения
Управление как процесс:
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических, социальных системах. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию надлежащим образом интерпретирует, оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления. И, наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие. Необходимость поступления информации от объекта управления к субъекту управления, ее оценки и анализа для принятия субъектом управленческого решения свидетельствует, что управление не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является во многом процессом их взаимодействия. Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.
Основные функции управления:
Изучение процесса управления
с точки зрения его функций
позволяет установить объемы работ
по каждой из функций, определить потребность
в трудовых ресурсах и в итоге
сформировать структуру и организацию
системы управления. Каждая управленческая
функция наполнена характерным
для нее объемом и содержанием
работ и имеет специфическую
структуру, в рамках которой она
реализуется. Функция управления подчиняется
логическому алгоритму, четкой последовательности
регламентированных действий. Функции
управления весьма многогранны: организация произ
Рис. 7. Функции управления
Существует и более детализированная классификация функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы. Рассматриваемая классификация управленческих функций является наиболее общей и отражает важнейшие этапы организации управленческого процесса.
Понятие функции управления
появилось еще в эпоху
Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.
Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
Весьма просто эта задача
решается в системах автоматического
регулирования и управления, когда
датчики четко фиксируют
Роль решения в процессе управления:
Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «управленческое решение». Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не вести организационно-практическую деятельность для его реализации.
Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Можно выделить три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.
Во-первых, управленческое решение - это
вид деятельности, протекающей в
управляющей системе и
Во-вторых, управленческое решение - это
вариант воздействия
В-третьих, управленческое решение - это
организационно-практическая деятельность
руководителя в управляемой системе.
Делая акцент на этом важном аспекте,
управленческое решение иногда определяют
как акт организационно-
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.
Решение объединяет всю совокупность
указанных операций, является сочетанием
интеллектуальной деятельности в управляющей
системе с организационно-
Определений управленческого решения существует столько же, сколько специалистов в области управления. В этой гамме имеются определения различной степени полноты - от наиболее краткого: «решение - это выбор альтернативы» - до такого: «решение в процессе управления представляет собой комплексный логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый менеджером, руководителем в пределах своих полномочий». И то и другое определение справедливо.
Принятие управленческого
Управленческое решение - это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения.
Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других работников, а во многих случаях - всей фирмы, корпорации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области современного менеджмента.
В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:
по масштабам объекта - глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному звену или подразделению;
по характеру целей - стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач;
по периоду осуществления-
в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении, - комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения;
по методам обоснования (с определенной степенью условности) - формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами;
по условиям, в которых они принимаются, - решения, принимаемые в условиях определенности (они, как правило, являются хорошо структурированными (детерминированными); решения, принимаемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных; решения, принимаемые в условиях неопределенности, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства);
по способу воздействия на управляемый объект - прямые директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляется на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства. /2,256/
Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. Реализация некачественных решений приносит огромные потери на последующих этапах жизненного цикла объекта.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ по следующим признакам:
стадия жизненного цикла товара
(стратегический маркетинг, НИОКР,
ОТПП, производство, тактический маркетинг,
эксплуатация и ремонт,
утилизация);
функции управления (плановые, организационные, учетные, контрольные, мотивационные, регулирующие, координирующие);
сфера действия (технические, экономические и другие решения);
цель (коммерческие и некоммерческие решения);
ранг управления (верхний, средний, низший);
масштабность (комплексные и частные решения);
организация выработки (коллективные и личные решения);
продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
причина возникновения (плановые или программные, ситуационные, инициативные);
объект воздействия (внешние и внутренние);
методы формализации (текстовые, графические, математические);
формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
сложность (стандартные и нестандартные);
* способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Ответственность за принятие важных
организационных и