Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:03, реферат
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.
Введение. 3
Глава 1. 4
1.1 Решение и его роль в деятельности менеджера 4
1.2. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении 6
Глава 2. 8
2.1. Классификация управленческих решений 8
2.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям 9
Глава 3. 10
3.1. Этапы процесса разработки управленческого решения 10
3.2. Модели принятия решений 12
Глава 4. 14
4.1 Качество управленческих решений 14
4.2. Требования к качеству управленческих решений 16
4.3 Оценка качества управленческих решений 18
Заключение. 21
Литература 22
Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество управленческой деятельности, является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.
Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.
Фоновая группа: этическая, психологическая, политическая и партийная деятельность.
Качество технологической деяте
Качество организационной деяте
3 основных подхода профессиональной регламентации:
· создание специальной централизованной структуры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);
· формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности (например, по технологической, экономической и др.);
· приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.
Качество экономической деятель
Качество социальной деятельнос
Качество правовой деятельности характеризуется степенью использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действующего законодательства, разработки и утверждения локальных нормативных актов организационного и экономического характера. Базой для формирования качества правовой деятельности являются ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.
Качество экологической деятель
Качество этической стороны деятельности формируется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.
Качество психологической сторо
Качество политической стороны деятельности - это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей компании.
Качество партийной стороны деятельности - это степень реализации партийной программы в компании при производстве продукции или проведении политических мероприятий.
Организаторская деятельность - является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она формирует функционирование этих видов деятельности и развивает связи между ними. Низкое качество организаторской деятельности может свести на нет высокое качество какой-либо управленческой деятельности.
Стимулирующие условия для эффективной работы коллектива:
· обеспечение разработчиков
· использование современных
· профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;
· использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;
· разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РПУР, особенно ситуации;
· преодоление местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
· отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
· осуществление мониторинга
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления.
Рассматривая процесс принятия
решений как последовательность
двух взаимосвязанных, но в то же время
самостоятельных стадий - разработки
решения и его реализации - необходимо
отметить в соответствии с этим две
модификации управленческого
По отношению к первому
К числу таких характеристик следует отнести:
· научную обоснованность;
· своевременность;
· непротиворечивость;
· адаптивность;
· реальность;
· полномочность;
· директивность;
· точность, ясность и лаконичность формулировки решения;
· эффективность, экономичность и оптимальность;
· комплексность.
Научная обоснованность решения определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором, обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений. Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.
Таким образом, научная обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:
- учетом требований объективных
экономических законов и
- знанием и использованием
- наличием полной, достоверной
и научно обработанной
- наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;
- знанием и применением ЛПР
основных рекомендаций
Научная обоснованность управленческого
решения требует
Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные цели и интересы, что требует оценки каждого из разрабатываемых решений с позиции интересов организации в целом. Все это свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений. При этом, следует различать внутреннюю непротиворечивость решения, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения, и непротиворечивость внешнюю - преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям: действия, необходимые для реализации одного решения, не должны мешать выполнению других. Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность и непротиворечивость управленческого решения.
Своевременность. Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения. Если необходимость обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое на его разработку, то требование своевременности, оперативности, напротив, существенно ограничивает этот период.
Адаптивность. Фактор времени, существенно влияющий на процесс принятия решений, диктует необходимость выполнения еще одного условия, определяющего качество управленческого решения, - адаптивности. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение может превратиться в свою противоположность - не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее. В связи с этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможными. Качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время, возможно, придется корректировать действующее или принимать новое решение. Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение. Между тем недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер.
Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.
Полномочность. Решение должно приниматься лицом или органом, имеющим право принимать именно это решение.
Директивность. Принятое решение должно подразумевать обязательность его исполнения.
Эффективность, экономичность и оптимальность. Требование эффективности означает обеспечение достижения цели; экономичности - оптимальное использование ресурсов организации (трудовых, финансовых, материально-технических). Требование оптимальности, подразумевает выбор, наиболее оптимального решения из набора альтернативных вариантов, для достижения наибольшего экономического эффекта от его реализации.
Комплексность. Комплексность подразумевает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме.
Управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.
Виды оценивания зависят от того, кто и каким образом оценивает работу.
Самооценивание. В любую управленческую деятельность, входят анализ и контроль качества со стороны самого лица, выполняющего работу. Без самоконтроля и самооценки качества в поиске лучшего решения не было бы отбраковки, вариантного отбора, представляющих неотъемлемое свойство процесса подготовки и принятия решений.
По своей природе, смыслу, назначению оценки качества собственной работы -- это самые тщательные, кропотливые, детальные и емкие оценки, а при высоком профессиональном уровне работника -- весьма квалифицированные и глубокие. Зачастую мало кто, кроме самого работника, способен стой же полнотой устанавливать качество проделанной работы. В то же время, технология самооценки в значительной степени индивидуализирована, ее трудно регламентировать и контролировать, результаты оценок фиксируются в основном в памяти работника и недоступны всеобщему обозрению. Такие оценки субъективны, вследствие чего, они могут быть индивидуально - ориентированными.
Оценивание со стороны руководителей. Руководители органов управления, проектов, программ, научные руководители устанавливают качество работ, опираясь в первую очередь на систему "внутренних" оценок и суждений, процедуры формирования которых не регламентированы. Так как руководители выступают в роли творцов центрального замысла при выработке, обосновании и принятии управленческих решений, их оценки качества являются, с одной стороны, самооценками, с другой стороны -- контрольно - проверочными оценками по отношению к руководимым работам подчиненных сотрудников.
Информация о работе Решение и его роль в деятельности менеджера