Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретическую основу производительности труда, выявить основные способы ее повышения в современном обществе.
Введение 1
Глава 1. Производительность труда в экономической теории 2
1.1 Понятие производительности труда, порядок ее расчета 2
1.2. Факторы, влияющие на повышение производительности труда 7
1.3. Методика планирование роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов 12
Глава 2. Развитие производительности труда в современных условиях 17
2.1. История развития производительности труда в России и за рубежом 17
2.2. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в повышении производительности труда 20
2.3. Информационные технологии в России 24
Заключение 27
Список литературы 28
При таких обстоятельствах важной задачей является убедить руководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерство являются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности, повышение профессионального мастерства – это не только забота системы образования, но и главная составная часть политики производительности [6, с. 86].
С целью совершенствования системы управления внедряются автоматизированные системы управления. Для разработки оптимального планирования, оперативного управления используются ЭВМ.
Автоматизируется
также бухгалтерский и
Все это позволяет
сократить численность
Научная организация труда, ликвидация потерь рабочего времени, наиболее рациональное использование рабочей силы являются важными факторами повышения производительности труда.
Самостоятельной группой факторов производительности труда являются организация производства его специализация и кооперирование, а также методы управления ими. В нашей рыночной экономике в последние годы в значительной степени были разрушены сложившиеся производственные и экономические связи. В результате приватизации крупные предприятия зачастую распадались на более мелкие, что затруднило проведение единой технической политики. Во главе приватизированных предприятий в основном осталось прежнее руководство, которое, не владея современными приемами менеджмента, предпочитает работать по старинке [3, с. 350].
Поэтому организационная и управленческая структуры российских предприятий далеко не в полной мере отвечают требованиям рыночной экономике. Перестройка организационной структуры производства и совершенствование методов его управления требуют значительных финансовых затрат, однако они быстро окупаются благодаря повышению производительности труда и развитию экономики.
.
Глава 2. Развитие производительности труда в современных условиях
2.1. История развития производительности труда в России и за рубежом
На различных ступенях развития общества темпы роста производительности труда неодинаковы. В период первобытнообщинного строя развитие производительных сил происходило медленно. Человечество существует свыше 2 млн. лет. Большая часть этого времени приходится на каменный век с его примитивными и малопроизводительными каменными орудиями труда. И лишь около 7—6 тыс. лет назад начали появляться металлические орудия — сначала медные, затем бронзовые, длительно сосуществовавшие с каменными, и, наконец, в начале 1-го тыс. до н. э. — железные [4, с. 280].
Переход от каменных орудий к металлическим, особенно железным, сопровождался ускорением темпов роста производительности труда и возникновением общественного разделения труда. Но и после этого производительность труда росла медленно: ее средний рост составлял не более 4% за каждые 100 лет. Это объясняется тем, что основной базой производства ещё долго оставался ручной труд рабов, а потом крепостных.
Быстрое повышение производительности труда началось с переходом от ручных орудий труда к машинам. Появление парового двигателя (2-я половина 18 в.) вызвало промышленный переворот, революцию в производстве, которая в свою очередь сопровождалась скачком в росте производительности труда.
Капитализм обеспечил широкие возможности для развития производительных сил, освободив общество от феодальных пут и превратив массы трудящихся в пролетариев, вынужденных продавать единственный товар, которым они владеют, — свою рабочую силу. Так было создано крупное капиталистическое производство, основанное на общественном разделении труда, использовании машинной техники и жестокой эксплуатации наёмного труда.
В СССР за годы социалистического строительства советский народ добился огромных успехов в повышении производительности труда. С 1913 по 1974 в промышленности СССР она увеличилась в 23,3 раза, в сельском хозяйстве — в 6,2 раза. Изменились и соотношения по уровню производительности труда между СССР и капиталистическими странами. Если в 1913 Великобритания и Франция в 3—5 раз превосходили Россию в производительности труда., то в 1973 уровень производительности труда в этих странах стал ниже, чем в СССР. В 1913 производительность труда в промышленности России была ниже чем США в 9 раз, а в 1973 примерно в 2 раза ниже, чем в США [4, с. 282].
В 1973 за счёт роста производительности труда получено 85% прироста национального дохода. В соответствии с требованиями Коммунистической партии и социалистического государства в СССР особое внимание уделяется повышению производительности труда в сельском хозяйстве, где весь прирост производства должен достигаться не только без увеличения численности работников, но и при значительном её сокращении.
Высоких темпов роста производительности труда добились зарубежные социалистические страны. Так, в 1973 производительность труда в промышленности в расчёте на одного работающего увеличилась по сравнению с 1950: в Венгрии и МНР — почти в 3 раза, в Чехословакии — в 3,7, в ГДР — в 4,3, в Польше и Болгарии — в 4,5, в Румынии — в 5,3 раза.
В капиталистических странах темпы роста производительности труда в промышленности ниже. За тот же период они возросли (в расчёте на одного работающего): в Великобритании — в 1,9 раза, в США — в 2,2, в ФРГ — в 2,9, во Франции — в 3,3 раза.
Трансформация экономических отношений в России в настоящее время отодвинула на второй план вопросы роста производительности труда. После распада СССР получила распространение точка зрения, будто приватизация собственности и ориентация предпринимателя на прибыль автоматически приведут к росту производительности труда. Однако из-за несовершенства рыночного механизма пока этого не произошло. Уровень производительности труда в России по-прежнему отстает от уровня этого показателя в экономически развитых странах. За 1991—1999 гг. производительность общественного труда в стране снизилась почти на четверть. Причем, по данным отдельных обследований, наибольшее снижение показателя допущено именно на предприятиях, перешедших в частный сектор: там уровень производительности труда снижается в 1,4 раза быстрее, чем на государственных предприятиях.
Основными причинами
такого положения стали
России нужны
общегосударственные целевые
Вопросам повышения производительности труда в условиях планово- централизованной экономики придавалось большое значение, хотя по ряду объективных и субъективных причин эти проблемы не могли решаться достаточно эффективно. Сейчас, к большому сожалению, вопрос эффективности, и в частности эффективности труда, практически никого не интересуют, ибо ошибочно считается, что для стабилизации экономики эта проблема не очень важна. Однако без остановки падения и последующего роста производительности труда не возможно добиться стабилизации общественного производства, не говоря уже о его росте. Главной причиной сокращения производительности труда стало падение объемов производства. Важным фактором спада является кризис неплатежей. Последние возникают вследствие как низкой платежной дисциплины, так и сокращающейся платежеспособности предприятий.
2.2. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в повышении производительности труда
Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.
Информационные технологии получили развитие еще в XIX веке. Чарльз Бэбидж в 1832 г. был первым, кто спроектировал прототип компьютера, а Ада - дочь поэта Байрона - впервые разработала подход к программированию его работы. Веком позже, в 1937-1938 гг., Джон Атанасов из университета штата Айова описал и построил первый цифровой компьютер (АВС-компьютер) [15].
Появление персонального компьютера произвело информационную революцию. За дисплей ЭВМ сел непрограммист. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Число занятых в сфере обработки информации составляют — 60-90% экономически активного населения индустриально развитых стран.
До начала 1980-х годов информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ.
Автоматизация рабочих мест, находившихся на нижних уровнях административной иерархии, привела к уменьшению размеров предприятий, но в то же время не вызвала кардинальных изменений в общей модели организации труда.
Начиная с середины 1980-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и информационных сетей - вначале в компаниях, затем среди специалистов и в домашних хозяйствах - позволило не только автоматизировать, сколько информатизировать рабочие места руководителей; при этом компьютеризация охватила все сферы офисной деятельности. ИТТ изменили сам подход к работе, расширив возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно.
В первое время многие компании рассматривали внутреннюю перестройку на базе использования информационных сетей как возможность снизить издержки производства, что было актуальным в период экономического спада начала 1990-х годов. Но скоро стало ясно, что таким образом можно повысить рыночную привлекательность товаров и услуг, например, путем сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости. Необходимость поддержания конкурентоспособности - главная причина осуществления внутренней перестройки компаний на базе использования ИТТ.
Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемами производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.
Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Интернета уже возникло более полумиллиона рабочих мест [15].
Исследователи, занимающиеся вопросами сферы труда в информационном обществе, концентрируют внимание на работе с использованием телекоммуникационной техники, которая может быть полностью выполнена на дому или попеременно в домашних условиях и с явкой на предприятие. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин. В Германии в конце XX века насчитывалось примерно 5 тыс. таких рабочих мест, хотя истинное состояние этого сектора рынка труда требует тщательного анализа.
Последние полвека информатизация является спутницей перетока людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют “белые воротнички” — людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информации (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? — По ряду параметров можно, однако его труд не физический, а интеллектуальный.
Информация о работе Роль информационных технологий в повышении производительности труда