Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретическую основу производительности труда, выявить основные способы ее повышения в современном обществе.
Введение 1
Глава 1. Производительность труда в экономической теории 2
1.1 Понятие производительности труда, порядок ее расчета 2
1.2. Факторы, влияющие на повышение производительности труда 7
1.3. Методика планирование роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов 12
Глава 2. Развитие производительности труда в современных условиях 17
2.1. История развития производительности труда в России и за рубежом 17
2.2. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в повышении производительности труда 20
2.3. Информационные технологии в России 24
Заключение 27
Список литературы 28
К середине 90-х годов численность “информационных работников” (к которым причисляют всех, в чьей профессиональной деятельности доминирует умственный труд), достигла в США 60%. Добавим, что за те же годы производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (ведь информатизация — его главная движущая сила) в целом выросла на 37%.
По данным Эрика Бринйолфссона (Eric Brynjolfsson), директора Центра электронного бизнеса Школы менеджмента Sloan при Массачусетском Институте технологий (MIT), с 1973 г. по 1995 г. производительность труда в США росла в среднем по 1,4 % в год. В 1995 г. темп роста увеличился до 2,5 %, а с 2001 г. наблюдается прирост производительности почти по 4 % в год [15].
Косвенной оценкой
влияния информационно-
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИТ в большей степени повышает производительность в высококонкурентных отраслях экономики, но необходимым условием для этого является готовность к сокращению персонала и достаточная гибкость рынка труда. Кроме того, изменение производительности труда, связанное с проникновением ИТ и сокращением числа занятых, происходит не плавно, а дискретно, в моменты экономических спадов и потрясений, что и создает сложности для обоснования статистической связи ИТ и производительности.
Трудно, живя в самом разгаре описанных выше процессов, взвесить, чего в них больше — положительного или отрицательного, да и четких критериев для этого не существует. Тяжелая физическая работа в не слишком комфортабельных условиях, но с уверенностью, что она будет постоянным источником существования для тебя и твоей семьи, с одной стороны, или интеллектуальный труд в комфортабельном офисе, но без уверенности в завтрашнем дне. Что лучше? Конечно, вряд ли стоит уподобляться английским рабочим, ломавшим в конце XYIII века станки, лишавшие их работы, но правительство и общество обязаны помнить об отрицательных социальных последствиях информатизации и научно-технического прогресса в целом и искать компенсационные механизмы.
2.3. Информационные технологии в России
Хотя использование новых технологий открывает широкие возможности для экономического роста, для России характерно как общее отставание в этой области, так и, вплоть до последнего времени, отсутствие стратегической инициативы, необходимой для развития сектора услуг. Исходные условия в России, с точки зрения создания новых продуктов и услуг и формирования навыков пользования ими, в целом менее благоприятны, чем в западно-европейских странах. В этой связи, можно выделить несовершенную нормативную правовую базу, разрабатывавшуюся без учета возможностей современных ИКТ; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ и т.д.). Следует также отметить недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности, малую насыщенность домашних хозяйств электронными технологиями, слабое развитие таких видов услуг, как электронная торговля, дистанционная занятость, обмен информацией между органами власти, гражданами и фирмами.
Между тем, в последнее время Правительством РФ предприняты определенные усилия по развитию информационных и коммуникационных технологий. Как сообщил на российско-японской конференции по вопросам выработки "Стратегии развития информационных технологий и укреплению взаимовыгодных отношений между Россией и Японией в этой области" министр России по связи и информатизации Л. Рейман, в 2001 г. рынок информационных технологий в России по сравнению с 2000 г. вырос на 18 %. Согласно данным за 2001 г., объем услуг в российском сегменте сети Интернет составил в 2001 г. 220 млн долл, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 50 %. Число регулярных пользователей Интернета в России оценивалось к концу 2001 г. в 4,3 млн человек, число пользователей, хотя бы раз посетивших всемирную сеть, превысило 12 млн человек. За последние 2 года российская аудитория сети Интернет выросла в 2,9 раза, количество пользователей электронной почты за этот период увеличилось в 3 раза, однако по-прежнему основное количество пользователей сосредоточено в крупных и средних городах. По словам Л. Реймана, обновление парка эксплуатируемых ЭВМ в 2001 г. составило 10 %, а их общее число превысило 11 млн единиц. Отмечается также увеличение количества персональных компьютеров в домашнем использовании. Плотность персональных компьютеров составляет в настоящий момент 7,5 штук на 100 человек населения против 6,4 штук на 100 человек населения годом ранее. Вместе с тем, занятость в сфере информационных технологий в 2001 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. незначительно и составила около 500 тыс. человек, что составляет менее 1 % от всего работающего населения [3, с.367].
Важнейшим решением, стимулирующим развитие ИТТ в стране, стало принятие Правительством России в январе 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 гг., целью которой является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Таким образом, анализируя различные инновационные технологии и их роль в решении проблемы занятости населения, наиболее перспективными являются новые информационные и коммуникационные технологии. Они открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Эффективное использование этих возможностей является актуальнейшей задачей сегодняшнего дня.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Производительность
труда является одним из
2. Производительность труда исчисляется через систему показателей выработки (частное от деления объема выполненных работ на численность работников) и трудоемкости (деление затрат труда на объем работ).
3. На производительность труда влияют экстенсивные факторы (использование рабочего времени) и интенсивные факторы (снижение трудоемкости изготовления продукции за счет внедрения новой техники).
4. Одним из ключевых факторов повышения производительности труда является совершенствование управления, организации производства и труда. В этих условиях все более важным становятся новые виды занятости (неполная занятость), также немаловажно здоровье и квалификация работников,безопасные условия труда. Качество рабочей силы обусловливает 15%уровня производительности труда и занимает 2место после фактора НТП
5. Современные информационные и телекоммуникационные технологии в большей степени повышают производительность в высоко-конкурентных отраслях экономики, но необходимым условием для этого является готовность к сокращению персонала и достаточная гибкость рынка труда.
6. Хотя использование новых технологий открывает широкие возможности для экономического роста, для России характерно как общее отставание в этой области, так и, вплоть до последнего времени, отсутствие стратегической инициативы, необходимой для развития сектора услуг.
Список литературы
Информация о работе Роль информационных технологий в повышении производительности труда