Роль исследования в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:12, лекция

Краткое описание

1. Предмет и методы дисциплины исходящие из доклада «Наша главная цель – решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны».
2. Социально-экономические задачи, имеющиеся в государственной программе «Год благополучия и процветания».
Система управления как объект, исследования.
Требования, предъявляемые к системе управления.
Исследование как составная часть менеджмента предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 73.68 Кб (Скачать файл)

Тема  1.  Роль исследования в развитии предприятия

1 - лекционное занятие

1. Предмет  и методы дисциплины исходящие  из доклада «Наша главная цель  – решительно следовать по  пути широкомасштабных реформ  и модернизации страны».

2. Социально-экономические задачи, имеющиеся в государственной программе «Год благополучия и процветания».

  1. Система управления как объект, исследования.
  2. Требования, предъявляемые  к системе управления.
  3. Исследование как составная часть менеджмента предприятия.

 

 

 

  1. . Предмет и методы дисциплины

Особенность современного производственного менеджмента  состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения  хозяйства на уровне предприятий  в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких  конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации  предприятий к новым рыночным условиям.

Как отметил  Президент Республики Узбекистан И.Каримов, «...наша важная задача в ближайшем будущем последовательное продолжение начатых дел – развитие социальной сферы в целях расширения потребительского спроса, дальнейшее повышение заработной платы, развитие сектора сервиса, инфраструктурных объектов, реализация транспортных и коммуникационных проектов»1.  

В этой связи, в рамках особенностей данной дисциплины, одной из основных ее задач является обеспечение освоения студентами основных понятий и категорий, приоритетных направлений и выводов, приведенных в докладах Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, меры и пути его устранения в условиях Узбекистана”2» и “2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины”3, и эффективное применение их в будущей деятельности.

 

Исследование – это вид деятельности, состоящий в распознава-

нии проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявле_

нии их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Исследование  – необходимый элемент любой  деятельности, но в

зависимости от вида деятельности реализуется в  той или иной мере.

Например, научная  деятельность предусматривает максимальный

объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены

для определения  закономерностей поведения объекта  исследования,

получения новых  знаний. Техническая же деятельность, требующая

автоматизма и исполнительности, требует минимального количества

исследований.

Управление, главным содержанием которого является принятие

решений, трудно представить без исследовательской  деятельности.

По мере развития управления роль и доля исследований возрастает.

Исследование  помогает глубже понять ситуацию, определить про_

блему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение.

Для современного управления исследование – важная характерис_

тика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать

и осваивать  навыки исследовательской деятельности.

Исследования  должны быть необходимым элементом  процесса

управления, но могут осуществляться группой  консультантов уп_

равления и как специализированная деятельность. Это часто наблю_

дается при  разработке стратегической программы  развития или ин_

новаций или  при решении сложных проблем  антикризисного управ_

ления. Опыт показывает, что эффективно работающие организации

максимально используют управленческий потенциал  каждого менед_

жера, что требует развития индивидуальных навыков исследователь_

ской деятельности.

 

По  цели исследования существуют практические и научно-

практические (образовательные) исследования, предназначенные  просто

для разработки эффективных решений и достижения желаемого ре_

зультата, и исследования, ориентированные на перспективу, обнов_

ление знаний, повышение образовательного уровня.

В зависимости  от аппарата научного анализа, научной методоло_

гии исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опи_

раться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, не_

посредственный  результат, и научные, построенные  на обобщениях

закономерного характера.

 

 

 

 

 

2. . Социально экономические задачи:

а)обеспечение  неуклонного роста благосостояния и реальных доходов населения, повышение  занятости, дальнейшее развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерства, совершенствование системы  государственной адресной защиты и  социальной помощи населению, в первую очередь социально уязвимым слоям  и малообеспеченным семьям;

в) совершенствование  системы охраны здоровья населения, укрепление и развитие материально-технической  базы учреждений здравоохранения, оснащение  их современным диагностическим  и лечебным оборудованием, расширение профилактики заболеваний и внедрение  передовых медицинских технологий и методов их лечения, в конечном итоге — укрепление здоровья людей, особенно детей и матерей;

г) всемерное  повышение эффективности проводимой работы по воспитанию физически и  духовно здорового, гармонично развитого  подрастающего поколения, профессионально, на современном уровне подготовленных кадров, дальнейшее совершенствование  и повышение качества уровня образования, укрепление материально-технической  базы образовательных учреждений;

д) осуществление конкретных мер  по дальнейшему повышению уровня и качества жизни народа, созданию достойных жилищных и социально-бытовых  условий, строительству новых жилых  домов, развитию современных дорог  и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, гарантированному обеспечению населенных пунктов чистой питьевой водой, электроэнергией  и теплоснабжением;

е) дальнейшее совершенствование института махалли и деятельности органов самоуправления граждан, расширение их прав и полномочий, повышение роли и значения в решении задач по экономическому и социальному развитию на местах, улучшению социальной поддержки и помощи молодым и нуждающимся семьям, качественному улучшению внешнего облика, благоустройству и озеленению махаллей и жилых массивов;

ж) осуществление  мер по дальнейшему укреплению семьи, повышению роли и статуса женщин в семье и обществе, усилению их социальной активности, обеспечению  занятости и достойному стимулированию деятельности женщин в различных  отраслях и сферах экономики, созданию благоприятных социально-бытовых  условий для их самореализации и  облегчения домашнего труда.

 

 

1 Организация представляет собой сложную организационно-производственную систему управления. 
 
Система – это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: 
 
-поведение каждого элемента влияет на поведение целого; 
 
-поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы; 
 
- если существуют подгруппы элементов, то каждая из их влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо. 
 
Из этого следует, что «система» представляет собой некое единство, а непростую совокупность составляющих её частей. 
 
Основными системными принципами являются: 
 
Целостность – не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимость из последних свойств целого. 
 
Структурность – возможность описания системы через установление её структуры, то есть обусловленность поведения системы не столько поведением её отдельных элементов, сколько свойствами её структуры. 
 
Взаимозависимость структуры и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия. 
 
Иерархичность – каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы. 
 
Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции. 
 
Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как: 
 
- концептуальная,если она рассматривается как модель системы управления; 
 
- эмпирическая, если рассматривается конкретная организация; 
 
- искусственная, поскольку она создана и используется людьми; 
 
- «человеко-машинная», поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система; 
 
- замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой; 
 
- временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям. 
 
Термин «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие – элементами или компонентами. 
 
Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней, возможно, выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уроне иерархии организации. Компоненты системы обладают определёнными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, её динамичность, точность, надёжность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.

 

2 Требования, предъявленные к системе управления

Изучая систему управления как  объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

• детерминированность элементов  системы;

• динамичность системы;

• наличие в системе управляющего параметра;

• наличие в системе контролирующего  параметра;

• наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается  на других элементах системы. Если в  организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации  и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы  управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних  и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают  возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также  могут появиться возмущения, которые  стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд  ответственных работников, плохие условия  работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних  и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения  среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления  возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В  соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования  структуры управления.

Под управляющим параметром в системе  управления следует понимать такой  ее параметр (элемент), посредством  которого можно управлять деятельностью  всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально  управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие  сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность  за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия  работы — позволять выполнить  данное поручение. Следовательно, условие  наличия управляющего параметра  можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного требования, т.е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому  волевому стилю руководства. Это  требует четкой организационной  структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в  ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно  контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра  в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана  важнейших работ курирует главный  специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

3.Исследование как составная часть менеджмента организации.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство  предприятия должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться  возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: 
 
• маркетинг; 
 
• финансы (бухгалтерский учет); 
 
• производство; 
 
• персонал; 
 
• организационную культуру; 
 
• имидж организации.

Информация о работе Роль исследования в развитии предприятия