Роль исследования в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:12, лекция

Краткое описание

1. Предмет и методы дисциплины исходящие из доклада «Наша главная цель – решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны».
2. Социально-экономические задачи, имеющиеся в государственной программе «Год благополучия и процветания».
Система управления как объект, исследования.
Требования, предъявляемые к системе управления.
Исследование как составная часть менеджмента предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 73.68 Кб (Скачать файл)

В основу исследования как составной части менеджмента организации положены следующие принципы. 
 
• системный подход, означающий исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, т.е. характеристики «входа», «процесса» и «выхода». 
 
Сюда также включаются методы управления, технология управления, организационная структура, кадры управления, технические средства управления, информация. Рассматриваются связи объекта между элементами, а также внешние связи объекта, позволяющие рассматривать его как подсистему для более высокого уровня: 
 
• функциональный подход, который означает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах на управление или производство; 
 
• общегосударственный подход к оценке результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; 
 
• творческий коллективный подход для поиска наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления; 
 
Проведение исследования осуществляется в следующих случаях: 
 
• при совершенствовании системы управления действующей организации; 
 
• при разработке системы управления вновь создающейся организации; 
 
• при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения; 
 
• при совершенствовании системы управлении вследствие изменения формы собственности. 
 
Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи: 
 
1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление); 
 
2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений; 
 
3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах; 
 
4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества. 
 
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.

 

 

2 - лекционное занятие

  1. Процесс исследования.
  2. Методы управления, технология управления.
  3. Организационная управления.
  4. Виды и задачи исследования менеджмента.
  5. Характеристика исследования систем управления.

       6.Методология проведения исследования менеджмента.

 

 

 

 

1 Как известно, научное исследование есть процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью и имеет два уровня — эмпирический и теоретический. 
 
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая база, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура. Все эти параметры требуют непрерывного управления. 
 
В этих целях каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.  
 
Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это рассматривается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. 
 
Система управления по своим характеристикам может быть отнесена к различным классам систем: социальным, эргатическим, сложным, открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, стохастически-детерминированным, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.  
 
Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность —это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности. 
 
Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов, времени, информации и т.д.). 
 
С позиций системологии система управления как объект исследования обладает следующими признаками:  

  •  
    состоит из множества элементов, расположенных иерархически; 
  •  
    элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; 
  •  
    система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостным объектом для нижестоящих иерархических уровней; 
  •  
    имеются фиксированные связи системы и ее элементов с внешней средой.

 
Теперь можно дать определение: исследование системы управления (ИСУ) - процесс определения организационной структуры (состава, организации, поведения, состояния систем), параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования. 
 
Процесс исследования применительно к организационным (социальным) системам имеет свои особенности, которые заключаются в следующем: 

  •  
    Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту организацию и определить, к какому классу сложности она относится.
  •  
    Чтобы совершенствовать систему управления с использованием современных информационных технологий, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.
  •  
    Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.
  •  
    Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
  •  
    Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями или условиями.
  •  
    Должна существовать качественная и грамотно разработанная документация, регламентирующая деятельность организации. 

2   Методы управления

Реализация функций и принципов  управления осуществляется путем применения различных методов.  
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.  
Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.  
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.  
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).  
Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера. 

Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.  
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.  
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. 

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Социально-психологические  методы  
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);  психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы управления  
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия

Технология управления может состоять из информационных,

вычислительных, организационных  и логических операций, выполняемых 

руководителями и специалистами  различного профиля по определенному 

алгоритму вручную или с использованием технических средств.

В отечественной и зарубежной науке  различают: линейную технологию

управления, управление по отклонениям, управление по результатам,

управление по целям, управление по ситуации.

Линейная технология управления —  технология управления,

характеризующаяся строгой последовательностью  отдельных 

управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в 

соответствии с заранее намеченным планом . Недостатком данной

технологии управления можно считать  низкую приспосабливаемость 

управляемого предприятия к  изменяющимся условиям среды.

Управление по отклонениям —  управление, при котором управляющее 

лицо, орган управления фиксирует  отклонения от заранее намеченного  плана,

программы и принимает меры к  устранению отклонений. Управление по

отклонениям представляет собой систему  деятельности, основанную на

выявлении и доведении до сведения руководителей только тех сигналов,

 которые требуют его личного  внимания. Управление по результатам  — технология управления, заключающаяся 

в том, что в зависимости от степени  достижения запланированных 

результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих 

управленческих действий . Управление, ориентированное на результаты – 

такой метод управления, благодаря  которому организация гарантирует, что 

все ее процессы, продукты и услуги способствуют достижению желаемых

результатов. Подобное управление основывается на четко определенной

ответственности за результаты и нуждается  в систематическом мониторинге,

самоконтроле и предоставлении отчетов о достигнутом прогрессе

 

4.Виды и задачи исследования

Исследования  как составная часть менеджмента  выдвигают следующие задачи.

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление).

2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.

3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.

4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение ее качества.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения  по совершенствованию системы управления организацией.

Исследования  систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии  их проведения.

По  целям исследований можно выделить практические и научно-практические.

Практические  исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов.

Информация о работе Роль исследования в развитии предприятия