Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:12, лекция
1. Предмет и методы дисциплины исходящие из доклада «Наша главная цель – решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны».
2. Социально-экономические задачи, имеющиеся в государственной программе «Год благополучия и процветания».
Система управления как объект, исследования.
Требования, предъявляемые к системе управления.
Исследование как составная часть менеджмента предприятия.
Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.
По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и исследования, опирающиеся на систему научных знаний.
Исследование систем управления необходимо проводить:
• при совершенствовании системы управления действующей организации;
• разработке системы управления вновь создающейся организации;
• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;
• решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.
Исследования необходимы как с научной, так и с практической точки зрения.
С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения.
С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), поэтому их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются.
Необходимо
объяснить главное: исследовани
Проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
• иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;
• обладать знаниями современных методов и техники управления;
• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
• уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.
5. Характеристика исследования систем управления
Любое исследование имеет
комплекс характеристик,
а) Методология исследования - совокупность
целей, подходов, ориентиров, приоритетов,
средств и методов исследования.
б) Организация исследования - порядок
проведения, основанный на распределении
функций и ответственности, закрепленных
в регламентах, нормативах и инструкциях.
в) Ресурсы исследования - комплекс средств
и возможностей ( например, информационных
), обеспечивающих успешное проведение
исследования и достижение его результатов.
г) Объект и предмет исследования. Объектом
является система управления, вносящаяся
к классу социально - экономических систем,
предмет - конкретная проблема, разрешение
которой требует проведения исследования.
д) Тип исследования - принадлежность его
к определенному типу, отражающему своеобразие
всех характеристик.
е) Потребность исследования - степень
остроты проблемы, профессионализма в
подходах к ее решению, стиль управления.
ж) Результат исследования - рекомендации,
модель, формула, методика, способствующие
успешному разрешению проблемы, пониманию
ее содержания, истоков и последствий.
з) Эффективность исследования - соразмерность
использованных ресурсов на проведение
исследования и результатов, полученных
от него.
Исследование систем управления
— это вид деятельности, направленный на
развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно
изменяющимися внешними и внутренними
условиями. В условиях динамичности современного
производства и общественного устройства
управление должно находиться в состоянии
непрерывного развития, которое сегодня
невозможно обеспечить без исследования
путей и возможностей этого развития,
без выбора альтернативных направлений. Исследование управления
осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров
и персонала и в работе специализированных аналитических
групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения
исследования приглашают консультационные
фирмы. Необходимость в исследованиях
систем управления продиктована достаточно
большим кругом проблем, с которыми приходится
сталкиваться многим организациям. От правильного
решения этих проблем зависит успех работы
этих организаций. Исследования систем
управления могут быть различными как
по целям, так и по методологии их проведения.
По целям исследований можно выделить практические и научно
По методологии проведения следует
выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знании.
Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных
или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительност
• распознание проблем и проблемных ситуаций;
• определение причин их происхождения,
свойств, содержания, закономерностей проведения
и развития;
установление места этих проблем и ситуаций
(как в системе научных знаний, так и в системе
практического управления);
• нахождение путей, средств и возможностей
использования новых знаний о данной проблеме;
• разработка вариантов решения проблем;
• выбор оптимального варианта решения
-проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.
В реальной практике все эти работы находятся
в тесной взаимосвязи, характеризуя при
этом степень профессионализма исследователей,
конкретные цели и задачи их деятельности.
Проведение исследований и анализ любой
конкретной ежлемы управления как объекта
необходимо, прежде всего, для обеспечения
конкурентоспособности предприятия на
рынке товаров (услуг), для повышения эффективности
функционирования подразделений и организации
в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются
поставленные цели можно только с помощью
исследования работы этих подразделений
и конкретных исполнителей и руководителей.
Исследования необходимо проводить не
только, когда организациям грозит банкротство
или серьезный кризис, но и тогда, когда
организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных
результатов. В данном случае своевременные
исследования помогут удержать этот стабильный уровень
работы организации, выяснить, что мешает,
либо в большей степени стимулирует ее
работу, чтобы желаемые результаты были
еще лучше.
Необходимость проведения исследований
продиктована еще и постоянно меняющимися
целями функционирования организаций,
что неизбежно в условиях рыночной конкуренции
и постоянно меняющегося спроса потребителей.
Исследования необходимы как с научной,
так и с практической точек зрения. С научной
точки зрения исследование предполагает
разработку и четкое формулирование методологии
проведения исследований, с тем чтобы
разработать фундаментальные теоретические
положения. С практической точки зрения
исследования
должны уметь проводить конкретные люди
(аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах),
следовательно, их необходимо вооружить
конкретными знаниями, обучить различным
методам проведения исследований, разъяснить,
для чего это нужно и какие цели при этом достигаются.
Необходимо объяснить главное: исследования
проводятся с целью построения определенной
(эталонной) модели системы управления,
к которой должна стремиться организация.
Практика показывает, что специалисты,
имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских
или хозяйственных организациях, не обладают
специальными знаниями для подобных исследований.
Таким образом, с практической точки зрения
проведение исследований предъявляет
определенные требования к составу и квалификации
коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
• иметь опыт работы в области управления
конкретными производственными объектами;
• обладать знаниями современных методов
и техники управления;
• обладать знаниями методов исследования
операций и системного анализа;
• иметь способности к общению со специалистами различных
уровней и профилей;
Кроме того, исследователи должны уметь
систематизировать полученную информацию,
инициировать новации в организации.
Выполнение этих требований определяет
необходимость специального подбора и
подготовки исследователей, поскольку
от результатов их деятельности в значительной
степени зависит эффективность работы
предприятия. Подготовка таких специалистов
осуществляется заблаговременно и сопровождается
стажировкой исследователей в процессе
разработки новой модели системы управления.
Исследование систем управления включает:
• уточнение цели развития и функционирования предприятия
и его подразделений;
• выявление тенденций развития предприятия
в конкретной рыночной среде;
• выявление факторов, обеспечивающих
достижение сформулированной цели и препятствующих
ей;
• сбор необходимых данных для разработки
мероприятий по совершенствованию действующей
системы управления;
• получение необходимых данных для привязки
современных моделей, методов и средств
к условиям конкретного предприятия.
В процессе исследования и анализа работы
организации устанавливается роль и место
данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние
производственно-хозяйственной деятельности
предприятия; производственная структура
предприятия; система управления и ее
организационнаяструктура; особенности
взаимодействия предприятия с потребителями,
поставщиками и другими участниками рынка;
инновационная деятельность предприятия;
психологический климат предприятия и
др.
6. Методология проведения исследования менеджмента
Эффективность исследования систем управления
во многом определяется выбранными и
использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой
способы, приемы проведения исследований.
Их грамотное применение способствует
получению достоверных и полных результатов
исследования возникших в организации
проблем. Выбор методов исследования,
интеграция различных методов при проведении
исследования определяется знаниями,
опытом и интуицией специалистов, проводящих
исследования.
Всю совокупность методов исследования
можно разбить на три большие группы: методы,
основанные на использовании знаний и
интуиции специалистов; методы формализованного
представления систем управления (методы
формального моделирования исследуемых
процессов) и комплексированные методы.
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении
мнений опытных специалистов-экспертов,
использовании их опыта и нетрадиционных
подходов к анализу деятельности организации
включают: метод "Мозговой атаки",
метод типа "сценариев", метод экспертных
оценок (включая SWOT-анализ), метод типа
"Дельфи", методы типа "дерева целей",
"деловой игры", Морфологические
методы и ряд других методов.
Вторая группа - методы формализованного представления
систем управления, основанные на использовании
математических, экономико-математических
методов и моделей исследования систем
управления. Среди них можно выделить
следующие классы:
аналитические (включают методы классической математики
- интегральное исчисление, дифференциальное
исчисление, методы поиска экстремумов
функций, вариационное исчисление и другие,
методы математического программирования,
теории игр);
статистические (включают теоретические разделы математики
- математическую статистику, теорию вероятностей
- и направления прикладной математики,
использующие стохастические представления
- теорию массового обслуживания, методы
статистических испытаний, методы выдвижения
и проверки статистических гипотез и другие
методы статистического имитационного
моделирования);
теоретика множественные, логические,
лингвистические, семиотические представления
(разделы дискретной математики, составляющие
теоретическую основу разработки разного
рода языков моделирования, автоматизации
проектирования, информационно-поисковых
языков);
графические (включают теорию графов и разного рода
графические представления информации
типа диаграмм, графиков, гистограмм и
т.п.).
Наибольшее распространение в экономике
в настоящее время получили математическое программирование
и статистические методы. Правда, для представления статистических
данных, для экстраполяции тенденций тех
или иных экономических процессов всегда
использовались графические представления
(графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории
функций (например, теория производственных
функций). Однако целенаправленное применение
математики для постановки и анализа задач
управления, принятия экономических решений
разного рода (распределения работ и ресурсов,
загрузки оборудования, организации перевозок
и т.п.) началось с внедрения в экономику
методов линейного и других видов математического
программирования (работы Л.В. Канторовича,
В.В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.).
Привлекательность этих методов для решения
формализованных задач, какими обычно
являются названные выше и другие экономические
задачи на начальном этапе их постановки,
объясняется рядом особенностей, отличающих
методы математического программирования
от методов классической математики.
При стремлении более адекватно отобразить
проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно
применять статистические метод
В последнее время с развитием средств
автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической
лингвистики, теории множеств помогает
ускорить разработку алгоритмов, языков
автоматизации проектирования сложных
технических устройств и комплексов, языков
моделирования ситуаций принятия решений
в организационных системах.
В настоящее время в экономике и организации
производства применяются практически
все группы методов формализованного
представления систем. Для удобства их
выбора в реальных условиях на базе математических
направлений развиваются прикладные методы
и предлагаются их классификации.
К третьей группе относятся комплексированные методы:
комбинаторика, ситуационное моделирование,
топология, графосемиотика и др. Они сформировались
путем интеграции экспертных и формализованных
методов.
1 И.А. Каримов «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2011. – 56 с.
2 И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, меры и пути его устранения в условиях Узбекистана. – Т.: Узбекистан, 2009. – 56 с.
3 Ислом Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Т.: Ўзбекистон, 2012. − 36 с.
Информация о работе Роль исследования в развитии предприятия