Роль исследования в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:12, лекция

Краткое описание

1. Предмет и методы дисциплины исходящие из доклада «Наша главная цель – решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны».
2. Социально-экономические задачи, имеющиеся в государственной программе «Год благополучия и процветания».
Система управления как объект, исследования.
Требования, предъявляемые к системе управления.
Исследование как составная часть менеджмента предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 73.68 Кб (Скачать файл)

Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По  методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и исследования, опирающиеся на систему научных знаний.

Исследование  систем управления необходимо проводить:

• при совершенствовании системы управления действующей организации;

• разработке системы управления вновь создающейся  организации;

• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

• решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Исследования  необходимы как с научной, так  и с практической точки зрения.

С научной  точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения.

С практической точки зрения исследования должны уметь  проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), поэтому их необходимо вооружить  конкретными знаниями, обучить различным  методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие  цели при этом достигаются.

Необходимо  объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Проведение  исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

• иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;

• обладать знаниями современных методов и  техники управления;

• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;

• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;

• уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации. 

 

5. Характеристика исследования систем управления

 Любое исследование имеет  комплекс характеристик, которые  необходимо учитывать при его  проведении и организации. Основными  из этих характеристик являются  следующие. 
 
а) Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. 
 
б) Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. 
 
в) Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей ( например, информационных ), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. 
 
г) Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, вносящаяся к классу социально - экономических систем, предмет - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. 
 
д) Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. 
 
е) Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. 
 
ж) Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. 
 
з) Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него. 
 
 Исследование систем управления  
— это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения. 
 
По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников. 
 
По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знании. 
 
Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы: 
 
• распознание проблем и проблемных ситуаций; 
 
• определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития; 
 
установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления); 
 
• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; 
 
• разработка вариантов решения проблем; 
 
• выбор оптимального варианта решения -проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности. 
 
В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности. 
 
Проведение исследований и анализ любой конкретной ежлемы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей. 
 
Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше. 
 
Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей. 
 
Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. С практической точки зрения исследования 
 
должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация. 
 
Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований. 
 
Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков. 
 
Исследователи должны: 
 
• иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами; 
 
• обладать знаниями современных методов и техники управления; 
 
• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа; 
 
• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей; 
 
Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации. 
 
Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления. 
 
Исследование систем управления включает: 
 
• уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений; 
 
• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде; 
 
• выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей; 
 
• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; 
 
• получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия. 
 
В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационнаяструктура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

 

6. Методология проведения исследования менеджмента

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и  использованными методами исследования. 
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. 
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

 
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.  
Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: 
аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр); 
статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования); 
теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков); 
графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.). 
Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики. 
При стремлении более адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений. 
В последнее время с развитием средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах. 
В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации. 
К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

1 И.А. Каримов «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2011. – 56 с.

2  И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, меры и пути его устранения в условиях Узбекистана. – Т.: Узбекистан, 2009. – 56 с.

3 Ислом Каримов. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Т.: Ўзбекистон, 2012. − 36 с.


Информация о работе Роль исследования в развитии предприятия