Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является процесс коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”.
Целью данной работы является определение путей совершенствования системы коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь” на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”. Соответственно основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ коммуникаций, их классификация и роль в управлении персоналом;
- анализ управления персоналом эффективности коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”;
- опредление вида коммуникаций на предприятии, их анализ;
- определение путей совершенствования коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…..............4
1.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………………………………………………………4
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления персоналом……………………………………………………………...…..……8
1.3 Эффективность коммуникаций в управлении………………………………………………………..….……….….8
2. ТКУП “УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ”: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ...11
2.1 Краткая характеристика ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………………..…….11
2.2 Основные показатели экономической деятельности ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг……………………………………………………….13
2.3 Структура управления предприятия……………………………………19
2.4 Анализ коммуникационных процессов на предприятии ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………21
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………….…23
3.1 Мероприятия по совершенствованию работы персоналом………………………………………………………………...……..23
3.2 Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра менеджмента и организации  здравоохранения

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 4 курса

Специальности менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесун А.О.

Руководитель

 

 

 

 

Байтасов Р.Р.

 

 

 

 

 

 


 

 

Минск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…..............4

1.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………………………………………………………4

1.2 Развитие коммуникаций в системе управления персоналом……………………………………………………………...…..……8

1.3 Эффективность коммуникаций в управлении………………………………………………………..….……….….8

2. ТКУП “УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ”: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ...11

2.1 Краткая  характеристика ТКУП “Универмаг  Беларусь”…………………………………………………………………..…….11

       2.2 Основные показатели экономической деятельности ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг……………………………………………………….13

2.3 Структура управления предприятия……………………………………19

2.4 Анализ коммуникационных процессов на предприятии ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………21

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………….…23

3.1 Мероприятия по совершенствованию работы персоналом………………………………………………………………...……..23

3.2 Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении ………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий  и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так  и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит  будущее не только предприятия, как  хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Объектом  исследования данной работы является ТКУП “Универмаг Беларусь”.

Предметом исследования является процесс коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

Целью данной работы является определение путей  совершенствования системы коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь” на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”. Соответственно основными задачами работы являются:

- изучение  теоретических основ коммуникаций, их классификация и роль в управлении персоналом;

- анализ  управления персоналом эффективности коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”;

-   опредление вида коммуникаций  на предприятии, их анализ;

- определение  путей совершенствования коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

1.1 Понятие, значение и классификация коммуникаций

Коммуникации – это одна из наиболее сложных и неоднородных проблем  организационного поведения. В активной жизни большинства людей процессы общения, занимают до 75% времени. Коммуникации позволяют людям совместно трудится, накапливать и передавать огромный запас знаний. Менеджеры в силу специфики своей деятельности должны в совершенстве владеть технологией  и искусством коммуникации. До 80% рабочего времени менеджеров всех уровней  расходуется на те или иные виды общения. Информация выступает одним  из важнейших инструментов управления. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, менеджер планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчинённых, т.е. каждый менеджер обязан быть коммуникатором.

"Под  коммуникацией понимается обмен  идеями и информацией, между  людьми и их объединениями  в процессе взаимодействия, в  устном и письменном виде посредством  символов или действий. При этом  передаваемая информация должна  быть значима для участников коммуникации".

Цель  коммуникации – добиться от предпринимающей  стороны точного понимания отправленного  сообщения. От достоверности и своевременности получения необходимых сведений в значительной степени зависит эффективность управления, скорость и точность выполнения принимаемых решений и результативность контроля исполнения.

Передаче  информации в организации могут  мешать слухи, личные взаимоотношения  между людьми, искажённое самомнение членов коллектива, власть авторитета или чьё-то лидерство. Последнее  часто "давит" на исполнителей и  не даёт раскрыться. Психологи рекомендуют  крупным компаниям не ставить  на высшие и средние руководящие  должности людей с очень высоким  уровнем интеллекта и лидерства.

Коммуникации  выполняют очень важную функцию, которую принято называть связующей. Эта функция проявляется в  двух аспектах.

- Во-первых, организация – это сложное  образование, которое включает  отдельных людей или их объединения;  поскольку любая организация  имеет определённые цели, возникает  необходимость в координации  деятельности её членов и подразделений.  Именно это и осуществляется  при помощи коммуникаций. Менеджер  должен выполнять управленческие  функции – планировать, мотивировать, координировать, регулировать и  контролировать деятельность своих подчинённых. Естественно, выполнение этих функций невозможно без общения.

- Во-вторых, организация существует в определённой  среде, и коммуникации помогают, как определить состояние внешней среды (например, желания потребителей), так и воздействовать на неё (точнее, на людей, которые составляют внешнюю среду организации). Другими словами: эффективные коммуникации – непременное условие для принятия важных управленческих решений.

Слово "коммуникация" употребляется в разных значениях.

Во-первых, это обозначение любого процесса, в котором происходит обмен информацией; синонимом для этого употребления является слово "общение".

Во-вторых, слово "коммуникации" (во множественном  числе) употребляется для обозначения  совокупности отдельных актов коммуникации.

Классификация коммуникаций:

Имеется несколько наиболее важных оснований, которые используются при  классификации коммуникаций. 
1. В менеджменте коммуникации принято делить на внешние и внутренние. Внешние коммуникации протекают между организацией и ее средой.

К ним можно отнести: 
а) коммуникации с потребителями, 
б) коммуникации с общественностью, 
в) коммуникации с государством и государственными структурами.

Внутренние коммуникации — это  коммуникации, которые имеют место  в рамках организации: между отдельными работниками, между подразделениями. Как правило, такие коммуникации связаны с координацией деятельности работников или подразделения.

2. Поскольку любая организация  иерархически организована, можно  выделить следующие виды внутренних  коммуникаций: вертикальные, горизонтальные  и диагональные коммуникации. Вертикальные  коммуникации — это общение  между руководителем и подчиненным.  

К ним относятся распоряжения, приказы, рекомендации, которые руководитель дает подчиненному, а также отчеты, сообщения о выполнении задания, то есть все виды сообщений, которые  подчиненный передает руководителю.  

Принято выделять два вида вертикальных коммуникаций:

1) коммуникации между подразделениями,  находящимися на разных уровнях  организационной иерархии;

2) коммуникации между руководителями  и подчиненными. Выделение этих  двух видов коммуникаций оправдано  тем, что второй вид отличается  непосредственным влиянием на  деятельность подчиненных и производственный  процесс.

Горизонтальные коммуникации —  это общение между работниками, которые могут иметь общего руководителя, но не всегда предполагают это условие. Основная задача таких коммуникаций состоит в координировании действий различных субъектов (работников или  подразделений) в рамках производственного  процесса.

Горизонтальные коммуникации играют очень важную роль, поскольку позволяют  согласовывать действия при контроле за издержками, распределении ресурсов, сбыте продукции, а также помогают устанавливать равноправные отношения  между подразделениями.

Диагональными называют коммуникации, связывающие подчиненных и начальников  разных отделов, то есть коммуникации, которые сочетают в себе свойства горизонтальных и вертикальных коммуникаций.

3. Внутренние коммуникации могут  быть межличностными и организационными. Межличностные коммуникации связывают  двух (или более) человек. Организационные  коммуникации предполагают, что  в коммуникации вступают две  (или более) группы людей, каждая  из которых имеет свои собственные  интересы.

К организационным относят также  коммуникации, которые связывают  одного человека с группой. Другими  словами, к организационным относят  такие коммуникации, при которых  хотя бы один из участников представлен  группой.

Впрочем, необходимо иметь в виду, что в организационных коммуникациях  в контакт все равно вступают конкретные люди. По этой причине при  противопоставлении между межличностными и организационными коммуникациями необходимо исходить из того, чьи интересы представляют участники общения  — свои собственные интересы или  интересы организации.

4. Коммуникации можно разделить  на формальные и неформальные.  

Формальные коммуникации — это  коммуникации, которые связывают  отдельные элементы организационной  структуры, вытекают из целей, стоящих  перед организацией, и устанавливаются  при помощи правил, закрепленных в  должностных инструкциях и внутренних нормативных документах, которые  регламентируют взаимодействие работников или подразделений.

Неформальные коммуникации в целом  не связаны с иерархией организации, они связывают людей, которые  объединены в рамках одной неформальной группы. Они возникают в любой организации, но обычно не имеют отношения к ее непосредственным потребностям. Неформальные коммуникации в основном функционируют как канал распространения слухов. Неформальные коммуникации могут быть важным источником информации для руководителя. Поскольку для них характерно более быстрое распространение информации, чем в формальных коммуникациях, они нередко могут быть источником информации, важной с точки зрения быстрого принятия решений.

В то же время неформальным коммуникациям  нельзя доверять, любая информация, распространяемая таким образом, нередко  не обладает необходимыми качествами: она может быть недостоверной (эффект «испорченного телефона»), субъективной и оценочной (поскольку в виде слухов распространяется только субъективно  значимая информация), неполной (нередко  эта информация оформляется при  помощи выражений «поговаривают», «вроде бы» и т. п.). 

К тому же слухи нередко возникают  в ситуации, когда не хватает достоверной, документально или иначе подтвержденной информации. По этой причине любую  информацию, распространяемую таким  образом, следует тщательно проверять. Однако не стоит при этом забывать, что такая информация может быть важным сигналом.

5. С точки зрения средств общения,  коммуникацию подразделяют на  вербальную (словесную, которая реализуется  в виде письменной и устной  речи) и невербальную (к ней относят  мимику, жесты, а также разнообразные  изображения, например, графики,  диаграммы и гистограммы).

6. Целесообразно также различать  типы коммуникации в зависимости  от того, какие потребности стоят  перед ее участниками. 
1) Коммуникация может возникать в том случае, если ее инициатору необходима информация. 
2) Коммуникация может возникать в том случае, если ее инициатору необходимо передать информацию, требующуюся другому человеку, организации или ее подразделению. 
3) Коммуникация может обслуживать эмоциональные потребности участников общения (например, если им необходимо выговориться или рассказать о событии, вызвавшем сильную эмоциональную реакцию). 
4) Коммуникация может быть направлена на согласование действий, на организацию совместной деятельности. В этом случае она выполняет функцию координации.[14, c. 32]

Информация о работе Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)