Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является процесс коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”.
Целью данной работы является определение путей совершенствования системы коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь” на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”. Соответственно основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ коммуникаций, их классификация и роль в управлении персоналом;
- анализ управления персоналом эффективности коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”;
- опредление вида коммуникаций на предприятии, их анализ;
- определение путей совершенствования коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…..............4
1.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………………………………………………………4
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления персоналом……………………………………………………………...…..……8
1.3 Эффективность коммуникаций в управлении………………………………………………………..….……….….8
2. ТКУП “УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ”: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ...11
2.1 Краткая характеристика ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………………..…….11
2.2 Основные показатели экономической деятельности ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг……………………………………………………….13
2.3 Структура управления предприятия……………………………………19
2.4 Анализ коммуникационных процессов на предприятии ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………21
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………….…23
3.1 Мероприятия по совершенствованию работы персоналом………………………………………………………………...……..23
3.2 Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Развитие коммуникаций в системе управления персоналом

Поскольку в нашей стране появление и  становление коммуникаций (как и  всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой  период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных предпринимателей.

Коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих описанных ситуациях есть исключения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.

В данной работе характеризуются как плохие коммуникации (для того, чтобы понимать, как не нужно руководить предприятием), так и эффективные коммуникации, налаженные потоки и обратные связи.[10, c. 49]

 

1.3 Эффективность  коммуникаций в управлении

 

Эффективность коммуникаций различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90 %, вертикальных - 20-25 %, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих, покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий отделом - около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.

Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации.

Также особую роль в эффективности коммуникаций играет построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них - к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.

Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком. Одновременно надо учитывать, что доверие к себе можно подорвать, если привести только один ложный или искаженный факт из ста, хотя 99 могут соответствовать действительности.

Менеджеры выделяют десять заповедей успешной коммуникации.

Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.

Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.

Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.

Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.

Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя.

Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.

Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.

Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.

Учитесь умению слушать другого.

Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных  коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера  и для администрации, и для  рядовых работников. Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствует  о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации. И когда её нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах.[8, c. 97]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТКУП “УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ”: ХАРАКТЕРИСТИКА И

АНАЛИЗ

 

2.1 Краткая характеристика  ТКУП “Универмаг Беларусь”

 

Торговое коммунальное унитарное  предприятие "Универмаг Беларусь" - одно из крупнейших торговых предприятий  Республики Беларусь. Он образован  в соответствии с приказом Министерства торговли БССР № 50 от 3 мая 1978 г. и в  своей деятельности подведомственно  Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Распоряжением  Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 г. была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага "Беларусь". 8 июня 1978 г. универмаг приветливо распахнул  свои двери для первых покупателей. По тем временам это был грандиозный  проект. Во всей Беларуси не было аналогов среди торговых предприятий.

Универмаг в своей деятельности руководствуется  законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом и действует  на принципах полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Главной задачей предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли  для удовлетворения социальных и  экономических интересов членов трудового коллектива и интересов  собственника имущества предприятия.

ТКУП "Универмаг  Беларусь" находится в г. Минске по улице Жилуновича, 4 и располагает  отдельно стоящим четырёхэтажным зданием.

Режим работы универмага: 9.00 - 21.00, в воскресенье  и праздники: 10.00 -18.00.

Предприятие самостоятельно определяет направления  хозяйственной

деятельности, распоряжается произведенной продукцией и полученными

доходами.

Источники формирования имущества предприятия:

- доходы  от реализации товаров;

- доходы  от неторговой деятельности;

- поступления  от платных услуг населению;

- доходы  от ценных бумаг;

- поступления  за аренду;

- добровольные  взносы, дары, поступления от организаций,  кооперативов, частных лиц, как  в Республике Беларусь, так и  за рубежом, вклады дольщиков;

- другие  средства, образующиеся от участия  в деятельности союзов,

ассоциаций, ОАО, СП;

- кредиты  банков и других кредиторов.

Предприятие имеет право осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в порядке, установленном  действующим законодательством.

      ТКУП "Универмаг Беларусь" от своего имени заключает договоры, контракты, проводит бартерные сделки со всеми субъектами хозяйствования на производство, поставку, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг, а также договоры лизинга, подряда, мены, перевозки, страхования, поручения, совместной деятельности, хранения, а также участвует в торгах, выставках, ярмарках, конкурсах и аукционах, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Форма собственности  ТКУП "Универмаг Беларусь" - государственная. Имущество предприятия находится  в собственности г. Минска и передано ему на праве хозяйственного ведения. Универмаг владеет, пользуется и  распоряжается этим имуществом в  пределах, определяемых в соответствии с законодательством. Уставный фонд предприятия составляет 1950 млн. рублей. На момент государственной регистрации  уставный фонд сформирован за счёт основных фондов и прибыли, остающейся в распоряжении универмага. Имущество  предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе. На начало 2009 года стоимость активов  оборотных – 21654 млн. руб., внеоборотных - 26730 млн. руб.

Общая площадь  ТКУП “Универмага Беларусь” - 34350 кв. м, торговая площадь – 8540 кв. м, в  т.ч. универмаг – 6 900 кв. м. Складская площадь универмага составляет 8600 кв. м (13 складов), в том числе по ул. Машиностроителей – 1700 кв. м.

В состав ТКУП “Универмаг Беларусь" входят:

- продовольственный  магазин по улице Тухачевского, 48 общей площадью 577 м2, в том числе торговой - 240 м2;

- промтоварный  магазин по улице Селицкого, 105 общей площадью 570,5 м2, в том числе торговой - 287 м2;

- промтоварный  магазин по улице Московская, 1 общей площадью 1953 м2 , в т.ч. торговой 1113 м .

Универмаг работает более чем с 1500 поставщиков, 80 процентов которых отечественные  производители.

На четырех  этажах торговых залов размещены  товарные отделы, в составе которых 31 секция (30 секций по продаже непродовольственных  товаров, 1 секция по продаже продовольственных  товаров), и в промтоварном магазине по ул. Московская работают 5 секций по продаже непродовольственных товаров.

УП "Универмаг  Беларусь" первым среди других универмагов  открыл

продовольственную секцию, имеет свою пекарню. Расположенный  на втором этаже кафетерий предлагает широкий выбор закусок, салатов, соков, напитков.Универмаг расположен в промышленной зоне г. Минска и обслуживает  жителей Заводского и Партизанского  районов. В связи с улучшением транспортного обеспечения универмаг  посещают жители практически всех районов  г. Минска, многочисленные гости из регионов Белоруссии. Он остается привлекательным  и для зарубежных гостей.

Ежедневно универмаг посещает более 30 тыс. покупателей. Более 40 видов дополнительных услуг  оказывает универмаг покупателям, в том числе оформление подарков, подгонка швейных изделий купленных  в универмаге, доставка крупногабаритных товаров на дом и другие.

Для работников созданы все условия труда, учёбы, отдыха и спорта. Например, в спортзале  площадью более 800 м. кв. установлены  тренажёры, можно поиграть в баскетбол, волейбол, мини-футбол, большой и  настольный теннис. Есть также конференц-зал  на 340 мест, библиотека, читальный зал, парикмахерская, комната отдыха, столовая на 240 посадочных мест, буфет, медпункт, который располагает стоматологическим  и физиотерапевтическим кабинетами.

Приоритетным  направлением развития предприятия  является:

- выполнение  прогнозных бизнес-показателей,  позволяющих обеспечить рентабельную  работу предприятия;

- укрепление  экономического и финансового  состояния предприятия;

- повышение  качества торгового обслуживания  населения;

- роста  производительности труда, укрепление  трудовой и производственной  дисциплины;

- эффективного использования трудовых, материальных и энергетических  ресурсов.[15]

 

2.2 Основные показатели экономической деятельности

ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг.

Развитие  предприятия характеризуется объемом  и приростом показателей экономической деятельности в динамике. Проанализируем тенденцию развития универмага за 2009-2011 годы, представленные в таблицах 2.1-2.3.

Фактический объем товарооборота за 2010 год составил 106757,6 млн. р., прирост к прошлому 2009 году в действующих ценах 15,9 % или 14625,3 млн. р., в сопоставимых - 8,5 % или 7900 млн. р. и 11,6 % при использовании индекса цен по товарным группам.

Фактический объем товарооборота за 2011 год составил 142451,7 млн. р., прирост к прошлому 2010 году в действующих ценах 33,4 % или 35694,1 млн. р., в сопоставимых - 23,1 % или 11033,1 млн. р. Значительный прирост товарооборота в сопоставимых ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом (на 14 % выше) был достигнут за счет прироста торговой площади на 15,7 %, в т.ч. за счет присоединения к универмагу магазина “Промтовары” по ул. Московская, 1 общей площадью 1953 м² и торговой площадью 1113 м² в составе которого 5 товарных секций. Объем товарооборота с июля месяца составил 3322 млн. р. и удельный вес в общем обороте 2,3 %.

 

Таблица 2.1 - Динамика роста объема товарооборота по структурным подразделениям за 2009-2011 гг.

Наименование структурного подразделения

Ед.изм

2009г.

2010г.

Темп роста 2007г % к 2006 г

2011г.

1. Универмаг всего, в т.ч.

млн. р.

86436,8

100242,8

116,0

130274,0

Отдел № 1

млн. р.

37586,8

42828,7

113,9

53576,3

Отдел № 2

млн. р.

38266,2

45365,3

118,6

60584,6

Продовольственная секция

млн. р.

10583,7

12048,8

113,8

16113,2

2.Магазин

(ул. Селицкого)

млн. р.

2223,8

2526,0

113,6

3498,1

3.Магазин

(ул. Московская)

млн. р.

     

3322,0

4.Магазин “Продтовары”

млн. р

2247,6

2689,6

119,7

3647,8

5. Общепит

млн. р

1224,2

1299,2

106,1

1709,7

ВСЕГО

 

92132,3

106757,6

115,9

142451,7

Информация о работе Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)