Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель работы – исследование роли руководителя в организации ООО
«Мир спорта»
В задачи работы входит:
- исследовать теоретические основы руководства;
- рассмотреть характеристики, функции и методы управления руководителя;
- проанализировать стиль и методы управления, личные качества руководителей различного звена на примере конкретного предприятия;
- предложить пути развития эффективного руководства в компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Роль руководителя в организации в зависимости от уровня управления 5
1.2 Характеристики руководителя 10
1.3 Функции и методы управления руководителя 16
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОМПАНИИ «МИР СПОРТА» 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Исследования стиля управления руководителей организации 28
2.3 Исследования личных качеств руководителей в организации 33
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ 36
3.1 Предложения по развитию эмоциональной компетентности руководителей 36
3.2 Предложения по развитию лидерских навыков руководителей среднего звена 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А. Текст опросника 51
ОГЛАВЛЕНИЕ
Для того чтобы компания успешно выполняла свои задачи, требуется обеспечить реализацию всех функций управления. Более того, необходимо отметить, что выполнение таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль, невозможно без эффективного руководителя, а руководство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления.
Роль руководителя и лидерство стали объектом исследования в начале ХХ в., когда впервые начали изучать управление. Однако если целью ранних исследований было выявление свойств или личностных характеристик эффективной работы руководителя, то сегодня прослеживается направленность на обучение человека успешно управлять коллективом.
Руководитель - это лицо, наделенное определенными полномочиями для принятия решений и несущее за это ответственность. Он обладает реальной властью, с помощью которой воздействует на персонал компании, а через него - на характер и результаты функционирования самой организации. Хороший руководитель должен уметь четко формулировать задачи коллектива и ясно понимать свою роль в их решении, задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, а также предупреждать неудачи и находить наилучший выход в каждой конкретной ситуации. Для этого необходимо иметь свой индивидуальный стиль руководства, уметь сплотить коллектив и управлять им, обладать творческими способностями, стрессоустойчивостью, выступать генератором идей, быть уверенным в правильности принятых решений и использовать свои сильные стороны для реализации целей совместно с коллективом компании. На управленцев возлагаются разнообразные задачи, диктуемые конкретными условиями производственной деятельности, уровнем их подготовки. Кроме того, им приходится выполнять ряд общих функций, свойственных данному высокому статусу.
Руководителю требуется
разработать собственный стиль
руководства и завоевать
Цель работы – исследование роли руководителя в организации ООО
«Мир спорта»
В задачи работы входит:
- исследовать теоретические основы руководства;
- рассмотреть характеристики, функции и методы управления руководителя;
- проанализировать стиль и методы управления, личные качества руководителей различного звена на примере конкретного предприятия;
- предложить пути развития эффективного руководства в компании.
Руководитель - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что руководители являются ключевыми людьми в организации. Однако не все руководители играют одинаковую роль в организации, не все руководители занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными руководителями далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными руководителями, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Организация не может существовать без руководителе, и для этого существует ряд причин:
Выделяют следующие уровни управления: высший менеджмент (стратегическая вершина); менеджмент среднего уровня; исполнительный менеджмент (пер вый уровень); техноструктуру (технические специалисты); вспомогательный обслуживающий штат управленческой структуры.
Уровням менеджмента соответствуют конкретные должности. Высший уровень – председатель правления и совета директоров, генеральный директор, директор, заместители директора, главный инженер. Средний уровень – начальник отдела, начальник цеха, заместитель начальника цеха. Первый уровень – начальник цехового бюро, руководитель группы, мастер, бригадир.
Уровни руководства различаются составом решаемых задач, степенью важности выполняемых функций, структурой обязанностей.
В качестве основных задач по уровням руководства можно выделить:
Практически на всех уровнях выполняются функции планирования, организации, руководства и контроля, но их важность с точки зрения влияния на конечный результат различна. Если планирование наиболее важно для высшего уровня, то для первого уровня самым важным является контроль. Для персонала высшего уровня менеджмента необходимо умение концептуально мыслить, вырабатывать и анализировать перспективные решения, для первого уровня требуются навыки управления персоналом и техникой.
Типовыми управленческими должностями являются: президент, вице-президент, генеральный директор, директор, исполнительный директор, советник, заместитель директора, начальник управления, главный специалист (экономист, металлург, механик, энергетик), главный бухгалтер, начальник цеха, начальник отдела, заместители начальника цеха по оборудованию, производству и экономике, руководитель группы, начальник центра, начальник бюро, начальник смены, старший мастер, мастер участка, бригадир.2
На западных предприятиях также различаются:
- top management, т.е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
- middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
- lower management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
Образ руководителя постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению.
Но уже в наше время появились руководители нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.
Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени руководитель должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше оперативными вопросами. Рекомендуется следующая структура рабочего времени руководителей (таблица 1): 3
Таблица 1. Рекомендуемая структура рабочего времени руководителей
Уровень |
Стратегические задачи |
Тактические задачи |
Оперативные задачи |
Высший |
60% |
25% |
15% |
Средний |
25% |
50% |
25% |
Низший |
10% |
25% |
65% |
Руководство на любой ступени управления должно быть способным принять конкретное решение по конкретным проблемам производственно–коммерческой деятельности, проявлять настойчивость, твердую волю в решении поставленных задач.
Очень важно, чтобы принимаемые решения были научно обоснованными, отвечающими сложившейся обстановке, деловым ситуациям. Иногда приходится действовать и на грани риска, гибко, оперативно, беря на себя ответственность за конечные результаты, когда еще нет полной гарантии эффективности.4
В общем, руководители всех звеньев несут, помимо официальных обязанностей, неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Это очень важно с той точки зрения, что не только подчиненные зависят от руководителя, но и руководитель зависит от своих подчиненных в готовности исполнять их распоряжения и неофициальные просьбы.5
В различных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители. Так, в период создания или перестройки организации прежде всего нужны руководители-предприниматели, формирующие концепцию развития, смело берущие на себя ответственные решения и риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на выполнение стоящих задач их способности.
В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, разрабатывающие исходя из текущих реалий планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность.6
Можно также выделять руководителей линейных и функциональных. Первые возглавляют организации, учреждения, объединения, вторые руководят функциональными подразделениями.
Существуют и другие принципы деления руководителей. Так, С. Паркинсон и М. Рустомджи выделяют производственных и административных руководителей.
Первый занимается технической стороной производства, выпуском продукции, создает требуемые материально-технические условия для успешного протекания технологических процессов, а второй - обеспечением общих условий работы, организацией совместной деятельности, финансами, планированием, правом, экономической безопасностью, связями с общественностью, исследованиями, маркетингом, коммерцией, бухгалтерским учетом и некоторыми другими вопросами.
Руководители составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.7
В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем - менеджером возникла потребность в новом типе управляющих - инновационном менеджере. Он, по характеристике Б. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями.
По отношению к организации и взаимодействию с нею руководители делятся на ориентированных на себя и ориентированных на организацию.
Руководители первого типа (борцы с джунглями) стремятся к безраздельной власти и, используя своих подчиненных, воюют против всех, внутренне считая их если не реальными, то потенциальными врагами. В зависимости от используемой тактики они делятся на «львов», действующих в открытую, и «лис», занимающихся интригами. Ориентированные на себя руководители - это «игроки», для которых представляет интерес не сама должность как таковая, а процесс ее получения. Такие руководители на практике больше разрушают, чем создают.
Второй тип - это руководители (открытые), ориентированные на организацию, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Качества, присущие таким руководителям, подразделяются на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным можно отнести: