Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель работы – исследование роли руководителя в организации ООО
«Мир спорта»
В задачи работы входит:
- исследовать теоретические основы руководства;
- рассмотреть характеристики, функции и методы управления руководителя;
- проанализировать стиль и методы управления, личные качества руководителей различного звена на примере конкретного предприятия;
- предложить пути развития эффективного руководства в компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Роль руководителя в организации в зависимости от уровня управления 5
1.2 Характеристики руководителя 10
1.3 Функции и методы управления руководителя 16
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОМПАНИИ «МИР СПОРТА» 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Исследования стиля управления руководителей организации 28
2.3 Исследования личных качеств руководителей в организации 33
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ 36
3.1 Предложения по развитию эмоциональной компетентности руководителей 36
3.2 Предложения по развитию лидерских навыков руководителей среднего звена 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А. Текст опросника 51
В зависимости от предпочтения
того или иного способа
Руководители второго типа делают упор на создание сплоченного коллектива, создание в нем благоприятного морально-психологического климата, творческой атмосферы, практически не уделяя внимания организационной стороне дела, поддержанию дисциплины и т. п.
Наиболее обстоятельно этот подход отражен в модели, которую предложили английские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон. При ее построении они исходили из того, что в «чистом» виде каждый тип ориентации встречается как крайний случай.
В основном же имеют место их комбинации, которые авторы отразили в таблице, получившей название управленческой решетки (рис. 2).
Рисунок 2. Управленческая решетка Р. Блейка, и Дж. Моутон
На основе 2 возможного варианта сочетаний показателей степени проявления той и другой ориентации было выделено 5 базовых типов руководителей.
1. Руководитель, сочетающий
заботу о производстве с
Подобные руководители эффективны для работы в критических ситуациях, когда нужны быстрые действия, но в перспективе могут вызвать кризис во внутриорганизационных взаимоотношениях, ибо мелочная регламентация и репрессивные методы воздействия отбивают у исполнителей желание работать, ухудшают морально-психологический климат;
2. Руководитель, максимально
заботящийся о людях и
3. Руководитель, ни на что не ориентированный (1.1), стремится подольше сохранить свое место, а поэтому выполняет лишь минимум требуемого. Он не проявляет активности, избегает конфликтов, ни во что не вмешивается, уклоняется от самостоятельных решений, ожидая, что все уладится само собой или поступят указания сверху Подчиненным предоставляет ограниченную свободу и право на инициативу (если за это не нужно нести ответственность).
Обычно такая позиция характерна для людей, дотягивающих до пенсии или разочарованных в работе. Для фирмы они являются балластом;
4. Руководитель промежуточного типа (5.5) избегает конфликтов, соблюдает принятый порядок и традиции, стремится не выделяться и производить хорошее впечатление на всех. Он решает проблемы, механически соединяя элементы обоих подходов. Людьми такой руководитель не командует, а направляет их работу путем убеждения, информирования, инструктирования, постановки задач, делегирования полномочий; предпочитает неформальные отношения с подчиненными. Все это помогает добиваться умеренных служебных успехов;
5. Руководитель, осуществляющий синтез приоритетов (9.9), концентрирует внимание на реальных проблемах, энергичен, уверен в своих силах, решителен, находится в процессе постоянного поиска. Он создает коллектив творчески мыслящих сотрудников, объединенных общими интересами, помогает им раскрыть свои способности, создает необходимые условия для самостоятельной работы, поддерживает благоприятный морально-психологический климат, способствует широкому обмену информацией и мнениями, стремится к согласию и взаимопониманию в коллективе. Это обеспечивает высокую активность исполнителей, повышает их удовлетворенность трудом. 14
По сути способы осуществления управленческой деятельности руководителем, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.15
По содержанию методы управления (рис. 2) бывают административными, экономическими и социально-психологическими.
Рис. 1. Система основных методов управления
Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления легко видна из табл. 3.16
Таблица 3. Сравнительный
анализ административных, экономических
и социально-психологических
Административные (принуждение) |
Экономические (побуждение и принуждение) |
Социально-психологические (побуждение) | |
Основа применения |
Угроза наказания |
Возможность увеличить доход |
Достижение психологического комфорта |
Подходы к реализации |
Жесткие |
Адаптивные к ситуации |
Адаптивные к личности |
Требования к субъекту |
Исполнительность, организованность |
Профессионализм |
Профессионализм, умение работать в команде, инициативность |
Экономические метод управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.
Эти метод можно подразделить на две группы:
К первой группе относятся
налоговые системы и кредитно-
Вторую группу составляют:
Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.17
Социально-психологические методы связаны с общественными отношениями, моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства людей, а их ценностные ориентации регулируются через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации.
Социально-психологические методы управления основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации всех ее потребностей − физиологических, духовных и социальных. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и системой ценностей личности. Чтобы умело побудить сотрудника выполнить задание качественно, в срок и с наименьшими затратами, субъекту управления (менеджеру) следует знать психологические установки личности как объекта управления.
Составным элементом методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.18
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.
Организационно-правовая
форма предприятия –
«Мир спорта» - сеть мультибрендовых магазинов спортивных товаров.
Стратегические задачи, которые успешно решает руководство компании заключаются в предоставлении максимального спектра товаров и услуг для покупателей.
Торговая сеть «Мир спорта» предлагает товары зарекомендовавших себя брэндов: Nike, Reebok, Adidas, Puma, Columbia, Caterpillar, Five Seasons, High Peak и др.
Ассортимент магазинов сети: одежда, обувь, аксессуары, спортивные тренажеры, товары для туризма и активного отдыха. Дополнительная возможность - комплектование спортивной формой команд и поставка оборудования для спортивных залов.
Продажа продукции осуществляется за наличный и безналичный расчет.
Существует накопительная дисконтная система, которая сделает покупки еще более приятными. Действует накопительная скидка – до 20% от розничной цены.
Для организаций разработан спецпрайс, индивидуальные условия сотрудничества и бесплатная доставка.
На ближайшие годы Торговая сеть «Мир спорта» планирует увеличить доходы от реализации путем расширения ассортимента товаров, заключая договора с поставщиками на более выгодных условиях, тем самым увеличивая покупательскую способность.
В организации действует единая система бюджетирования, управления финансовым потенциалом и рисками, что позволяет оперативно подводить итоги работы организации и принимать взвешенные оперативные, а также инвестиционные решения.
Для общей оценки хозяйственной деятельности предприятия, его основные технико-экономические показатели развития за последние 2 года, сведены в таблицу 4.
Таблица 4. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклоне-ние (+;-) |
Темп прироста, % |
Выручка от продажи, тыс. руб. |
15080 |
19934 |
4854 |
32,2 |
Торговая площадь, м2 |
720 |
720 |
0 |
0,0 |
Выручка на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./м2 |
20,9 |
27,7 |
6,7 |
32,2 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
11322 |
14208 |
2886 |
25,5 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
3758 |
5726 |
777 |
33,1 |
Рентабельность продаж, % |
15,6 |
15,7 |
0,1 |
× |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3172 |
4827 |
231 |
13,0 |
Среднесписочная численность персонала |
64 |
72 |
8 |
12,5 |
Среднемесячная оплата труда |
12641 |
13178 |
537 |
4,2 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
235,6 |
276,9 |
41,2 |
17,5 |