Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель работы – исследование роли руководителя в организации ООО
«Мир спорта»
В задачи работы входит:
- исследовать теоретические основы руководства;
- рассмотреть характеристики, функции и методы управления руководителя;
- проанализировать стиль и методы управления, личные качества руководителей различного звена на примере конкретного предприятия;
- предложить пути развития эффективного руководства в компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Роль руководителя в организации в зависимости от уровня управления 5
1.2 Характеристики руководителя 10
1.3 Функции и методы управления руководителя 16
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОМПАНИИ «МИР СПОРТА» 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Исследования стиля управления руководителей организации 28
2.3 Исследования личных качеств руководителей в организации 33
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ 36
3.1 Предложения по развитию эмоциональной компетентности руководителей 36
3.2 Предложения по развитию лидерских навыков руководителей среднего звена 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А. Текст опросника 51
К личным качествам относятся:
К деловым качествам можно отнести:
Необходимо отметить, что соотношение этих требований безусловно зависит от уровня, который занимает руководитель в иерархической цепочке управления.8
На низовых уровнях, например, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются способность стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
Поскольку руководитель любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
Различны требования к руководителям и в разных странах. Приведем данные, полученные путем опросов ведущих менеджеров (в табл. 2 располагаются в порядке убывания значимости).
Таблица 2. Оценка значимости качеств руководителя
Значимость |
Западные страны |
Россия |
1 |
Лидерство |
Личные достоинства |
2 |
Эффективность руководства |
Личные связь |
3 |
Видение перспектив |
Лояльность |
4 |
Достижение согласия |
Предприимчивость |
5 |
Предприимчивость |
Лидерство |
Необходимо отдельно сказать о специфике проявления деловых качеств у женщин. Они, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях. Причины этому следующие.
Во-первых, женщины в целом менее психологически устойчивы, независимы, смелы, чем мужчины, хуже контролируют себя.
Во-вторых, сочетают большую загруженность на службе с домашними, прежде всего с материнскими, обязанностями.
Поэтому они чаще довольствуются средними постами или руководят небольшими организациями (подразделениями) с простой структурой.
В политике женщины-руководители достигли больших успехов (М. Тэтчер, И. Ганди и др.) и реально теснят мужчин даже в мусульманских странах. Причина здесь, видимо, состоит в особенностях политического и государственного руководства, принципиально отличающегося по многим параметрам от хозяйственного, соответственно и в несколько иных требованиях, которое оно предъявляет к людям.9
В связи с характеристиками руководителя, определенный интерес представляет концепция ограничений. Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей руководителя.
В этой связи выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности руководителя:
1 Неумение управлять
собой. Каждый менеджер должен
научиться управлять собой и
общаться с самим собой как
с уникальным и бесценным ресур
2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится;
3. Неясные личные цели.
Менеджер, не способный определить
свои цели, не может достичь
успеха в управленческой
4. Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания.
Для руководителя важно получить признание, а для этого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера – это главное ограничение. Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не развивают имеющиеся (скрытые) способности;
5.Неумение решать проблемы (принимать решения). Решение проблемы никогда не было простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты;
6.Отсутствие творчества в работе. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск;
7. Неумение влиять
на людей. Ключевую роль в
вопросах влиятельности играет
личный фактор. На многих людей
производит впечатление
8. Непонимание специфики
управленческого труда.
9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс;
10. Неумение обучать.
Каждый руководитель должен заб
11 Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Формирование коллектива - процесс сложный и противоречивый. В зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности, или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера.10
Наступило время, когда при ведении конкурентноспособного бизнеса на первое место выходят управленческие навыки руководителя. Они составляют его стиль руководства. Многие руководители до сих пор управляют интуитивно, опираясь на свой опыт. Интуитивное руководство приводит к определенным результатам, но при этом его нельзя тиражировать или использовать для подготовки кадрового резерва.11 Для оптимизации профессиональной деятельности и личностного роста руководителей необходимо обучение и апробация комплексной тренинговой системы.
Проектирование оптимальной структуры личности руководителя и ее высоких уровней (обучающая комплексная тренинговая программа) предусматривает следующие направления работы:
I этап. Формирование биологической подструктуры личности:
II этап. Формирование психологической подструктуры личности:
На втором этапе формирующего эксперимента предполагается проведение деловых игр по проблемам «Психологии менеджмента».
III этап. Формирование социальной подструктуры личности:
Третий этап подготовки менеджеров включает выполнение и решение системы творческих задач и заданий по развитию организаторских и коммуникативных способностей.12
Руководителю, особенно крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10-12 часов в день.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие:
Таки образом, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель реализует сегодня следующие группы управленческих функций: