Роль руководителя в решении конфликтов в учреждениях социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, цель моей работы – на основе собранной информации проанализировать специфику конфликтов между руководителем и специалистами социального учреждения и попытаться дать рекомендации для предотвращения и разрешения конфликтов.
Задачи моей работы:
Сбор и обработка теоретической информации по теме;
Определение понятия «конфликт»;
Выявление причин конфликтов в социальном учреждении;
Определить типы конфликтов в социальных учреждениях;
Рассмотреть функции конфликтов в социальных учреждениях;
Выявить способы разрешения конфликта в социальной службе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие конфликта……………………………………………………….5
Причины конфликтов в социальных службах…………………………..8
Диагностика, предупреждение и разрешение конфликтов в социальной работе………………………………………………………………………14
Анализ конфликта в Управлении социальной защиты населения по Октябрьскому району в 2013 году……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Женя.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие конфликта……………………………………………………….5
  2. Причины конфликтов в социальных службах…………………………..8
  3. Диагностика, предупреждение и разрешение конфликтов в социальной работе………………………………………………………………………14
  4. Анализ конфликта в Управлении социальной защиты населения по Октябрьскому району в 2013 году……………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликтология —  относительно молодая наука. В завершенном  виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся  к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду  независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с  ними неизбежно связана жизнь  природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще  не употребляли, но уже видели, что  конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке  многих наук и прежде всего –  социологии и психологии.

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное  направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это  событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные  классы и классовые конфликты  в индустриальном обществе» (1957), а  также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

В этот же период аналогичная  ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Понятие «конфликт» (от лат. Conflictus-столкновение) имеет не одну интерпретацию. В философии – это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развитие категории «противоречие», когда  существующие противоположности превращаются крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания  друг-друга и снятия противоречия.

Но, рассматривая исходные позиции для определения понятия  «конфликт», А.Г. Здравомыслов считает  неправомерной попытку подвести его под более широкую категорию  противоречий, поскольку противоречия, по его мнению, далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения  противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов  и соответствующая мотивация  интересов. Пока противоположность  интересов не осознана, конфликт, как  полагает английский политолог Э. Гидденс, ещё не наступает.

Существует огромное разнообразие конфликтов в обществе, что определяется основаниями их возникновения.

Таким образом, цель моей работы – на основе собранной информации проанализировать специфику конфликтов между руководителем и специалистами социального учреждения и попытаться дать рекомендации для предотвращения и разрешения конфликтов.

Задачи моей работы:

  1. Сбор и обработка теоретической информации по теме;
  2. Определение понятия «конфликт»;
  3. Выявление причин конфликтов в социальном учреждении;
  4. Определить типы конфликтов в социальных учреждениях;
  5. Рассмотреть функции конфликтов в социальных учреждениях;
  6. Выявить способы разрешения конфликта в социальной службе;
  7. Проанализировать конфликтную ситуацию в Управлении социальной защиты по Октябрьскому району;
  8. Попытаться дать рекомендации по предотвращению конфликта.

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие конфликта.

 

Конфликт — это достаточно сложный, многоплановый социальный феномен. Конфликты возникают по самым различным основаниям: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным.

В отечественной  литературе большинство определений  конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов, целей. Приведем лишь некоторые из существующих определений:

1. Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

2. Конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному ' порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

3. Конфликт - это тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Несмотря  на все достоинства, выражающиеся в  фиксации многообразных атрибутов  социального конфликта, приведенным  определениям присущ один недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него "места". Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от "борьбы между индивидами" и т.п. Но существует борьба и на уровне отдельной личности, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, социальные общности, государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели, борются за утверждение своих интересов. Эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

Противоречие — основа конфликта. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или же внутри структуры самой личности. Именно противоречия вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов. Всякий конфликт - это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где отсутствуют противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет  конфликта. Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт - это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.

Объект и предмет конфликта. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут "поделить" что-то между собой. Этим объектом могут быть собственность, власть, ресурсы, статус, идея. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и» которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины конфликтов в социальных  службах и стили их разрешения.

 

Конфликты в организациях порождаются определенной конфликтной ситуацией, которая  может существовать задолго до прямого  столкновения ее участников. Понятие  конфликтной ситуации не совпадает  с понятием конфликта, ибо характеризует  лишь предпосылку, создает почву  для возникновения реального  конфликта, а также реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.

Наиболее  характерными признаками конфликтных  ситуаций в организациях могут быть:

- унижение  достоинства личности в официальной  и неофициальной обстановке;

- уклонение  от выполнения указаний, распоряжений  непосредственных руководителей;

- негативные  высказывания в адрес члена  коллектива, словесные или физические  оскорбления;

- замкнутость,  равнодушие, уединение, подавленность  отдельных работников.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих  сторон. Такими действиями могут быть: внешние поведенческие акты и  действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее.

Основные причины возникновения  конфликтов. Причина конфликта может быть охарактеризована как своего рода первичный толчок для его развития. На причину конфликта постоянно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий-членов организации, втянутых в конфликт, и в то же время -источник постоянной подпитки конфликтной ситуации эмоциональной энергией.

Участники конфликта практически всегда воспринимают его причины эмоционально, испытывают чувство несправедливости, обиды, неудовлетворенности. Эмоциональный оттенок обусловливает непредсказуемость течения даже рационального конфликта, зачастую не позволяет осмыслить и устранить его причины. Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта.

Различие или пересечение интересов  членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии - и к конфликту.

Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Существуют несовместимые ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда испытывают напряженность, потенциально агрессивны, являются потенциальным источником возникновения социального конфликта в организации.

Различные формы экономического и  социального неравенства. Само по себе неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта. Наиболее существенным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений. Нередко даже полное неравенство в распределении вознаграждений, а также при фактически властном произволе в отношении к подчиненным члены организации считают такое состояние дел вполне естественным, они не осознаютблокирования их важнейших потребностей,  и  конфликтная ситуация не создается.

Неудовлетворенность отношениями  между отдельными структурными единицами  организации. Этот тип причин вызывает структурные конфликты. Конкретными причинами таких конфликтов выступают следующие аспекты:

- желание  увеличить свою функциональную  значимость или степень функциональной  автономии;

- стремление  отдельных структурных единиц  навязать организации свои правила,  нормы или интересы;

- желание  подразделения или отдельных  работников занять более высокое  место в статусной иерархии  и получить большее количество  ресурсов в условиях, когда методы  простой конкуренции недостаточно  эффективны для достижения этой  цели;

- неудовлетворительные  коммуникации в социальной структуре,  которые могут порождать двойственное  понимание распоряжений и приказов  администрации;

- структурная  взаимозависимость, когда один членов организации или социальная группа может зависеть от другого члена организации или группы при реализации собственных целей.

В целом  же любая из перечисленных выше причин может; стать толчком к конфликту  только при наличии определенных внешних условий. К этим условиям относятся:

1. Технические  условия конфликта, существующие ворганизации: наличие лидеров в конфликтующих группах степень организованности и сплоченности группы конфликте, наличие или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей уучастнике конфликта.

2. Политические   условия:   условия   применения   власти руководителем, осознание зависимости и степени неравенства подчиненными, условия подчинения исполнителей.

3. Социальные  условия: жесткость или либеральность  нормативной системы организации,  соотношение между статусами  и ролевыми требованиями, наличие  неформальных групп, идентификация  работников с группой, мобильность  членов организации, степень институционализации  участников конфликта.

Информация о работе Роль руководителя в решении конфликтов в учреждениях социального обслуживания