Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:15, курсовая работа
Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей.
Виды стратегий:
1) Стратегия перехода страны на рыночные отношения.
2) Стратегия сохранения экосистемы.
Введение
1. Общая схема разработки стратегии
2. Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления
3. Роль стратегического управления на инновационных предприятиях
3.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
3.2 Сущность стратегического менеджмента
3.3 Миссия и цели предприятия
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра «Управление инновационной деятельностью»
Курсовая работа
по дисциплине
«Стратегический менеджмент в инновационной сфере»
Работу выполнили:
ст. гр. 10УИзТ
Елизарова Ю.С.
Полухина А.П.
Руководитель:
Сухова Н.М.
г. Нижний Новгород 2013 г.
Содержание
Введение
1. Общая схема разработки стратегии
2. Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления
3. Роль стратегического управления на инновационных предприятиях
3.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
3.2 Сущность стратегического менеджмента
3.3 Миссия и цели предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей.
Виды стратегий:
1) Стратегия перехода страны на рыночные отношения.
2) Стратегия сохранения экосистемы.
3) Стратегия повышения качества жизни.
4)Стратегия развития отдельных отраслей, регионов, фирм и др.; разработка качественных комплексно - обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегии, является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем.
Стратегии м.б. обоснованными только в случае применения к их разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и др. подходы.
Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений, путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей.
Задачи стратегического менеджмента:
1) определение
вида коммерческой
2) превращение
общих целей в конкретное
3) умелая реализация
выбранного плана для
4) эффективная
реализация выбранной стратегии
5) оценка проделанной
работы, анализ ситуации на рынке,
внесение коррективов в
3 задачи создания стратегии:
1) Формирование стратегического видения
2)Установление целей
3) Разработка стратегии.
Стратегические цели отражают масштабные (говорят также — концептуальные) намерения компании, ведущие к достижению ею существенных результатов в сферах предпринимательства, производства и социальной среде, и включают следующие ранжированные по приоритетности цели:
- обеспечение
максимальной рентабельности
- обеспечение устойчивости положения компании как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
- разработку новых направлений развития, новых видов деятельности компании, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных компаний, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.
Процедура разработки стратегии, основанной на определении видения, миссии и цели, заключается в формировании самих указанных характеристик организации в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние организации, которое соответствует этим характеристикам; проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату.
Моделью, иллюстрирующей процедуру формирования стратегии, является планирование своей жизни человеком преклонного возраста для самого себя, как бы находящегося в прошлом (в юности): какую цель следовало бы поставить себе и какими путями к ней идти, чтобы, находясь в настоящем, получить результат, соответствующий идеальной картине возможных успехов с точки зрения самого человека. Однако после того, как сформулированы видение, миссия и цели, переходить к разработке стратегии преждевременно. Стратегия не может быть оторванной от конкретной организации и от ее реального состояния. Поэтому необходимо проделать значительную аналитическую работу по выявлению сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, которые открывает для нее внешняя среда, по исследованию проблемного поля и анализу действующей в организации стратегии.
Общая схема разработки стратегии изображена на рис. 1.
Рис. 1 Общая схема разработки стратегии
Чтобы представить ситуацию в целом по организации, известный шведский специалист в области управления и организационного развития Б. Карлоф рекомендует анализировать логику отрасли и саму организацию, а также портфель корпоративных бумаг. Нечто подобное предлагает и О.С. Виханский: учитывать как внешние, так и внутренние факторы функционирования организации, а также портфель выпускаемой продукции. Но не увязнуть в деталях и мелочах, а увидеть главное и целиком всю картину позволяет системное представление об организации. Агрегат такой системы, как организация, в данном случае может быть представлен подсистемами, составленными на разных языках описания – конфигуратором. Конфигуратор организации, состоящий из четырех описаний, выглядит следующим образом:
- идеологическая основа организации (видение, миссия, цели и стратегии);
- эффективность на рынке (потребности рынка и степени удовлетворения их организацией, доли организации на рынке и тенденции их изменения, способности организации в создании новых направлений деятельности, потребительская оценка потенциала организации);
- внутренняя эффективность использования ресурсов – труда, собственности и капитала;
- стратегическое управление организацией (способность руководства наметить стратегический курс и организовать внедрение необходимых изменений).
При анализе стратегии организации трудно себе представить, чтобы всегда можно было обнаружить какую-либо публично предъявленную стратегию. Однако попытаться выделить факторы, характеризующие деятельность организации, необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При этом необходимо провести анализ как внутренних, так и внешних для организации параметров.
В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.
Подводя итог рассмотрению вопроса о моделировании процесса разработки стратегии управления организацией, приведем рис. 2, из которого следует, что разработка стратегии осуществляется последовательным приближением к ответу на вопрос: что принесет организации успех в будущем?
Рис. 2 Факторы, определяющие стратегию организации
Вначале необходимо «увидеть» свою организацию в будущем, причем образ организации, с одной стороны, создается как ее идеальный образ, но, с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно той организации, для которой разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния организации можно достичь желаемого лучшего будущего. Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что организация желает предложить обществу и самой себе – своим работникам, т.е. содержанием той миссии, которую организация хотела бы выполнять в будущем.
Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей организации, для достижения которых разрабатывается стратегия.
Разрабатывается своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех организации. Схема формирования стратегии изображена на рис. 3.
Рис. 3 Схема формирования стратегии
Самой простой моделью описания организации, как это следует из теории систем, является модель «черного ящика», в которой известны только параметры на входе в систему и на выходе из нее. Параметры на выходе из системы – это рассмотренные нами цели, а параметры на входе – описания действительного состояния организации и ее окружения. То, что находится внутри «черного ящика» (содержание самой стратегии), требует отдельного рассмотрения.
Общепризнанными «отцами» стратегического планирования считаются А.Д. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф. Они же являются основателями школы дизайна стратегического планирования.
Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) наиболее адекватно отражает общепринятую точку зрения на процесс разработки стратегии развития предприятия. Представители именно этой школы являются авторами методики проведения SWOT-анализа. В общем случае школа дизайна разработала модель формирования стратегии развития предприятия как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей его развития.
В качестве истоков этой школы стратегического планирования следует рассматривать публикацию около сорока лет назад двух работ: Ф, Селника «Руководство в администрировании» и А.Д. Чандлера «Стратегия и структура».
Важным импульсом к дальнейшему развитию данной школы стала деятельность группы генерального менеджмента Гарвардского университета и опубликование ею в 1965 году базового учебника «Политика бизнеса». Теоретическая часть данного издания была подготовлена К. Эндрюсом.
А.Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Он ввел определение понятия «стратегия», которое является ключевым в теории стратегического планирования и управления. Под стратегией А.Д. Чандлер понимает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»1.
Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают «проектирование стратегии».
Описание модели школы дизайна представлено на рисунке 4.
Рис. 4 Основная модель дизайн школы
Эндрюс делает основной акцент
на оценке внешних и
Информация о работе Роль стратегического управления на инновационных предприятиях