Роль стратегического управления на инновационных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей.
Виды стратегий:
1) Стратегия перехода страны на рыночные отношения.
2) Стратегия сохранения экосистемы.

Содержание

Введение
1. Общая схема разработки стратегии
2. Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления
3. Роль стратегического управления на инновационных предприятиях
3.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях
3.2 Сущность стратегического менеджмента
3.3 Миссия и цели предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_po_sukhovoy.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

       Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово- коммерческие группы. Коммерческие фирмы наряду с группами, за многими из которых стоят коммерческие банки, стали приобретать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, инвестиционных конкурсах, активно проводя скупку акций привлекательных предприятий. Названия таких фирм и групп у всех на слуху, это «ЛогоВаз», промышленные группы банков «Менатеп», «Российский кредит» и т. д. Видимо, центральная задача теперь будет состоять в том, чтобы от нынешнего состояния интеграции перейти к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

       Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм — Mars, Siemens, Sony, Procter & GатЫе, L'Оrеa(и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными метода ми, т. е. разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде.

       Таким образом, у директоров бывших государственных предприятий и руководителей новых компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития в долгосрочной перспективе. Дело осложняется тем, что многие российские предприятия оказались в своего рода информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и известно о них пока сравнительно мало, так как на практике они не стали общепринятыми методами плановой работы. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом.

 

       3.2  Сущность стратегического менеджмента

 

         Сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три  важнейших вопроса:

•       В каком положении предприятие находится в настоящее время?

•        В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

•       Каким способом достигнуть желаемого положения?

       Для ответа на первый вопрос  менеджеры должны хорошо понимать  текущую ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка             двух  предыдущих этапов Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

        По своему предметному содержанию  стратегический менеджмент обращается  лишь к основным, базисным процессам  на предприятии и за его  пределами, уделяя внимание не  столько наличным ресурсам и  процессам, сколько возможностям  наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

        Стратегические решения — это  управленческие решения, которые:

        1) ориентированы на будущее и  закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

         2) сопряжены со значительной неопределенностью,  поскольку учитывают неконтролируемые  внешние факторы, воздействующие  на предприятие;

         3) связаны с вовлечением значительных  ресурсов и могут иметь чрезвычайно  серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

       К числу стратегических решений  можно отнести:

       • реконструкцию предприятия;

       • внедрение новшеств (новая продукция,  новые технологии);

       • организационные изменения  (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

        * выход на новые рынки сбыта;

         • приобретение, слияние предприятий  и т. д.

                     Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.    

 

        3.3 Миссия и цели предприятия

 

          Важными базисными элементами  стратегического менеджмента   являются корпоративная миссия  и корпоративные цели. В принципе  возможны два подхода к установлению  целей предприятия. Суть первого  подхода достаточно проста и  хорошо известна российским специалистам по управлению: установить цели, исходя из достигнутого  уровня, добавляя, скажем, 2 — 3% к цифрам прошлого года. Это так называемый метод «планирования от достигнутого».

           Второй подход к установлению  корпоративных целей значительно сложнее, он предполагает разбиение процесса определения целей на ряд последовательных шагов:

           1. Определение миссии (философии)  бизнеса.

           2. Установление долгосрочных общих  целей на плановый период.

           3. Определение конкретных целей (задач).

           Считается, что основное достоинство  такого пошагового подхода заключается  в том, что он заставляет  менеджеров и специалистов предприятия  осмыслить, что они желают достичь  и каким именно образом.

          Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (данный термин дословно означает «ответственное задание, роль»). Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие: каковы его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия (философия) бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»

         Для иллюстрации понятия миссии  можно сравнить два подхода  к бизнесу: открыть парикмахерскую или салон красоты для женщин. Второй  подход исходит из потребительских нужд и рассматривает бизнес более широко, с перспективой роста: сегодня — только прически, завтра — макияж, лечебные процедуры и т. д. Миссию бизнеса можно в этом случае определить, например, так: «Мы делаем женщин красивыми».

         Считается, что формулировка миссии  должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной  для восприятия (часто это бывает  лозунг), и отражать следующие  аспекты:

1)     круг удовлетворяемых потребностей;

2) характеристика  продукции предприятия и ее  конкурентных преимуществ;

        3) перспективы роста бизнеса.

          Обзоры показывают, что 60 — 75% североамериканских компаний имеют  четко сформулированную миссию. Руководители многих новых российских компаний также определяют миссию своего бизнеса. Приведем примеры формулировок миссии фирмы.

          Компания Matsuctta так формулирует свою  миссию: Matsucita желает способствовать  улучшению качества жизни, снабжая  мир дешевыми, как вода, электроприборами». В данной формулировке нашли отражение все три вышеназванных аспекта. Миссия фирмы Хеrох прекрасно демонстрирует, перспективы роста бизнеса — «От копировальной техники к офису будущего». Другие примеры миссий:

         «Два века традиций — гарантия качества» (Фольгопрокатный завод, Санкт-Петербург).

         «Мы экономим ваше время и  деньги» (Инком банк). «Стихии  не подвластен» (Онэксимбанк).

         «Мы работаем на рынке весоизмерительного  оборудования» («Генро», г. Кемерово).

        «На шаг впереди спроса» (Камышинский ХБК, Волгоградская область).

          «Мы не просто продаем технику.  Наша главная задача — предложить

решение проблем  для вашего бизнеса» («Лаикс», г. Новосибирск).

          При анализе и обсуждении перспектив  развития предприятия, его стратегии дискуссии по поводу миссии фирмы имеют большое значение, так как помогают менеджерам и другим работникам получить более широкую панораму бизнеса, позволяют взглянуть на деятельность предприятия «с высоты птичьего полета», без чего долгосрочная конкуренция немыслима. Миссия бизнеса имеет огромное значение для коммуникации внутри предприятия (позволяет сотрудникам фирмы лучше понять ее деятельность, а руководителям — иметь долгосрочные ориентиры) и вне его (способствует доведению информации до акционеров, потребителей' и поставщиков). В этом состоит двоякое предназначение миссии — указать персоналу, потребителям, акционерам определенное и понятное направление роста предприятия. Выбор узкой миссии, учитывающей перспективы производства и сбыта товара, может ограничить горизонт бизнеса, привести к тому, что возможности бизнеса будут упущены.

         Следующий этап связан с определением  общих долгосрочных целей предприятия.  Термин «общие» означает широкие  по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик. Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет свои цели.

           1. Положение на рынке. Рыночными  целями могут быть завоевание  лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.

          2. Инновации. Целевые установки  в этой области связаны с  определением новых способов  ведения бизнеса: организацией  производства новых товаров, освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.

          3. Производительность. Более эффективно  то предприятие, которое затрачивает  на производство определенного  количества продукции меньше  экономических ресурсов. Показатели производительности труда, ресурсосбережения важны для любого предприятия.

         4. Ресурсы. Определяется потребность  во всех видах ресурсов. Сравнивается  наличный уровень с необходимым,  и выдвигаются цели относительно  расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.

          5. Прибыльность. Эти цели могут  быть выражены количественно:  достигнуть определенного уровня  прибыли, рентабельности.

          6. Управленческие аспекты. Краткосрочная  прибыль предприятия,  как правило, является результатом предпринимательского таланта и чутья, а также везения. Обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет организации эффективного менеджмента, отсутствие которого, по мнению многих специалистов, сдерживает развитие российских предприятий.

          7. Персонал. Цели в отношении персонала  могут быть связаны с сохранением  рабочих мест, обеспечением приемлемого  уровня оплаты труда, улучшением  условий и мотивации труда  и т. д.

          8. Социальная ответственность. В настоящее время большинство западных экономистов признает, что отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепризнанных ценностей. Собственно с этим связаны введение, понятия «заинтересованные лица» бизнеса, разработка мероприятий по формированию благоприятного имиджа фирмы, забота о не нанесении ущерба окружающей среде.

          Многоплановость целей объясняется  тем, что любое предприятие,  любая экономическая система  являются многоцелевыми. И сложность заключается в определении приоритетов целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

Информация о работе Роль стратегического управления на инновационных предприятиях