Роль этики в деловых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является этики в деловых отношениях, объектом коммуникации менеджмента.
Целью работы является рассмотрение этнических проблем в деловых отношениях. Для этого реализуются следующие задачи:
- Представить основные концепции этики деловых отношений.
- Определить специфику этики деловых отношениях.
- Обосновать основные проблемы этики деловых отношений.
- Определить значение этичного поведения в деловых отношениях.

Содержание

Введение 3
1.ЭТИКА
1.1. Определение этики 5
1.2. Различии морали и этики 6
1.3. Виды этики 7
1.4.Основные концепции этики 9
2. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Определение этики деловых отношений 12
2.2 Основные принципы этики деловых отношений 13
2.3 Основные проблемы становления этики
деловых отношений в России 15
2.4. Макро- и Микроэтика делового общения 16
2.5. Принципы деловых отношений в России 17
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Роль менеджеров в организации 18
3.2. Корпоративная этика и принятие решений 19
3.3. Проблема служебных разоблачений 22
3.4. Проблемы работающих женщин 23
3.5. Этика выгодных связей 25
3.6. Решение этических проблем 27
4. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
4.1. Макроперспектива 28
4.2. Последствия неэтичного поведения в макроперспективе 29
4.3. Микроперспектива: этика и доверие 32
Заключение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

3. Нравственность      практических     действий     (множество     разных нравственных мнений относительно некоторых из практических действий) может иметь своим источником различия в нравственных принципах. Но может иметь источником различия в фактах или восприятии этих фактов по-разному.

4. Самовыражение (развитие личных  способностей). При условии, что члены общества соблюдают основные нравственные нормы, им позволяется свободно выбирать и другие ценности и собственный образ жизни. Это создает разновидность морального плюрализма, так как совершенствование и реализация личных способностей относятся, согласно некоторым воззрениям, к сфере морали.

Глава 2. Этика деловых  отношений (ЭДО)

2.1. Определение этики  деловых отношений

ЭДО изучает соответствие моральных норм человека (работника) деятельности и целям организации и представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере. Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности. Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Основополагающие нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов    поведения    окружающих,     социальная    ответственность   за психологическую защищенность сотрудников и т.п. – это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений. Другое определение этики деловых отношений через понятие управленческих решений: «деловая этика – это происходящий либо до, либо после принятия решений процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества» .

Принципы этики деловых отношений  – обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей; приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

2.2  Основные принципы  этики деловых отношений

 Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что  не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о  чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены

минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении

Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между

людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что  не ведет к большему благу,  нежели вреду для

общества, в котором ты живешь (принцип  основан на этике утилитаризма

(практической пользе нравственного  поведения), разработанной И. Бентамом  и

Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего  ты не желал бы рекомендовать  делать

другим, оказавшимся в похожей  ситуации (принцип основан на категорическом

императиве И. Канта, в котором  декларируется знаменитое правило  об

универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что  ущемляет установленные права  других

(принцип основан на взглядах  Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона  на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в рамках  закона в

соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо

максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о

наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической

теории А. Смита и учении В. Паретто  об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что  могло бы повредить слабейшим  в нашем

обществе (принцип основан на правиле  распределительной справедливости

Ролса).

10. Никогда не делай того, что  препятствовало бы праву другого  человека

на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о

расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Идеальной, хотя и отдаленной, целью  мирового делового сообщества

становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических

принципов.

2.3.  Основные проблемы становления этики деловых отношений в России

Внутренние барьеры:

1. Скептическое и негативное  отношение к нововведениям.

2. Смещение ответственности на  другого.

3. Неуверенность в своей моральной  последовательности.

4. Страх за конкурентоспособность.

5. Сомнение в том, что принципы  будут работать на практике, так  как они

не имеют силы обязательного  исполнения.

Внешние барьеры:

1. Частая смена законов и нормативно–правовых  актов.

2. Незавершенность процесса формирования  общественного мнения.

3. Теневая и криминальная экономика,  как дополнительные факторы

формирования деловой этики.

4. Многочисленные факты вымогательства  со стороны чиновников, низкий

уровень развития собственного персонала, продажность собственного

персонала, финансовая нестабильность.

Эти принципы использованы для определения  принципов этики деловых

отношений в России.

2.4. Макро- и Микроэтика делового общения

Макроуровневый подход характерен для взаимодействия на уровне мирового сообщества, стран, международных корпораций, организаций внутри страны. Особенно он значим для экономик переходного периода, в которых происходит трансформация основных экономических институтов. В это время несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

Микроэтика делового общения

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами. Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы: обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями; обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей; принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов. Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

обеспечивать профессиональный и  тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов; обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции; сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов; с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям. Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах: обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству; быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции; прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников; в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом; избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу; обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний; поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы. Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» в 1997 году разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению принципов деловых отношений .

2.5.    Принципы деловых отношений в России

1. Прибыль важнее всего, но  честь дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела  – это основа отношений с  ними личности        принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия и  угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

4. Всегда веди дело сообразно  средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем  – основа предпринимательства  и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, профессионала

6. Конкурируй достойно. Не доводи  деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на  власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

9. Твори добро для людей, а  не ради корысти и тщеславия.  Не требуй за него непременного общественного признания.

10. При создании и ведении  дела как минимум не наноси  ущерба

11. Найди в себе силы противостоять  преступности и коррупции.

12. Проявляй терпимость к представителям  других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они – просто другие

Глава 3  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1  Роль менеджеров в организации

Менеджеры вынуждены принимать  решения, которые затрагивают интересы других людей. Менеджер может определить ценность собственных

правил методом проб и ошибок. Однако деловые решения требуют, чтобы он делал это в отношении других людей, взвешивая противоречивые интересы, которые при этом затрагиваются. Например, нам часто приходится уравновешивать интересы вышестоящих менеджеров и сотрудников. Среди вышестоящих менеджеров могут быть различные взгляды, а интересы бывших, настоящих и будущих сотрудников не являются идентичными. Каждый сотрудник компании отвечает за репутацию компании, а совокупные действия сотрудников определяют стандарты компании. Этические стандарты компании определяются в соответствии действиями, деятельностью компании , а не с ханжескими заявлениями о намерениях, провозглашаемых от ее имени. Характер, репутация компании имеет важное значение для тех, кто в ней работает, для тех, кто имеет с ней дело, и для тех, кто собирается к ней присоединиться. Однако наибольшее значение имеет позиция менеджера и его поведение при принятии решений, которые регулируются сочетанием этических и коммерческих стандартов.

3.2.   Корпоративная этика и принятие решений

Как влияет корпоративная этика  на поведение менеджеров? Почему менеджеры совершают неэтичные поступки, которые наносят большой вред их организациям, им самим и людям, покровительствующим этим организациям, от которых зависит деятельность их организаций? Геллерман в своей знаменитой статье «Почему хорошие менеджеры принимают плохие этические решения» подробно исследовал этот вопрос. Анализ практики принятия этически неправильных управленческих решений позволяет выделить, по мнению Геллермана, четыре основных причины неправильного поведения менеджеров:

1) уверенность в том, что данная  деятельность не выходит за  рамки этических и юридических норм, т. е. что она на самом деле не является нелегальной или аморальной;

2) уверенность в том, что данная  деятельность отвечает интересам  индивида или организации и что от индивида ожидают именно подобных действий;

Информация о работе Роль этики в деловых отношениях