Роль этики в деловых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является этики в деловых отношениях, объектом коммуникации менеджмента.
Целью работы является рассмотрение этнических проблем в деловых отношениях. Для этого реализуются следующие задачи:
- Представить основные концепции этики деловых отношений.
- Определить специфику этики деловых отношениях.
- Обосновать основные проблемы этики деловых отношений.
- Определить значение этичного поведения в деловых отношениях.

Содержание

Введение 3
1.ЭТИКА
1.1. Определение этики 5
1.2. Различии морали и этики 6
1.3. Виды этики 7
1.4.Основные концепции этики 9
2. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Определение этики деловых отношений 12
2.2 Основные принципы этики деловых отношений 13
2.3 Основные проблемы становления этики
деловых отношений в России 15
2.4. Макро- и Микроэтика делового общения 16
2.5. Принципы деловых отношений в России 17
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Роль менеджеров в организации 18
3.2. Корпоративная этика и принятие решений 19
3.3. Проблема служебных разоблачений 22
3.4. Проблемы работающих женщин 23
3.5. Этика выгодных связей 25
3.6. Решение этических проблем 27
4. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
4.1. Макроперспектива 28
4.2. Последствия неэтичного поведения в макроперспективе 29
4.3. Микроперспектива: этика и доверие 32
Заключение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

3) уверенность в том, что данная  деятельность «безопасна», так  как никогда не будет обнаружена и обнародована;

4) уверенность в том, что поскольку  данная деятельность помогает компании, то компания отнесется снисходительно и даже защитит человека, который ею занимается. Возможные рекомендации в этих случаях следующие. Для первой причины самым надежным руководством здесь является известный принцип: когда сомневаешься – не делай. Вопреки популярным мифам менеджерам платят не за риск, а за понимание того, когда стоит рисковать. Кроме того, максимизация прибыли не является основным приоритетом компании. Главное – обеспечить выживание компании. Все менеджеры рискуют, отдавая своим компаниям намного больше того, что от них требуется. Но следует никогда не забывать, что те же самые руководители, которые постоянно требуют делать больше, или лучше, или быстрее, или дешевле, обвинят вас в превышении полномочий или игнорировании предупреждений. Самые умные менеджеры знают, что лучший ответ на вопрос: «Как далеко находится далеко?» – стараться не пробовать. Обращаясь ко второй причине, следует подчеркнуть, такая уверенность часто является результатом ограниченного понимания интересов организации. Амбициозные менеджеры ищут способы привлечения благожелательного внимания, чтобы выделиться среди других, поэтому пытаются показывать результаты лучше, чем их соперники. Печальная правда заключается в том, что менеджеров часто продвигают на основании «больших» результатов, достигнутых именно неэтичными способами. Например, можно игнорировать службу ремонта, или переобучение, или проблему повышения качества обслуживания покупателей, чтобы сэкономить какой-либо ресурс, и все это сходит с рук на некоторое время. Проблемы, которые создают подобные люди, не всегда ассоциируются именно с ними. Роль «сторожевых псов», которые бы вынюхивали возможные незаконные сделки, может играть независимое аудиторское агентство, подотчетное совету директоров. Оно может представить не приятный, но убедительный доклад о том, каким способом менеджеры достигают своих успехов. Это помогает выйти на истинные интересы компании, которые в первую очередь предполагают честное поведение. Третья причина, по которой менеджеры готовы рискнуть, – уверенность в том, что им это может «сойти с рук», – наиболее сложная, так как часто так и происходит. Много случаев незаконного поведения вообще никогда не расследуются. Известно, что совесть сама по себе останавливает не всех. Незамеченный порок порождает самодовольство. Возникают закономерные вопросы: каким образом можно остановить злоупотребления, которые трудно раскрыть? как сделать так, чтобы их можно было раскрыть? Наиболее эффективное сдерживающее средство – не ужесточать наказания для тех, кого поймали, а повышать осознанную вероятность быть пойманным. Использование мотивации сотрудников и проблема манипулирования Три критерия могут помочь правильно оценить средства мотивации.

1. Люди, призывающие других к  действиям, должны апеллировать  к благородным побуждениям.

2. Руководители не должны скрывать  используемых ими способов управления мотивацией, ибо скрытые формы тождественны манипулированию. Если люди, на которых оказывается влияние, остаются в неведении о нем, значит, эти способы неправомерны и нечестны.

3. Правильные методы поощряют  людей к активному выбору, помогая  вкаждом конкретном случае выявить альтернативы, варианты, возможности. Они также способствуют принятию смелых решений. Манипуляция настолько тесно связана с результатом, что у тех, кто находится под ее воздействием, нет иного выбора, как смириться с нею. Приведем несколько вопросов, которые руководители могут использовать для оценки качества осуществляемого ими руководства: развивают ли руководимые мной люди свои способности? растет ли их способность принимать решения и брать на себя ответственность? учатся ли они сотрудничать со своими коллегами? участвуют ли они в принятии решений?  чувствуют ли они мое поощрение и поддержку? помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более производительно? Если вы ответите на эти вопросы положительно, вы хороший  руководитель, который не склонен манипулировать сотрудниками организации.

3.3.   Проблема служебных разоблачений

Вопиющие факты растрат, обмана или коррупции имеют место в настоящее время. Большинство из нас ничего не делает, чтобы справиться с этими проблемами. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах – «стукачество» – воспринимается негативно. Борцы за этическую чистоту на собственном горьком опыте познали и цену, которуюнадо заплатить за «стукачество» («сигнализаторство»), и то, чем оновознаграждается. Практически все борцы за этическую чистоту вначале твердо верили в свою организацию, были убеждены, что, если они подадут жалобу начальнику, по ней будут приняты соответствующие меры. Эта наивность приводила их в западню. Наказание бывает разным: перемещение по службе, понижение в должности, увольнение, личная травля и запугивание. В качестве первого шага обычно делается попытка подорвать репутацию и эффективность работы «стукача» путем изолирования его или поручения ему менее важных обязанностей, или вообще отстранения от работы. В этих условиях для них закрыт доступ к важным документам, и они не могут участвовать в разговорах с коллегами, которые могли бы повлиять на политику организации или открыть новую разоблачающую информацию. Хью Кауфман, борец за этическую чистоту, который работает в Агентстве охраны окружающей среды сказал: «Если на вашей стороне Бог, закон, пресса и факты, ваши шансы на успех составляют 50 на 50». Уже упоминавшийся ранее А. Кэдбери писал о практике анонимного информирования высшего руководства следующее: «…с этической точки зрения степень изменения моего суждения о конкретном человеке остается между нами». В России к явлению «стукачества» противоречивое отношение.

3.4.  Проблемы работающих женщин

С каждым годом доля женщин в бизнесе, управлении, государственной службе непрерывно возрастает. Женщины завоевывают все более высокооплачиваемые сферы занятости и профессии, разрыв в оплате между ними и мужчинами снижается: например, если средний заработок женщин в США в начале 80-х годов составлял 60 % от заработка мужчин, то через 10 лет – около 70 %. Но, несмотря на достигнутый прогресс, женщины продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в той же области. Выделим несколько проблем, с которыми сталкиваются работающие женщины. Первая из них связана с ограничением карьерного продвижения женщин на высшие управляющие должности. Многие женщины наталкиваются на так называемый «стеклянный потолок (или стену)», представляющий собой слабую дискриминацию, который не позволяет им занять самые высшие должности. В Западной Европе и России женщинам часто отказывают в продвижении, потому что многие полагают, что они меньше интересуются работой и больше привязаны к семье, чем их коллеги-мужчины. По мнению специалистов, хороший способ борьбы с этим предубеждением заключается в предоставлении женщинам двух различных путей карьеры: быстрого – для тех, кто считает, что работа имеет наивысший приоритет, и так называемого материнского пути  для тех, кто хочет более равномерно распределять свое время между работой и семьей. Хотя многих женщин беспокоит концепция «материнского» пути, так как им кажется, что она может служить для оправдания дискриминации. 82 % из 1000 женщин-профессионалов показали при опросе, что они скорее предпочли бы такой путь карьеры, в котором сочетались бы гибкий график работы, полная рабочая неделя, возможность тратить больше времени на семью, пусть даже и при более медленном продвижении по службе, чем путь, предусматривающий быстрое продвижение по службе в сочетании с жестким графиком работы. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины, – проблема сексуальных домогательств. Данная проблема касается не только женщин, но и мужчин. Однако количество сексуальных домогательств по отношению к женщинам в несколько раз больше (по крайней мере, в наши дни), чем по отношению к мужчинам. По определению американской Комиссии по обеспечению равных возможностей занятости сексуальные домогательства представляют собой неспровоцированные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального характера, обращенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего сексуальное домогательство направлено от начальника к подчиненному. Просвещение состоит в проведении специальных семинаров и конференций, предупреждении своих сотрудников об увольнении при доказательстве сексуальных  домогательств в организации. Фирма может также разработать специальную политику в области предотвращения сексуальных домогательств.

3.5. Этика выгодных связей

Решение деловых и личных проблем в нарушении существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, весьма распространено в России. Слово «блат» знакомо каждому русскому человеку. «Достать по блату», «приняли в вуз (на работу) по блату», «сделали что-то по блату» и подобные выражения встречаются в нашей речи довольно часто. Нильс Нильсон, специально исследовав проблему блата в СССР и современной России, сформулировал несколько вопросов, которые, по его мнению, способны прояснить нравственную природу конкретного поступка. В случае, если некое лицо, наделенное определенными полномочиями (как говорят у нас, «используя служебное положение»), оказало вам некую услугу, предполагает ответные услуги с вашей стороны. Система такого рода неформальных взаимоотношений разъедает, как ржавчина, существующие      официальные      взаимоотношения     между    людьми     и организациями. Использование правила «ты – мне, я – тебе» разрушает не только деловые, общественные или правительственные организации, но и вообще отношения между людьми. Ценность человека начинает определяться не его заслугами, профессионализмом и человеческими качествами, а способностью что-либо «достать» конкретному лицу или исполнить любое его указание (личная преданность, а не преданность интересам дела).  Сложнее обстоит дело, когда вы представляете не свои личные интересы, а интересы организации. Нужно ли давать взятку или взять кого-либо на работу («устроить»), или сделать что-либо подобное и теоретически безусловно нравственно небезупречное, чтобы зарегистрировать организацию, открыть новое дело, получить то, что вам положено по закону. Этические рекомендации многих транснациональных компаний советуют учитывать этические и культурные традиции той страны, в которой вы находитесь и работаете. Существуют три культурные традиции, лежащие в основе современных деловых операций в неевропейских странах: «замкнутый круг» (круговая порука), система взаимных услуг и обмен подарками. В странах с недостаточно развитой экономикой и культурой формальных деловых отношений большинство людей считает, что они принадлежат к определенному замкнутому кругу, который состоит из родственников, друзей и самых близких коллег. Все, входящие в этот круг, должны защищать друг друга и обеспечивать взаимное процветание. Любой человек вне этого круга является «чужаком», чьи намерения необходимо ставить под сомнение. Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чиновники) предпочитают иметь дело с людьми, которых они знают и которым доверяют. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, – это подарки. Сделать или получить подарок значит гораздо больше, чем просто дружеский жест. Это может положить начало длинной серии обмена подарками. Специалист по данному вопросу Джеффри Фейдиман считает: «Подарки являются просто катализаторами. При идеальных обстоятельствах этот процесс должен стать нескончаемой цепью событий, включая визиты, подарки, дружеские жесты и услуги, которые льются рекой от участника к участнику в течение всей их жизни». Если в родной стране организации нечтосчитается коррупцией, а в других странах – общепринятой деловой практикой, то как должны действовать местные менеджеры? Компании могут вести бизнес только в тех странах, где они чувствуют себя комфортно с этической точки зрения. Какие платежи с целью получения заказа являются для компании законными, и в какой момент подарки для сотрудников превращаются во взятки? «Я пользуюсь двумя простыми правилами проверки того, насколько платеж является приемлемым с точки зрения компании, – пишет А. Кэдбери. – Отражен ли платеж в платежном документе? Не возражает ли получатель подарка против того, чтобы о нем упомянули в газете компании?» Первое правило гарантирует, что все платежи, какими бы странными они ни казались, фиксируются и записываются в платежной ведомости. Второе правило направлено на различение взятки и подарка в зависимости от стоимости подарка и от воздействия, которое он может оказать на получателя.

3.6. Решение этических проблем

Указанные выше два правила имеют следующую логику: открытость и этика идут рука об руку и любые действия считаются неэтичными, если их нельзя публично обсудить. Открытость принятия решений отражает ту же логику. Она предоставляет тем, кто заинтересован в определенном решении, возможность обнародовать свои взгляды и открывает для дискуссий причины, по которым были приняты определенные решения. Это в свою очередь позволяет лицам, принимающим решения, учиться на основе опыта и улучшать свою способность выносить суждения. Многие известные бизнесмены полагают, что открытость является наилучшим способом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний. Открытость не панацея для улучшения взаимоотношений между бизнесом и обществом, но стремление действовать в открытой системе лежит в основе подобных взаимоотношений. Бизнес должен быть открытым для мнений общества и открыто говорить о себе. Это необходимо для создания доверия.

Глава 4.   ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

4.1.  Макроперспектива Все большее число стран полагается на рыночную систему как на механизм распределения товаров и услуг. В этих странах считают, что хотя рыночная система и несовершенна, она является более действенным и эффективным средством распределения национальных ресурсов, чем любая командная система (например, командная система – это экономическая система, в которой национальные ресурсы распределяет центральная власть. Для того чтобы рыночная система работала эффективно, необходимо соблюдение нескольких условий: право владеть частной собственностью и управлять ею; свобода выбора при приобретении и продаже товаров и услуг; доступность точной информации о товарах и услугах. Владение частной собственностью необходимо для совершения обмена. Свобода выбора при обмене позволяет конкурентным силам регулировать рынок. Точная информация дает покупателям возможность находить на рынке необходимые им товары и услуги, благодаря чему они могут пользоваться свободой выбора. Частная собственность существенно важна для обмена. Обладание частной собственностью предполагает защиту этой собственности от обмена без согласия ее владельца. Для того чтобы рыночная система работала, мы должны иметь право частной собственности, и наше право собственности должны уважать. Свобода выбора при обмене предполагает, что вы можете купить любой товар, какой пожелаете, если у вас есть деньги для оплаты покупки. При каждой покупке покупатель «голосует» своими деньгами. Ресурсы распределяются в пользу товаров и услуг, имеющих спрос у потребителей. Например, если вы довольны купленным товаром, то распределение было успешным. Если же приобретение вас разочаровало, значит, рынок работает неудовлетворительно. Вы получили неверную информацию и своей покупкой «проголосовали» за скверный продукт. Проблемы возникают, когда или покупатели, или продавцы несвободны при обмене либо когда информация о товаре или услуге неверна. В таких случаях рыночная система не может функционировать должным образом, поэтому люди вынуждены покупать продукты и услуги, дающие им меньшую удовлетворенность, чем они могли бы получить при приобретении других товаров и услуг. Поскольку рыночная система распределяет ресурсы на основе объема продаж, производство тех товаров и услуг, которые приносят меньшее удовлетворение, при таком искажении расширяется, а тех, которые обеспечивают большее удовлетворение, свертывается. Таким образом, при таком распределении ресурсов в случае неэтичного поведения общая удовлетворенность потребителей меньше той, какая могла бы достигаться при другом распределении.

Информация о работе Роль этики в деловых отношениях