Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:49, курсовая работа
целью данной работы является изучение предпосылок развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики; изучение современных подходов к их стратегическому развитию; характеристика российской и зарубежной практик реализации задач стратегического менеджмента; и рассмотрение предложений по совершенствованию стратегического управления российских предприятий.
Введение…………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1
1.1. Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях. …………………….….5
1.2. Современные подходы к стратегическому менеджменту……. …………8
1.3. Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие. ……..12
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»…….……………………………………………………….....16
ГЛАВА 2
2.1. Зарубежная практика реализации задач стратегического менеджмента….......20
2.2. Российская практика реализации задач стратегического менеджмента……....22
ГЛАВА 3
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию………………………..30
Заключение…………………………..…………………………………………...33
Список использованной литературы. ………………………………35
Один из наиболее распространенных методов ПЦП основан на выявлении и структуризации проблем в виде «дерева целей» (проблем) с непересекающимися путями. Название «дерево» связано с представлением целей в виде перевернутого кроной вниз дерева. Построение «дерева целей» осуществляется путем декомпозиции стратегической цели более низкого уровня. Затем предполагается построение системы мероприятий, осуществление которых позволяет достичь поставленных целей, и определение ресурсного обеспечения указанных мероприятий. Конкретные целевые программы при таком подходе формируются по основным ветвям «дерева целей».
Структуризация в виде «дерева целей» (проблем) выявила ограничения такого подхода, связанные со сложностью внесения изменений, негибкостью структуры, сложностью разделения проблем на текущие и перспективные, статические и динамические. Обследование предприятий и опрос их директоров по заданию органов управления показали, что практически на всех предприятиях в доперестроечное время существовали целевые программы. Наиболее типичным были программы «Качество», «Ресурсосбережение», «Новая продукция», программы экономического и социального развития и т.д. Однако очень редко данные программы учитывались при составлении пятилетних планов и в текущей управленческой деятельности. Это во многом было следствием формального применения программно-целевого планирования на предприятиях, когда многие программы создавались лишь для того, чтобы отчитаться о наличии их в плане целевых программ. Зачастую они не были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами и не согласовались с плановыми заданиями.
Реальное формирование стратегического менеджмента на российских предприятиях началось только в 1990-е гг. после предоставления им настоящей самостоятельности, реформирования собственности, сдерживания темпов инфляции.
Интерес
руководителей российских
Изменения организационных структур управления выражаются как в реструктуризации предприятий, так и изменения внутренней структуры управления путем создания новых подразделений и перераспределений обязанностей между существующими.
Например, на Алтае, как и в других регионах страны, развиваются два стратегических направления реструктуризации предприятий:
- выделение
самостоятельных дочерних
- сохранение единой структуры предприятия с выделением стратегических бизнес-единиц, как это сделано в научно-производственном объединении «Алтайский НИИ технологии машиностроения».
В рамках изменения организационных структур управления происходит создание новых отделов и служб – маркетинга, внешнеэкономической деятельности, финансового отдела, а также перераспределение сложившихся функциональных обязанностей между существующими структурами. Но изменения организационной структуры должны определяться стратегией предприятия, а не осуществляться сами по себе.
Вместе с тем российские
ГЛАВА 3
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию
Деятельность российских предприятий в условиях формирующихся рыночных отношений настоятельно требует пересмотра практики управления. Совершенствование управления должно быть направлено на то, чтобы поставить на внутренний и внешний рынок качественные и конкурентные, пользующиеся спросом, товары и услуги – это, во-первых. Во-вторых, это обеспечение устойчивого конкурентного преимущества на внешнем рынке – это новая и долгосрочная установка.
Основа идеологии стратегического менеджмента – это осознание необходимости непрерывного анализа внешней среды компании и принятие с учетом этого стратегических решений. Компании должны создавать и внедрять такие управленческие системы, которые позволяли бы им быть более гибкими в принятии решений и быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и потребительских предпочтений, а также на действия конкурентов.
В целом опыт
работы российских предприятий в
области стратегического
1. В стратегическом
менеджменте велика роль
2. Стратегическое управление по многим аспектам относится к области искусства управления, где применимы лишь наиболее общие методические рекомендации. В связи с этим особую значимость приобретают такие факторы, как:
- творческие способности руководителей и специалистов предприятия;
- сложившийся
на предприятии стиль
- общий
социально-психологический
- умение
наладить творческую
3. В процессе
разработки стратегии
4. Стратегический
менеджмент должен быть
Важной целью
в совершенствовании
Современный руководитель понимает «стратегическое управление», но не всегда это понимание позволяет сделать еще один шаг – понять необходимость инноваций и оценить их преимущества.
Сегодня инновации являются неотъемлемым инструментом достижения конкурентных преимуществ и методом выхода из кризисных ситуаций. Одной из ключевых особенностей современных инноваций является их тесная связь с информационными технологиями, обеспечивающими фундамент сегодняшнего информационного общества. Вот почему в этом направлении так важна государственная поддержка и контроль.
Заключение
В заключении можно отметить, что управление современными российскими предприятиями сталкивается со многими проблемами. Стратегическое управление – это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке:
1) первая область связана с минимизацией издержек;
2) вторая со специализацией в производстве продукции;
3) третья – это фиксации определенного сегмента рынка
Исходя из сказанного,
следует, что наиболее эффективным
является следующая последовательность
использования на предприятиях существующих
подходов к стратегическому
В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия
Основные направления
стратегии предприятия
Формулирование и внедрение стратегии – это основные функции управления. Конечный результат функционирования фирмы во многом зависит от эффективной реализации ее стратегии.
Экономисты разработали специальные требования, которые следует выполнять в процессе реализации стратегии. Но опыт стратегического управления показывает, что разработать хороший стратегический план намного проще, чем реализовать его на практике.
Реализация стратегии является самым критическим этапом процесса стратегического управления предприятием, поскольку именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к поставленным целям. Но как показывает практика предприятия в реальной экономической обстановке могут реализовать лишь 60% своей стратегии.
Российская экономика уже пятнадцать лет находится в условиях перехода к рыночным отношениям. Несмотря на определенные сдвиги, большинство отечественных предприятий и компаний все еще не нашли своего стратегического направления, которое позволило бы им обеспечить устойчивое конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе. К сожалению, не все предприятия осознали необходимость и значимость стратегического подхода к своей деятельности. Как показывает отечественный опыт, большинство субъектов рынка все еще функционируют, ориентируясь на краткосрочную перспективу. Да и государство в целом придерживается в основном перспективы в разрезе одного года, свидетельством чего является бюджет страны, который составляется всего на год.
Список используемой литературы
1.Шевченко
И.К. Организация
m91/04.htm.
2. Круглова Н. Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М: Издательство РДЛ, 2003.
3. Галлямов
Ф.Ф. Стратегический
4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
5. Маркова
В. Д., Кузнецова С. А.
6. Зайцева Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2007.
7. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под. ред. Петрова А. Н. – СПб.: Питер, 2006.
8. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №1.
9. Павлова С. Н. Методические подходы к организации экономическим анализом инновационной деятельностью промышленного предприятия // Региональная экономика, 2008. - № 12.
10. Иванов М. С. Стратегия как цель // Российский экономический журнал. - 2007. - № 9.
11. Абрамова
Е. А., Белоусов Д. Р., Михайленко
К. В. Экономические итоги
12. Отчет:
Бюджетирование, ориентированное на
результат: международный опыт
и возможности применения в
России. Отчет подготовлен Центром
фискальной политики при
Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента