Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:59, реферат
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
За рассматриваемый период трудоустроено 93,4 тыс. безработных (за соответствующий период 2000 года 79,9 тыс. человек), что составляет 40,4% обратившихся в органы занятости. В сельской местности трудоустроено 25,4 тыс. человек (20,3 тыс. человек) или 32,2% обратившихся.
Диаграмма №1
Большие различия в величине
этого показателя наблюдаются по
регионам республики. Высокий процент
трудоустройства в
Самые низкие показатели в Кызылординской 14,1%, Атырауской 17,4%, и Жамбылской 19,1% областях.
В результате совершенствования
нормативной правовой базы, регулирующей
вопросы занятости, созданы реальные
возможности расширения видов и
объемов общественных работ. Годовой
показатель программы по числу безработных,
принявших участие в
С начала 2001 года в общественных работах приняли участие 104,7 тыс. человек против 81,7 тыс. за соответствующий период 2000 года. Годовой показатель программы уже выполнен в Атырауской области на 242,2%, в ВосточноКазахстанской области на 115%, в Жамбылской области на 103,2% .
Основные виды общественных работ: оказание помощи организациям жилищнокоммунального хозяйства на уборке территории города, участие в экологическом оздоровлении городов и региона (озеленение и благоустройство), работа на промышленных предприятиях, в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилья и объектов социальнокультурного назначения.
Вместе с тем, в целом
по республике задолженность по оплате
общественных работ составляет 78,9 млн.
тенге. Значительная сумма задолженности
сохраняется в
Так как безработица в значительной степени связана с несоответствием квалификации безработных спросу на рынке труда, уполномоченными органами по вопросам занятости были приняты меры по переподготовке и профессиональному обучению безработных. За рассматриваемый период уполномоченные органы по вопросам занятости республики направили на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации 11,3 тыс. безработных граждан или 67,3% от уровня, намеченного программой на 2001 год. Наиболее высокие показатели по обучению безработных достигнуты в Акмолинской области 85,9% к годовому заданию, Атырауской 74,6, ВосточноКазахстанской 79,6%.
По данным акимов областей, по состоянию на 1 сентября 2001 года в стране создано 147,4 тыс. рабочих мест, в том числе 31,0 тыс. временные или сезонные. Наиболее активно они создаются в Жамбылской 17,1 тыс., ВосточноКазахстанской областях 16,1 тыс. рабочих мест.
Очень слабо поставлена эта работа в Атырауской области, где для 10,6 тыс. безработных, зарегистрированных в органах по вопросам занятости, создано лишь 3,8 тыс. новых рабочих мест.
В соответствии с графиком восстановления и создания рабочих мест на крупных и средних предприятиях промышленности за 7 месяцев 2001 года создано 10,2 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет восстановления существующего производства 4,2 тыс., расширения старого производства 2,9 тыс., ввода нового производства 3,1 тыс. рабочих мест.
В Жамбылской области подавляющее число рабочих мест (более 80 процентов) организованы как временные и сезонные на период уборки урожая и не обеспечивают длительную занятость.
Приведенные примеры свидетельствуют об инвестиционных возможностях и, в целом, об оживлении экономики. Однако темпы создания рабочих мест не в полном объеме удовлетворяют спрос на них и не оказывают существенного влияния на снижение уровня безработицы.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан проводит целенаправленную работу по регулированию привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, созданию дополнительных рабочих мест, профессиональной подготовке казахстанских граждан организациями, привлекающими иностранную рабочую силу.
Наблюдается рост численности граждан Казахстана на предприятиях, привлекающих иностранных граждан (первое полугодие 2000 г. 122,2 тыс. человек, 6 мес. 2001 г. 239,8 тыс. человек).
В первом полугодии 2001 года привлечено 5190 иностранцев, что на 10% меньше, чем за соответствующий период прошлого года (5785 человек).
Кроме того, на предприятиях,
привлекающих иностранных специалистов,
ежегодно увеличивается количество
дополнительно созданных
В Атырауской области на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу, создано 1,9 тыс. новых рабочих мест, переобучено 516 казахстанских специалистов. На предприятиях с иностранной рабочей силой трудятся 11,5 тыс. граждан Казахстана.
Успешной реализации задач, поставленных перед министерством, способствовало принятие правительством Республики Казахстан ряда важных нормативных правовых актов.
Так, с 1 января 2001 г. введен в действие Закон Республики Казахстан "О занятости населения".
В развитие Закона "О занятости населения" приняты:
постановление "О
мерах по реализации Закона
Республики Казахстан от 23 января
2001 года "О занятости населения",
предусматривающее утверждение
правил определения квоты и
выдачи разрешений
постановление правительства
Республики Казахстан от 5 марта
2001 года "Об установлении квоты
на привлечение иностранной
приказ "О распределении численности квоты по областям, городам Астана и Алматы";
Типовое положение
об уполномоченном органе по
вопросам занятости,
Совместно с заинтересованными министерствами и Национальным банком Республики Казахстан проведен анализ выполнения Программы микро кредитования малоимущих граждан за период 19982000 годы. В правительство внесена информационноаналитическая справка с предложениями о перспективах программы.
На Совете безопасности рассмотрен
вопрос о проблемах нелегальной
трудовой миграции в южных регионах
республики. С целью устранения негативных
влияний на показатели Программы
по борьбе с бедностью и безработицей
и уровень занятости населения
южных регионов принят комплекс мероприятий.
В том числе разрабатывается
проект двухстороннего соглашения между
Республикой Казахстан и
В соответствии с распоряжением премьерминистра Республики Казахстан от 23 июля 2001 года № 57р Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с Министерством образования и науки создана рабочая группа по разработке программы трудоустройства выпускников вузов, обучавшихся по государственному образовательному заказу, и методики средней долгосрочного прогнозирования структуры спроса на рынке труда специалистов с высшим профессиональным образованием.
Подготовлены «Правила организации деятельности центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства», в соответствии с которыми в настоящее время действуют 10 центров социальной адаптации в городах Шымкенте, Жамбыле, Караганде, Жезказгане, Темиртау, УстьКаменогорске, Семипалатинске, Атырау, Павлодаре, Актау.
2.2 СОСТОЯНИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В ЯНВАРЕОКТЯБРЕ 20001 года
Численность граждан, состоящих на учете в уполномоченных органах занятости в качестве безработных (по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан), на конец октября 2001 г. составила 222,7 тыс. человек, что на 76 человек меньше, чем в предыдущем периоде и на 19,9 тыс., или на 8,2% меньше, чем в соответствующем периоде 2000 г. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения относительно предыдущего месяца не изменилась и составила 2,9%. Из числа зарегистрированных безработных более половины (121,8 тыс. человек) женщины, причем треть из них жительницы села (35,3 тыс.). Относительно сентября т.г. число безработных женщин уменьшилось на 0,5 тыс. человек (на 0,4%). Значительное число граждан, зарегистрированных в качестве безработных на конец октября 2001 г., отмечено в ВосточноКазахстанской 27,9 тыс. человек (12,5% от их общего числа), Павлодарской 24,7 тыс. (11,1%), Костанайской 18,8 тыс. (8,5%), Жамбылской 17,4 тыс. (7,8%), Карагандинской, Акмолинской и Кызылординской областях 15,015,1 тыс. человек (6,76,8%). Наименьшее число безработных 4,1 тыс. (1,8%) зарегистрировано в г. Астане.
В уполномоченные органы по вопросам занятости в поисках работы за десять месяцев 2001 г. обратилось 284,7 тыс. человек, в том числе проживающих в сельской местности 96,3 тыс. человек. В октябре т.г. их число составило 26,7 тыс. человек, что на 0,5 тыс. человек (на 1,7%) меньше, чем в сентябре, из жителей сельской местности соответственно, 8,1 тыс. человек и на 1,2 тыс. (на 13,2%) меньше.
В октябре т.г. по сравнению с сентябрем в восьми регионах республики наблюдалось снижение числа граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства. Так, в ЮжноКазахстанской области их число уменьшилось почти в два раза на 1,2 тыс. человек, Кызылординской на 0,4 тыс., Алматинской и Карагандинской по 0,3 тыс.
Трудоустроено за прошедшие десять месяцев т.г. 122 тыс. человек, в их числе сельских жителей 33,6 тыс. В октябре т. г. работу получили 12,9 тыс. человек, или 48,6% от числа граждан, обратившихся в органы занятости в поисках работы в этом же месяце, в том числе проживающие в сельской местности 3,2 тыс. человек, или каждый третий (39,7%) из числа желающих получить работу селян.
В октябре т. г. из общего числа безработных 9,6 тыс. малообеспеченных граждан назначена материальная помощь, средний размер которой составил 1321 тенге. В сентябре 2001 г. она равнялась 1324 тенге и составляла всего 7,4% от среднемесячной номинальной заработной платы одного работника этого же месяца.
По состоянию на 1 ноября 2001 г. по различным причинам полностью остановили производство 211 предприятий (на 1 октября т.г. 205 предприятий), частично 281 предприятие (300), полностью перешли на режим неполного рабочего времени 67 предприятий (69). Число работников, находящихся в вынужденных отпусках, в октябре т.г. против сентября уменьшилось на 2,1 тыс. человек и составило 31,8 тыс. Значительное их число отмечено в Жамбылской области 10,4 тыс. человек (32,7%), ЮжноКазахстанской, Алматинской, ВосточноКазахстанской областях
5,4 тыс. (17%), г. Алматы и Карагандинской, 2,12,5 тыс. человек (6,77,9%).
2.3 УРОВНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в сентябре 2001г. составила 17918 тенге и возросла по сравнению с сентябрем предыдущего года на 21,7 %, в реальном выражении на 12,7%. Ее уровень превысил величину прожиточного минимума в 4,1 раза, минимальный размер оплаты труда в 5,1 раза (в сентябре 2000 г. соответственно, в 3,6 и в 5,3 раза).
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется путем деления суммы начисленного фонда заработной платы на численность фактически проработавших работников (т.е. численность для исчисления средней заработной платы) и на число месяцев в отчетном периоде.
Реальная заработная плата
покупательная способность
В третьем квартале т.г. в среднем по республике оплата труда у мужчин составляла 22370 тенге, что в 1,8 раза выше (в соответствующем квартале 2000 г. в 1,7 раза), чем у женщин. Тендерная дифференциация заработной платы в финансовой деятельности сложилась в 1,7 раза, в строительстве и промышленности в 1,5 раза, в сельском хозяйстве и государственном управлении в 1,4 раза, образовании и здравоохранении в 1,3 раза.
Диаграмма № 3 Номинальная заработная плата мужчин и женщин по отдельным видам экономической деятельности в III квартале 2001 года.
Глава III Рынки труда как регуляторы
занятости населения
3.1. Политика на рынках труда по улучшению
занятости и снижению безработицы.
Основные направления
улучшения занятости и снижения
безработицы (в том числе скрытой)
путем воздействия на спрос и
предложение рабочей силы изображены
на (схеме № 3). Реализация каждого
направления и мероприятия
Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.
Первое и основное направление
политики формирования спроса на рабочую
силу — сохранение и модернизация
рабочих мест, создание новых и
ликвидация излишних или неэффективных.
Эти меры осуществляются на действующих
предприятиях при поддержке местных
и региональных органов власти, содействующих
привлечению необходимых
Второе направление — создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест). На
ряду с созданием новых
предприятий положительное
Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости.
Информация о работе Рынок труда: Его эволюция, понятие, взаимосвязь с воспроизводством рабочей силы