Рынок труда и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка труда: рассмотрение его роли и особенностей в России. Рынок труда и занятость населения – два тесно связанных фактора, влияющих и взаимодействующих друг с другом. Во второй части работы рассмотрено понятие занятости населения, а также проблемы занятости населения и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Рынок труда и его характерные особенности………………………………...5
1.1.Сущность и структура рынка труда………………………………………….5
1.2.Особенности рынка труда в современной России……………………….…9
1.3.Роль рынка труда……………………………………………………………...10
2.Занятость населения…………………………………………………………......12
2.1. Понятие, сущность и виды занятости……………………………….............12
2.2. Причины и формы безработицы……………………………………………..14
2.3. Проблема “скрытой” безработицы в России……………………………….17
3. 3. Государственное регулирование занятости………………..………….…...22
3.1. Регулирование рынка труда в России…………………………………….....22
3.2. Основные направления государственного регулирования рынка труда…23
3.3. Федеральная служба занятости России……………………………………...26
3.4. Уровень безработицы в России………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………………....31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 236.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

 

1.Рынок  труда и его характерные особенности………………………………...5

   1.1.Сущность и структура рынка труда………………………………………….5

   1.2.Особенности рынка труда в современной России……………………….…9

   1.3.Роль рынка труда……………………………………………………………...10

2.Занятость  населения…………………………………………………………......12

   2.1. Понятие, сущность и виды занятости……………………………….............12

   2.2. Причины и формы безработицы……………………………………………..14

    2.3. Проблема “скрытой” безработицы в России……………………………….17

3. 3. Государственное регулирование занятости………………..………….…...22

   3.1. Регулирование рынка труда в России…………………………………….....22

   3.2. Основные направления государственного регулирования рынка труда…23

   3.3. Федеральная служба занятости  России……………………………………...26

   3.4. Уровень безработицы в России………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………..30

Список  литературы………………………………………………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема рынка труда, занятости  и безработицы являются одной  из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени.

Проблемы  состояния рынка труда и занятости  населения исключительно актуальны  для российской экономики, стоящей  перед необходимостью сохранить, приумножить  и рационально использовать имеющийся  трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная  интеграция в систему международных  экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности  страны является высококвалифицированная, мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах производства и  обеспеченная устойчивой занятостью.

Рынок труда и занятость населения  занимают особое место в системе  рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью  или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок  труда играет важную роль в системе  воспроизводства. Именно на рынке труда  происходит купля-продажа рабочей  силы, оценивается ее полезность и  общественная значимость.

Рынок труда в России находится  на этапе становления и развития со всеми присущими этому периоду  особенностями. Продолжающийся процесс  его формирования, требует новых  подходов к сфере социально-трудовых отношений, учитывающих специфику  российской экономики. Речь идет об учете  характера изменения отраслевой структуры занятости, о значительных масштабах скрытой безработицы, росте занятости в неформальном секторе экономики, низкой мобильности  рабочей силы и др., что требует  всестороннего анализа не только количественных, но и качественных величин рассматриваемых явлений. Необходимо также соответствующее  рассмотрение системы государственного управления занятости в силу того, что в настоящее время происходит определенное перераспределение объема задач в области решения социально-трудовых отношений между федеральными и  региональными органами власти.

Целью данной курсовой работы является анализ рынка труда: рассмотрение его  роли и особенностей в России. Рынок  труда и занятость населения  – два тесно связанных фактора, влияющих и взаимодействующих друг с другом. Во второй части работы  рассмотрено понятие  занятости  населения, а также проблемы занятости населения и пути их решения.

В соответствии с заданной целью  были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты  сущности и структуры  рынка труда, его особенности на современном  этапе;

Рассмотреть понятие, сущность и виды занятости. Выделить основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда, факторы, влекущие рост безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рынок  труда и его характерные особенности

1.1.Сущность  и структура рынка труда

Рынок труда – наиболее сложный  элемент рыночной экономики. Переплетение интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере, специфика национального поведения и другие факторы оказывают существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынки труда имеют ярко выраженные специфические национальные черты. Рынок труда можно определить как систему социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцам средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.1

Рынок труда представляет собой  механизм осуществления контактов  между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей  силы (нанимаемыми).2  Этот рынок включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.

Круг продавцов на рынке труда  чрезвычайно разнообразен. В него входят и шахтер, нанимающийся для  добычи угля под землей, и артист, подписывающий договор на проведение концертов, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику  исследований, и министр, которому государство  платит жалованье за руководство  определенной сферой деятельности.

Испытывая потребность к постоянному  воспроизводству, причем каждый раз  на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет, только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей – с другой.

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.3

В зависимости от целей анализа  структура рынка труда определяется разными признаками. В данном случае рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение  рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты,  связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов  и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.

Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения- профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники (и их объединения - профсоюзы) - граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства, или работодателю, посредством вступления в трудовые отношения с ним; а также добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;

Работодатели (предприниматели и их союзы) - физические либо юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения с работником;

Государство и его органы - федеральные, региональные и местные органы управления, выполняющие следующие функции: социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики, законодательные, связанные с разработкой юридических норм и правил регулирования рынка труда косвенными методами, ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).

Второй компонент - юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Успешное функционирование рынка  невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические  программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый  компонент) - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда - государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).4

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что  рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле - это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных Сил России; лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения; домашние хозяйки, чье материальное положение заставляет их пойти работать и т.д.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения